1«Книга джунглей» (Вольфганг Райтерман, 1967)
Трейлер мультфильма «Книга джунглей» (1967)
Идея мультфильма, что человек может быть воспитан медведем и пантерой, в детстве казалась мне такой привлекательной. В десять лет я считал, что могу научиться большему у животных, чем у людей.
Трейлер фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Мне было шестнадцать, когда я увидел «Пролетая над гнездом кукушки». В этом возрасте начинаешь задаваться вопросом о том, какой мир тебе оставляют взрослые. Милош Форман показал в своем фильме мир, где сумасшедшие — не такие уж и сумасшедшие, а действительно сумасшедшими кажутся те, кто должен за ними присматривать. В фильме дается весьма четкое представление о том, что есть добро, а что есть зло. Якобы хорошие люди оказываются подлецами, а безумцы — хорошими. Помню, как меня это потрясло, как опрокинулось все, чему меня шестнадцать лет учили родители.
3«Амадей» (Милош Форман, 1984)
Трейлер фильма «Амадей» (1984)
В этом фильме отражена суть того, что значит быть художником. Фильм-портрет величайшего гения в истории. Весь его путь настолько удивителен. Мы узнаем, что когда-то окружающие не признавали его гениальность, что некоторые пытались украсть его талант, мы становимся свидетелями процесса творчества. Поскольку я тоже художник, меня этот фильм сильно поразил.
4«2001 год: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)
Трейлер фильма «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
«Космическую одиссею» я увидел в возрасте десяти лет. И сейчас у меня такое ощущение, будто это было вчера. Такое мощное, основательное кино. Этот фильм был для меня словно магнитом — притягивающим, толкающим к росту. Он показывает нам, как многого мы не знаем, и тем самым заставляет нас развиваться. Когда во время учебы в киношколе мне нужна была мотивация, ее источником служил фильм Стэнли Кубрика. Этот режиссер был лучшим учителем, которого так не хватало.
5«Битва за огонь» (Жан-Жак Анно, 1981)
Трейлер фильма «Битва за огонь» (1981)
В этой картине показана заря человечества, находящегося в поисках огня. За два часа экранного времени мы не слышим ни одного слова. При этом цель героев ясна — сохранить огонь. Это напоминание всем нам о том, что люди должны взаимодействовать друг с другом, обмениваться, делиться и развиваться. После такого кино приходишь домой, включаешь свет и радуешься от осознания того, что просто есть этот свет.
6«Телесеть» (Сидни Люмет, 1976)
Трейлер фильма «Телесеть» (1976)
Фильм, в котором общество критиковалось в непривычной для меня в то время форме. «Телесеть» стала для меня своего рода открытым окном в окружающий мир, который я не замечал. Я и не предполагал, что люди могут быть такими злыми.
7«Аватар» (Джеймс Кэмерон, 2009)
Трейлер фильма «Аватар» (2009)
Это кино — воплощение опыта и пути Джеймса Кэмерона как кинематографиста. Он начинал водителем грузовика, который мечтал о том, чтобы делать кино. Он просто верил в свою мечту. И эта вера привела его в итоге к фильму «Аватар», к кульминации мечты, к иллюстрации того, что мечту нельзя бросать. Каждый раз, когда на меня накатывает депрессия, я вспоминаю о Джиме.
8«Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда» (Джордж Лукас, 1977)
Трейлер фильма «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда» (1977)
Джордж Лукас написал поразительный сценарий, разработкой которого не хотела заниматься ни одна студия. Лукас пытался убедить студийных боссов, что персонажи с именами C-3PO и R2-D2 могут быть звездами, героями киноэкрана. Конечно, в те времена смотреть на это было удивительно: первые десять минут мы видим лишь пустыню и двух роботов. И это работает — ты следуешь за этими героями, погружаешься в волшебство, какого прежде никогда не было. Кадр из этого фильма с медленно выползающим на экран космическим кораблем производит такой эффект: «Вау!». И это ответ на вопрос, почему я так много работаю. Я хочу предлагать людям такие же вау-моменты, чтобы они запоминали их.
Трейлер фильма «Таксист» (1976)
Я бы очень молод, когда впервые увидел «Таксиста» и «Злые улицы», и с тех пор я являюсь большим поклонником Мартина Скорсезе. В «Таксисте» меня особенно трогает сила актеров и понимание того, насколько далеко можно зайти в работе с ними. Камера иногда кажется случайным свидетелем, а изображение сырым и необработанным. Как будто бы не было репетиций, а все просто случилось перед камерой здесь и сейчас. Но в действительности мы понимаем, что это не так.
10«Необычный день» (Этторе Скола, 1977)
Трейлер фильма «Необычный день» (1977)
Тема этого фильма — вот что вызывает такой отклик при его просмотре. Действие происходит во время визита Адольфа Гитлера в Италию, и картина демонстрирует, насколько сильно можно расширить историю, посмотрев на нее с разных сторон. Можно, например, взять точку зрения двух людей, сидящих в квартире в Риме. Глубинная тема этого фильма — отношения между двумя людьми. Она раскрыта очень красиво и по-настоящему трогательно.
Обложка: на съемках фильма «Малавита» (2013) / Relativity Media