1«Андрей Рублев» (Андрей Тарковский, 1966)
Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: Мосфильм
Андрей Тарковский был тем режиссером, кто открыл мне глаза. Когда я впервые увидел его фильмы, я вдруг осознал, что эмоция может рождаться напрямую из звука или изображения, не обязательно из драматургии и истории. Тарковский для меня очень важен, и я всегда буду любить его творчество, каждый сделанный им кадр. Ну, не буквально каждый, конечно, и возможно даже не каждый его фильм, но мне действительно близко то, что он делал. Его творчество меня глубоко тронуло в свое время и дало мне энергию захотеть творить самому. Я благодарен Тарковскому за ту свободу, что была в его фильмах. Он не просто рассказывал какую-то историю, развлекая нас, но пытался передать нам собственное чувство жизни. У Тарковского были ответы на многие вопросы о сути вещей.
2«Невинный» (Лукино Висконти, 1976)
Трейлер фильма «Невинный» (1976)
Фильм, который я смотрел большее количество раз, чем какой-либо другой. Висконти мне очень нравится за сложность его работы с внутренним миром, с внутренней эмоциональной жизнью его героев.
3«Слово» (Карл Теодор Дрейер, 1955)
Сцена из фильма «Слово» (1955)
«Слово» — один из моих самых любимых фильмов, и один из тех фильмов, которые больше всего на меня повлияли, настоящее чудо кино. Но, конечно, для меня важны и другие работы Дрейера.
4«Плохой лейтенант» (Абель Феррара, 1992)
Сцена из фильма «Плохой лейтенант» (1992)
Самое главное, что я ищу в любом фильме — это не следование формулам и канонам, а сильное авторское видение. Таким качеством определенно наделены фильмы Абеля Феррары. Он велик даже в своих ошибках. На самом деле, «ошибки» и являются самыми интересными частями его картин — когда все как бы начинает распадаться и пробуксовывать, а ты перестаешь понимать сюжет. И все, что делает в фильме «Плохой лейтенант» Харви Кейтель — великолепно. Даже если он просто идет по улице. В его игре очень много человеческого. А еще в фильме замечательная операторская работа, которая кажется очень грязной. На самом деле в ней нет ничего лишнего и украшательного. Все выглядит хаотично, но при этом все к месту и решено наилучшим возможным образом.
5«Мать и сын» (Александр Сокуров, 1997)
Сцена из фильма «Мать и сын» (1997)
Если бы инопланетяне прилетели на Землю и попросили показать один-единственный фильм, то это должна была бы быть картина «Мать и сын» Александра Сокурова. У него я люблю не только «Мать и сын» , я обожаю все его фильмы. Хорошие и даже плохие, я просто поражаюсь его поэтикой. Тому, как он не боится работать с классическим искусством.
6«Путешествие в Италию» (Роберто Росселлини, 1954)
Трейлер фильма «Путешествие в Италию» (1954)
Я очень люблю Роберто Росселлини. Прежде всего, за его умение снимать в любых предлагаемых обстоятельствах. Росселлини был мастером работать с окружающим миром так, чтобы условия позволяли ему рассказывать его истории.
7«Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (Робер Брессон, 1956)
Сцена из фильма «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (1956)
Робер Брессон — тоже большой мастер, особенно в том, что касается работы с непрофессиональными актерами, а также с использованием звука. „Приговоренный к смерти бежал“ — мой личный фаворит в его фильмографии.
8«Управляющий Сансе» (Кэндзи Мидзогути, 1954)
Трейлер фильма «Управляющий Сансе» (1954)
Мне близок японский взгляд на мир — медитативный и созерцательный.
9«Палач» (Луис Гарсия Берланга, 1963)
Трейлер фильма «Палач» (1963)
Я восхищаюсь некоторыми фильмами Луиса Гарсии Берланги, а иногда даже только отдельными моментами его фильмов. Но даже когда это только так, эмоции могут быть настолько сильными, что этого достаточно, чтобы заставить меня восхищаться всем режиссером. У Берланги действительно есть стиль, причем очень сильный, основанный на экономии средств выразительности. Его кино открыто для широкой публики, а не только для киноманов. У него всегда есть несколько утрированный элемент иронии. Мы буквально чувствуем, как режиссеру весело. В „Палаче“, фильме Берланги, который меня больше всего трогает, говорится о парне, который убивает людей. И в то же время Берланге удается заставить нас почувствовать к этому парню нечто большее, чем симпатия. В фильмах Берланги, как это часто бывает в комедиях, мы в легкой форме приближаемся к самой глубокой тайне человека: что мы делаем здесь? Эта черта мне больше всего нравится в великих режиссерах: смесь глубины и легкости.
10«Гармонии Веркмейстера» (Бела Тарр, 2000)
Сцена из фильма «Гармонии Веркмейстера» (2000)
«Гармонии Веркмейстера» — это подлинная красота! Во время просмотра я буквально не мог поверить своим глазам. Это настоящее искусство, мастерское проникновение в природу экзистенции.
11«Ты, живущий (Рой Андерссон, 2007)
Сцена из фильма «Ты, живущий» (2007)
Рой Андерссон — один из моих любимых современных режиссеров. Этот фильм — чистая красота.
12«Место на земле» (Артур Аристакисян, 2001)
Сцена из фильма «Место на земле» (2001)
Когда я смотрю «Место на земле» Артура Аристакисяна, я чувствую радость и счастье.
Источники: Errarta, Senses of Cinema, Telegraph, ttff.
Обложка: режиссер Карлос Рейгадос / AP/TASS