01. «И подбежали они» (Винсент Миннелли, 1958)
02. «Если…» (Линдсей Андерсон, 1968)
Великий английский режиссер Линдсей Андерсон умер 20 лет назад, успев снять только пять или шесть картин, но все они крайне любопытные. «Если…», пожалуй, самый известный его фильм. Главную роль в нем играет Малкольм МакДауэлл, еще до «Заводного апельсина». Это такое максимально подростковое кино, прекрасное и очень радикальное. Не зря фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Канн. Он очень хорошо отразил свое время, 60-е, став эталоном молодежного бунтарского кино – один из моих любимых жанров. Но вместе с тем картина поэтична, почти по-брехтиански, и наполнена разного рода фантастикой… Еще мне нравится такое удивительное чередование: фильм цветной, но в нем есть черно-белые вставки… В общем, на это кино стоит потратить время. Оно же считалось культовым в 70-е, 80-е, потом его почему-то забыли. Молодежь стала смотреть «Под кайфом и в смятении». Но «Если…» гораздо лучше. Просто поверьте мне.
03. «400 ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
«400 ударов» Трюффо это по-настоящему каноническое кино, которое вроде бы видели вообще все, хотя, к удивлению, встречаются и исключения. Это дебют Трюффо. Снятый им в 20 с чем-то лет. Фильм о нескольких днях из жизни 13-летнего парня… Как мне кажется, из всех великих режиссеров Трюффо был наиболее чуток к теме детства. Не зря этот фильм считается одним из лучших о подростках…
04. «Нэшвилл» (Роберт Олтмен, 1975)
05. «Странствия Салливана» (Престон Стерджес, 1941)
Величайшая комедия всех времен. С момента выхода в 1941 году она не устарела ни на один день. Это удивительно, учитывая, что это кино сделано в Голливуде и о Голливуде. Фильм посвящен успешному режиссеру, который пытается найти смысл своего творчества. Здесь очень реалистично воспроизведены характеры. Хотя это комедия, и здесь все немного утрировано, но мастерство диалога Престона Стерджеса так высоко, что у фильма появляется второй слой, делающий его уникальным. Это удивляет даже сегодня. Страсти героев, вневременные темы, например, мотив столкновения искусства и коммерции, мало где отражались столь же удачно, тем более в комедийном ключе.