01. «Мэри Поппинс» (Роберт Стивенсон, 1964)
Трейлер фильма «Мэри Поппинс» (1964)
Мой первый опыт режиссуры связан с фильмом «Мэри Поппинс». Во всяком случае, так говорит моя мама. Когда мне было где-то четыре года, мы были на каникулах, где я от всех требовал воспроизвести пингвиний танец Дика Ван Дайка из этого фильма.
02. «Сокровища Сьерра Мадре» (Джон Хьюстон, 1947)
Трейлер фильма «Сокровища Сьерра Мадре» (1947)
«Сокровища Сьерра Мадре» — лучший фильм. У него просто нет конкурентов.
03. «На север через северо-запад» (Альфред Хичкок, 1959)
Трейлер фильма «На север через северо-запад» (1959)
Хотя может быть в один ряд с «Сокровищами Сьерра Мадре» можно поставить «На север через северо-запад».
04. «Патни Своуп» (Роберт Дауни-старший, 1969)
Трейлер фильма «Патни Своуп» (1969)
На фильмы Роберта Дауни-старшего я наткнулся в видеопрокате, когда мне было лет пятнадцать. Сначала он заинтересовал меня, потому что я как раз увидел Роберта Дауни-младшего в каком-то фильме. У меня была фаза интереса к «черной культуре». Мне его фильмы показались настоящим панк-роком в кино. То есть можно делать все, у этого не обязательно должен быть смысл. Пока это казалось забавным или было забавным для того, кто это снимал, это увлекало. В общем, Дауни-старший тогда считался очень эксцентричным и авангардным режиссером.
05. «Мистер Аркадин» (Орсон Уэллс, 1955)
Сцена из фильма «Мистер Аркадин» (1955)
Орсон Уэллс — мой идол.
06. «Боб-прожигатель» (Жан-Пьер Мельвиль, 1956)
Трейлер фильма «Боб-прожигатель» (1956)
Мой дебют во многом вдохновил этот шедевр Жан-Пьера Мельвиля.
07. «Время развлечений» (Жак Тати, 1967)
Трейлер фильма «Время развлечений» (1967)
Когда я снимал «Любовь, сбивающую с ног», хотел сделать кино в стиле Жака Тати.
08. «Женщина есть женщина» (Жан-Люк Годар, 1961)
Трейлер фильма «Женщина есть женщина» (1961)
Я люблю Жан-Люка Годара, но очень по-школьному. То есть я не могу сказать, что когда-либо был тронут им эмоционально. Эмоционально меня больше трогал Франсуа Трюффо.
09. «Стреляйте в пианиста» (Франсуа Трюффо, 1960)
Трейлер фильма «Стреляйте в пианиста» (1960)
Всегда любил гангстерские фильмы. В этом Франсуа Трюффо сделал что-то необычное. Он взял американское гангстерское кино в духе лент с Хамфри Богартом, и вдохнул в него новое, постмодернистское дыхание. Этот фильм научил меня одеваться — мне ужасно хотелось носить такие же костюмы, как у героев! Я прямо хотел жить в этом фильме. Герои картины далеки от образцов для подражания, но они так сексуальны и круты.
Сцена из фильма «Бездомный пес» (1949)
Такие фильмы я называю «попсой» в кино. Здесь все очень просто. Весь фильм можно описать одним предложением: коп-новичок теряет свой пистолет. Невероятно! И начинается фильм с выстрела, что мне безумно нравится. Открывающий кадр — крупный план парня, который говорит: «Я потерял свое оружие». Забавно: Франсуа Трюффо во Франции копировал американские гангстерские фильмы, а Акира Куросава то же самое делал в Японии. Они говорили, что любят Говарда Хоукса и Рауля Уолша, адаптировали похожие вещи на своей почве и выходили с ними на новый уровень. И насилие здесь не кажется игрушечным — вы буквально чувствуете боль во время просмотра: «Черт! Повсюду кровища!».
Трейлер фильма «Славные парни» (1990)
В этом фильме я впервые познакомился с техникой длинного кадра, которую потом наблюдал во французском кино. В «Ночах в стиле буги» я пытался сделать нечто подобное сцене в Копакабана. И в «Славных парнях» таких сцен много. Что удивляет в Мартине Скорсезе (https://tvkinoradio.ru/article/article6238-master-martin-skorseze) — он делает эти претенциозные, безумные длинные кадры, но они у него действительно имеют смысл. Вообще Скорсезе — величайший позер, а мы даже не видим этого.
12. «Мадам де…» (Макс Офюльс, 1953)
Трейлер фильма «Мадам де…» (1953)
О Максе Офюльсе я узнал у Сэма Фуллера, который восхищался его длинными кадрами. После него я старался найти все об Офюльсе. Открывающий кадр «Мадам де…» показывает точку зрения героини, но одновременно снят из-за ее плеча. Думаю, главная причина для такого кадра — это Даниель Дарье. Если у вас в кадре нет человека, на которого бы можно было смотреть так долго, то длинный кадр не нужен. А Дарье абсолютно волшебная здесь. Макс Офюльс первый, кто стал работать с камерой подобным образом. Очевидно, что этот фильм сильно повлиял на мой подход к повествованию.
13. «Я — Куба» (Михаил Калатозов, 1964)
Трейлер фильма «Я — Куба» (1964)
Вряд ли я могу объяснить, о чем этот фильм. В нем есть девушка, история любви и так далее. Все просто в смысле сюжета. Но так бесподобно красиво в плане постановки и круто в плане съемки. Представляю, как авторы выдумывали все эти безумные кадры. Фильм снят широкоугольным 10-мм объективом длинными кадрами. Кадр с погружением под воду из «Ночей в стиле буги» я позаимствовал именно отсюда. Здесь столько оригинальных технических вещей. И во время просмотра ты буквально чувствуешь, с каким удовольствием авторы занимались экспериментами и изобретением нового на съемках.
14. «Плохой день в Блэк Роке» (Джон Стерджес, 1955)
Трейлер фильма «Плохой день в Блэк Роке» (1955)
Мне нравятся фильмы с простой драматургией. В «Плохом дне в Блэк Роке» есть баланс в отражении реальности, живого диалога.
15. «Сладкий запах успеха» (Александр Маккендрик, 1957)
Трейлер фильма «Сладкий запах успеха» (1957)
Фильм, который я мечтал бы написать. В своих сценариях я старался подражать диалогам Тони Кертиса и Берта Ланкастера. Умный, мрачный и один из лучших в истории сценариев.
16-17. «Игорный дом», «Отдел по расследованию убийств» (Дэвид Мэмет; 1987, 1991)
Трейлер фильма «Игорный дом» (1987)
Когда мне было восемнадцать, и я только начинал писать, я тренировал свое ухо, чтобы чувствовать, как говорят люди. На самом деле я старался копировать Дэвида Мэмета, потому что мне по наивности казалось, что в жизни люди общаются именно так, как общаются герои фильмов Мэмета. Мне понадобилось какое-то время, чтобы сообразить, что Мэмет придумал особенный стилизованный способ отражения диалога. Вообще многие, когда слышат имя Дэвида Мэмета, думают именно об искусстве диалога в его фильмах, хотя я считаю, что самой сильной его стороной было мастерство рассказывания истории. Он использует крепкие, старомодные приемы. Но благодаря этому, например, «Игорный дом» мне кажется одним из лучших сценариев всех времен. Структура этой картины просто великолепна.
18-20. «Конфискатор», «Сид и Нэнси», «Уокер» (Алекс Кокс; 1984, 1986, 1987)
Трейлер фильма «Конфискатор» (1984)
Насколько мне известно, Алекс Кокс недооценен. Мне было тринадцать или четырнадцать лет, когда я познакомился с миром «Конфискатора». У этого фильма такая энергетика — очень сконцентрированная, забавная и странная. Фильм разговорный, но не кажется театральным, потому что все постоянно находится в движении. Уверен, Квентин Тарантино любит этот фильм. Хотя мы с ним никогда его не обсуждали, но в том, как герои ведут диалоги, явно чувствуются корни стиля Тарантино.
21-23. «Мелвин и Говард», «Дикая штучка», «Молчание ягнят» (Джонатан Демме; 1980, 1986, 1990)
Трейлер фильма «Молчание ягнят» (1990)
На вопрос, какие три режиссера повлияли на меня больше всего, я отвечаю: «Джонатан Демме, Джонатан Демме и Джонатан Демме». Его «Мелвин и Говард» потрясает меня на эмоциональном уровне. Первые двадцать минут парни просто болтают в машине, и все! Для меня это настоящий рай. Удивительно, как авторы готовят вас принять все, что произойдет дальше. Многие мои фильмы, в том числе «Роковая восьмерка», заимствовали структуру «Мелвина и Говарда». Вот только мне не удавалось повторить ее так же хорошо, как Демме.
24. «Нэшвилл» (Роберт Олтмен, 1975)
Трейлер фильма «Нэшвилл» (1975)
Некоторые называют меня Маленьким Бобби Олтменом. И, знаете, я ничего не имею против. «Нэшвилл» — это идеальное, абсолютно идеальное кино. Оно сделано в формате Cinemascope, который я люблю. А длинные кадры, диалоги, экспериментальный звук… В фильме много историй, но автору удается удерживать внимание зрителей — удивительно. Картина кажется такой натуральной и грязной, но при этом новаторской. Когда я впервые увидел этот фильм, он буквально лишил меня дара речи.
25. «Поющие под дождем» (Стэнли Донен, 1952)
Трейлер фильма «Поющие под дождем» (1952)
Все мы нуждаемся в мюзиклах, правда? «Поющие под дождем» для меня значат много из-за сюжета — переход от немого кино к звуковому. И в фильме есть все, что необходимо мюзиклу: обаятельные герои, девушки, студийные боссы, жующие сигары. Фильм наполнен цветом и чертовски забавен. И даже если бы все в нем было отстоем, кроме сцены танца Джина Келли, это все равно был бы один из моих любимых фильмов. Келли здесь так хорош!
26. «Это Spinal Tap» (Роб Райнер, 1984)
Трейлер фильма «Это Spinal Tap» (1984)
Увлечение этим мокьюментари подтолкнуло меня к созданию «Истории Дирка Дигглера», легшей потом в основу «Ночей в стиле буги».
27. «Кошечка Джейд» (Боб Чинн, 1977)
Сцена из фильма «Кошечка Джейд» (1977)
А этот фильм мог бы снять Альфред Хичкок, если бы он снимал порно. Я рекомендовал его к просмотру команду «Ночей в стиле буги». Для меня это квинтэссенция порнографии. Здесь есть таинственное убийство и типичный герой боевика в исполнении Джона Холмса. Конечно, фильм отстойный, но его все равно забавно смотреть. Вам действительно становится интересно, какой же сюжетный поворот будет после очередной постельной сцены.
28. «Последний американский девственник» (Боаз Дэвидсон, 1982)
Трейлер фильма «Последний американский девственник» (1982)
Помню такой фильм «Последний американский девственник». Это далеко не великое кино, но почему-то на меня оно произвело большое впечатление. Один из бесчисленного множества подростковых фильмов начала 1980-х, но действительно хорошо сделанный.
29. «Девятая конфигурация» (Уильям Питер Блэтти, 1980)
Сцена из фильма «Девятая конфигурация» (1980)
«Девятая конфигурация» — одна из тех картин, которые обнаруживаешь случайно по телевизору, а спустя какое-то время смотришь ее на DVD и узнаешь, что видел-то всего половину фильма.
Трейлер фильма «Барри Линдон» (1975)
Все мы дети Стэнли Кубрика, не так ли? Возможно ли сделать в кино что-то, чего не делал он?
Источники: Criterion, Digital Spy, Neon Magazine.
Обложка: Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Врожденный порок» (2014) / Wilson Webb / Warner Bros.