Режиссер, продюсер Олег Асадулин Мой список любимых фильмов довольно хаотичен и очень личный. В нём вы не найдёте ни «Криминального чтива», ни «Бойцовского клуба», ни «Апокалипсиса сегодня». Любимыми, в привычном смысле слова, они для меня не являются, так как они – любимы всеми. Я, конечно, знаю их и глубоко уважаю, но всё же в сердце мне запали другие. Какие-то фильмы из этого списка, может быть, даже кем-то уже и забыты, но главным критерием при их отборе для меня было лишь то, что каждый из них в своё время и по-своему, но сделали меня таким, каков я есть сейчас.
01. «Большой Лебовски» (Джоэл Коэн и Итан Коэн, 1998)
Манифест великих братьев, культовое кино о котором уже давно пишут философские трактаты. Коэновские фильмы, и этот в особенности, были для меня всегда квинтэссенцией, ядрёным концентратом знаний о кино. Всё, что вы хотели бы знать о жанрах и кинодраматургии, но боялись спросить – в одном фильме.
02. «Сказка странствий» (Александр Митта, 1982)
Без этого фильма, наверное, не было бы меня как режиссёра, как зрителя. Фэнтези в СССР. Он взорвал мне мозг в детстве своим масштабом, во всех отношениях, пересмотрел я его тогда раз 10, и всё в кинотеатре. Великий Александр Наумович Митта, спасибо Вам за этот фильм!
03. «Гражданка Рут» (Александр Пэйн, 1996)
Первый фильм замечательного Александра Пэйна. Грандиозная чёрная сатира на американское (да, впрочем, на любое) общество с неповторимой антигероиней в центре повествования. Признанный сегодня мастер заявляет о себе и своём таланте в полный голос. Только Пэйну удаются чёрные комедии, где в душе зритель обливается слезами любви и сочувствия, наблюдая за героями, аутсайдерами и неудачниками, маленькими людьми.
04. «Шоссе в никуда» (Дэвид Линч, 1997)
То, что раньше подростком было любимо у Бунюэля, было увидено мной в завораживающей, шокирующей, современной форме у Линча. Шедевр великого мастера, кино, сделавшее 90-е и во многом сформировавшее его стиль и мифологию. Слияние живописи, литературы, музыки и кино. Маст си.
05. «Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)
Ода великому кино от вечного ребёнка дель Торо, до сих пор играющего в игрушки, старые и новые. Невероятно и грандиозно. Больше нечего добавить.
06. «Дипломная работа» (Алехандро Аменабар, 1996)
Первый фильм Алехандро Аменабара, снятый им в 24 года. Один из лучших триллеров, которые я когда-либо видел, несмотря на то, что снят он был в Испании студентом-недоучкой. Просто и гениально, триллер для чайников, энциклопедия жанра, простое, как школьное сочинение, но выполненное с виртуозностью гения.
07. «Поговори с ней» (Педро Альмодовар, 2002)
Шедевр Альмодовара, который я могу пересматривать бесконечное множество раз. Бульварный роман, кич, слёзы, кровь, слюни, сперма и сплетни смешаны в кино архаической силы. Единственный в своём роде фильм. Кому ещё удавалось так рассказывать? Альмодовар же управляется с этим заданием с лёгкостью Бога.
08. «Разбирая Гарри» (Вуди Аллен, 1997)
Один из лучших фильмов великого Вуди. Грязный, дерзкий, непричёсанный маленький шедевр разозлившегося гения. Полный самоиронии, мудрый трэш. Только Вуди доступны такие глубины.
09. «Асса» (Сергей Соловьёв, 1987)
Если «Сказка странствий» – это моё детство, то «Асса» – это отрочество. У каждой страны, каждой эпохи есть свой манифест, свой «Беспечный ездок» Денниса Хоппера. Это мой «Беспечный ездок», моей страны, моего поколения. Когда-то, в конце 80-х, я шёл раз в пятый на «Ассу», а площадь перед челябинским кинотеатром «Урал» была полна людей, которые спрашивали лишний билетик. Зрители в зале пели.
10. «Ночной дозор» (Тимур Бекмамбетов, 2004)
Фильм, заставивший меня вернуться в конце 2000-х из Германии в Россию. Он доказал, и не только мне, что российское кино – живо и ещё всем покажет. Дай Бог и дальше здоровья и сил Тимуру.