01. «Семейный портрет в интерьере» (Лукино Висконти, 1974)
Все наши любимые фильмы в той или иной степени объединяет один критерий. Его сформулировал Набоков в лекциях по зарубежной литературе. Для него приметами настоящего искусства являются красота плюс жалость, то есть когда красота должна умереть. В фильме Висконти «Семейный портрет в интерьере» этот мотив как раз является главным.
02. «Пустыня Тартари» (Валерио Дзурлини, 1976)
Кино с сумасшедшей метафизикой и уникальным настроением. На этом примере можно учиться, как создавать на экране ощущение тревоги и недосказанности, как оставлять зрителю возможность домысливать.
03. «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)
Фильм, о котором сложно говорить, потому что из него любому кинематографисту пригодится всё. Кубрик гениально работает со звуком, с актерами, совершенно неповторимо нагнетает саспенс, балансирует на грани реальности и нереальности. Всё, что необходимо знать кинематографисту — всё в этом фильме есть.
04. «Банда аутсайдеров» (Жан-Люк Годар, 1964)
Годар необъятен, но если выделять что-то одно, мы бы назвали «Банду аутсайдеров». Обязательная программа потому, что это образец режиссерской свободы, редкой, почти невозможной лёгкости. Не говоря уже о том, что этим фильмом питались и Джармуш, и Кар-Вай, и Тарантино, и многие другие.
05. «Мертвец» (Джим Джармуш, 1995)
Возможно, это несколько шаблонно называть «Мертвеца» любимым фильмом. Ну, кто его не любит? И тем не менее. Это не фильм, а песня, кино, созданное по законам музыки. Включаешь его с любого места и в любое время, попадаешь в транс Нила Янга и плывешь по картине. Если называть эталон психоделики в кино, то вот, пожалуйста, «Мертвец» Джармуша.
06. «Дикие дни» (Вонг Кар-Вай, 1990)
Прекрасное кино, сделанное на все времена.
07. «Синий бархат» (Дэвид Линч, 1986)
Обожаем этот фильм. Он ошеломляет до сих пор, и здесь тоже многому можно научиться. К тому же играет наш любимый актер — Кайл Маклахлен.
08. «Малхолланд Драйв» (Дэвид Линч, 2001)
Добавим в список ещё один фильм Линча. Маэстро позволительно. Но вообще Линча надо смотреть всего, потому что у него есть уникальная цельность, и все его фильмы дополняют друг друга.
09-10. «Пустоши», «Дни жатвы» (Терренс Малик, 1973, 1978)
Ранний Малик — тоже обязательная программа на все времена. Фильмы из тех, что можно брать с собой в космос. Мощнейшее кино, которое просто непостижимо, как сделано. И удивительно, что это 70-е годы, смотрится абсолютно современно.