1«Lost (Остаться в живых)» (сериал, 2004 — 2010)
Нужно смотреть всем, потому что, считается, именно с него началась «золотая эра» телесериалов. Но я впервые столкнулся с ним в эфире Первого канала в дублированном варианте: надо ли объяснять, почему я не захотел его смотреть с первой серии?
2«Покровские ворота» (Михаил Козаков, 1982)
Надо смотреть всем, кому кажется смешными фразы, типа «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» Меня бесит «театральность» постановки, многозначительные взгляды актеров и выспренно прочитанные цитаты, снятые прекрасным театральным актером, который вдруг решил стать кинорежиссером.
3«Здравствуйте, я ваша тетя» (Виктор Титов, 1975)
Вообще никому не обязательно смотреть, но почему-то фильм популярен среди простых телезрителей. В хороших школах учат, что нет ничего пошлее, чем переодевать мужчину в женщину (и наоборот).
4«Мастер и Маргарита» (Владимир Бортко, 2005)
Я считаю, что Владимир Бортко — самый переоцененный российский режиссер, который с первых же минут экранизации романа Булгакова доказывает это. Почему у него играют самые лучшие артисты страны — загадка.
5«Изгоняющий дьявола» (Уильям Фридкин, 1973)
Мой косяк. У меня была масса поводов посмотреть классический ужастик Фридкина, но всегда не сходилось. Как только дело доходит до Риган, говорящей низким мужским голосом, мне становится дико смешно, и я уже не могу смотреть дальше. Надо взять себя в руки и досмотреть до конца.
1«Джонни взял ружье» (Далтон Трамбо, 1971)
Эта картина вряд ли входит в списки абсолютных must-see шедевров кинематографа, но сомневаться в ее качестве не приходится (особенное если вы фанат Metallica и видели жутчайший клип на песню One). Это единственная режиссерская работа Далтона Трамбо, великого сценариста («Римские каникулы», «Спартак»), ставшего одной из главных жертв времен «охоты на ведьм» в Голливуде.
В основе — его же одноименный роман, о солдате, который возвращается с войны в состоянии почти что овоща: он ничего не чувствует, но при этом осознает себя. Ожидаю антимилитаристскую драму, страшную поднимаемыми экзистенциальными вопросами. А еще там соавтор сценария Луис Бунюэль, что тоже знак качества.
2«Пустыня Тартари» (Валерио Дзурлини, 1976)
Еще одна экзистенциальная драма, остро актуальная для данного этапа развития эпидемии. Действие происходит в крепости на отдаленной границе империи. Весь фильм (а по сюжету проходят годы и годы) герои ждут нападения некого смутно ощущаемого врага. Отлично передано знакомое сейчас ощущение растянутой пограничной ситуации, томительного предчувствия катастрофы.
3«Адвокат дьявола» (Тейлор Хэкфорд, 1997)
Фильм, который я хоть и не видел, но который для меня является самим воплощением феномена кино. Дело в том, что когда я был ребенком, у моего отца на столе долго-долго лежал какой-то киножурнал с кадром из «Адвоката дьявола» на обложке. Кадр был пугающий, завораживающий и как-то сразу дававший понять, что это кино не для детей. В общем, для меня фильм так и остался каким-то таким манящим запретным плодом, который надо наконец-то уже себе позволить. Но не разрушит ли это детское очарование?
4«Донни Дарко» (Ричард Келли, 2001)
Знаю, что это одна из самых безумных и мозголомательных картин в истории (как я люблю), но образ гигантского черного кролика всегда пугал. Поэтому под разными предлогами фильм откладывался в долгий ящик. Обязуюсь собраться духом и таки с картиной познакомиться.
5«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (Ким Ки Дук, 2003)
Я каким-то преступным образом прошляпил всеобщую киноманскую моду на южнокорейское кино и конкретно на Ким Ки Дука. Как-то даже планировал начать его отсматривать и копия самого известного его фильма где-то лежит, но не срослось. Тем более, что мода схлынула, а Ким Ки Дук странным образом выпал от обоймы актуальных мировых режиссеров. Возможно, после триумфа «Паразитов» ситуация исправится, так что пора бы мне восполнить пробел в знаниях. Да и картина, если верно то, что я о ней знаю, содержит созвучный времени мотив цикличности и неизбежного конца трудностей и испытаний.
1«Огни большого города» (Чарли Чаплин, 1931)
Андрей Звягинцев рассказывал, что во время просмотра этого фильма в родном Новосибирске он буквально упал с стула от смеха. Могу только позавидовать его впечатлению и определенно хотел бы хоть раз в жизни испытать при просмотре комедии что-то подобное.
2«Расёмон» (Акира Куросава, 1950)
Начиная с подросткового возраста меня охватило увлечение самураями, их оружием, кодексом и, конечно же, фильмами о них. «Последний самурай», «Затойчи», «Пес-призрак: путь самурая» и даже «Самурай» Жана-Пьера Мельвиля — все эти картины неизменно вызывали во мне интерес. Возможно, пришло время расчехлить стоящую у меня на комоде катану и наконец-то познакомиться с родоначальником этого жанра.
3«Приговорнный к смерти бежал, или Дух дышит, где хочет» (Робер Брессон, 1956)
Андрей Тарковский восхищался двумя произведениями искусства — романом Генри Дэвид Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» и фильмами Робера Брессона. Роман Торо о самоизоляции человека от общества я прочел с завистью и восхищением давным давно. Карантинная весна 2020 — самое время обратиться к работам известного своим минимализмом режиссера. Насколько мне известно, Брессон придавал особое значение именно звуку в своих фильмах. Ему принадлежит многое значащая для меня фраза: «Ухо обращается вовнутрь, глаз — вовне».
4«Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
По сюжету Смерть играет в шахматы с Человеком. Ставка — его жизнь. В романе братьев Стругацких главный герой Андрей играет партию в шахматы с Сталиным. Этот эпизод, наравне с финалом, лично для меня, самый запоминающийся в книге. Интересно, не фильмом ли Бергмана вдохновлялись знаменитые советские братья-писатели, умело маскировавшие в своих фантастических сюжетах актуальные высказывания о времени?
5«Сладкая жизнь» (Федерико Феллини, 1960)
В 2010 году у любимой в те времена группы «Океан Ельзи» вышел альбом «Dolce Vita». Кажется, так я и узнал о существовании фильма Федерико Феллини, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. А ведь в 1960-х главный приз вручали не за жанровые выкрутасы, а за искусство. Ведь правда?
1«Колесо чудес» (Вуди Аллен, 2017)
Однажды, в период полураспада наших с бывшей девушкой отношений, мы отправились в кино на утренний сеанс Вуди Аллена. Однако фильм никак не хотели показывать: был первый день проката и у кинотеатра возникли проблемы с прокатной копией. Зал, заполненный пенсионерами, смиренно ждал запуска фильма, а мы с девушкой встали и ушли к метро «Новокузнецкая», по дороге поругавшись три раза по разным, малозначительным поводам.
2«Токсичный мститель» (Майкл Херц и Ллойд Кауфман, 1984)
Каюсь, так и не досмотрел этот шедевр Ллойда Кауфмана до конца. Каждый раз фильм мы останавливали минуте на сороковой: когда тебе семнадцать лет, на улице солнце и май, ты сидишь в окружении друзей-металлистов, фанатов Slayer и Pantera, в пыльной московской квартире, есть много других заманчивых возможностей, например, выйти в магазин за (безалкогольным) пивом, позвать подружек или, безбожно прикалываясь над оператором, заказать по телефону пиццу.
3«Список Шиндлера» (Стивен Спилберг, 1993)
Увидеть «Список Шиндлера» я мог десятки раз. Культовая картина, топ-5 в рейтинге «КиноПоиска» (и, вроде как, единственная из топ-100, которую я не видел), семь «Оскаров», рубежное для Спилберга, легендарное, по свидетельству многих, кино… но всякий раз я останавливался. Черно-белый фильм про преступления нацизма длительностью 3 часа 15 минут — каждая из этих характеристик возопила отложить просмотр до лучших времен. Они же настали сейчас, правда?
4«Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960)
В американском городке Блумингтоне, где я был на стажировке, находился прекрасный студенческий кинотеатр. В нем бесплатно или за сущие копейки студентам показывали прокатные фильмы и мировую классику, а на public-talks приезжали кинематографисты мирового уровня: Мэрил Стрип, Вадим Абдрашитов, Вернер Херцог, Питер Уир. Занятый написанием диссертации, я не мог ходить в кинотеатр. Одним из фильмов, которые я пропустил, были «Рокко и его братья» Лукино Висконти.
5«Содержанки» (Константин Богомолов и Дарья Жук, 2019-2020)
Говорят, что «Содержанки» — это сериал, который стыдно не увидеть, если ты начинающий российский сценарист. Наряду с «Озарк» и «Половым воспитанием» его хорошо использовать в качестве референса, да и просто, чтобы поддержать разговор. Ни «Содержанок», ни другие перечисленные сериалы не видел, поэтому поддерживать разговоры иногда крайне сложно.
1«Навсикая из долины ветров» (Хаяо Миядзаки, 1984)
Наверное, выбирая этот фильм, я останусь в одиночестве, но может кто-то захочет пересмотреть? Знаю, что это must-see для зрителей всех возрастов, вне зависимости от любви или ненависти к японской анимации и анимации вообще. У меня отношения с Миядзаки складываются тяжело. Чуть ли не из-под палки заставляю себя смотреть его фильмы. «Навсикая…» давно тянет к себе.
2«Тайна Коко» (Ли Анкрич и Эдриан Молина, 2017)
Обладатель премии «Оскар», красивая, увлекательная, немного мрачная, но неизменно добрая пиксаровская история. Такие фильмы смотрят все без исключения. Я почему-то не смотрела, хотелось осенью, ведь речь о Дне Мертвых в Мексике. И эти оранжевые цвета так здорово создают настроение. Но в конце концов, так ли важно время года для хорошего фильма? Если не видели — пора исправлять.
3«Синяя птица» (Василий Ливанов, 1970)
Задумалась, есть ли советский полнометражный мультфильм, который я не смотрела вообще никогда? Оказалось, есть. Удивительным образом мимо меня пролетела работа Василия Ливанова о заветной птице счастья. Сейчас интересно посмотреть не столько из-за сюжета, сколько из-за техники фотоколлажа, в которой выполнен мультфильм.
4«Бесконечная история» (Вольфганг Петерсен, 1984)
Многие говорят, что эта страшная сказка Вольфганга Петерсена — любимый фильм детства, а я впервые узнала о нем пару недель назад! Страна Фантазия, Дракон Удачи с собачьей головой, Гигантская черепаха в Болотах Печали… Стало ужасно стыдно, хочется скорее исправить этот досадный пробел. Кроме того, есть вторая и третья части, и роман Михаэля Энде, по мотивам которого все это снято.
5«Водная жизнь» (Уэс Андерсон, 2004)
Если вы любите фильмы Уэса Андерсона, как можно пропустить этот? Но я всегда пропускала. Хотя посвящение Жаку-Иву Кусто так и манит к себе, хочется взглянуть на Билла Мюррея в фирменной красной шапке в компании с Анжеликой Хьюстон и Уильямом Дефо. Мне кажется, после любой трагикомедии Уэса всегда дышится легче.
1«Новый Папа» (Паоло Соррентино, 2019)
Хочется посмотреть, как Джон Малкович «перенял эстафету» у Джуда Лоу. К тому же знаю, что там очень интересная работа художников, о которой я собираюсь написать свою статью в ближайшее время.
2«Нет мира под оливами» (Джузеппе Де Сантис, 1950)
3 «Хроника одной любви» (Микеланджело Антониони, 1950)
4«Дама без камелий» (Микеланджело Антониони, 1953)
Все три фильма объединяет актриса Лючия Бозе, которая недавно скончалась от пневмонии, вызванной коронавирусом. Хочу восполнить пробел, поскольку много слышала о Лючии, а видела только в фильмах «Сатирикон Феллини» (1969) и «Метелло» (1970).
5«Дерсу Узала» (Акира Куросава, 1975).
Смотрела его раньше, но так давно, что почти не помню. Захотелось пересмотреть после премьеры документального фильма режиссера Линды Бахмане «Дерсу Узала. Русские сны Акиры Куросавы». К тому же, у меня в планах взять интервью у художника по костюмам «Дерсу Узала» Татьяной Личмановой.
1«Друзья» (сериал, 1994 — 2004)
В силу своего возраста, я пропустил приключения великолепной шестерки. Когда съемки закончились, мне было лишь девять. Позже я предпринимал попытки посмотреть «Друзей», однако то ли я напрасно сразу смотрел эпизоды из подборки «лучших», то ли попросту еще не был настроен на просмотр ситкомов. Думаю, сейчас самое время, чтобы расположиться на диване и познакомиться с легендарными «Друзьями» с самой первой серии.
2«Игра престолов» (сериал, 2011 — 2019)
Обошла меня стороной и «Игра престолов». Когда каждый второй говорил про новые смерти в сериале, мне напротив, не хотелось знакомиться с новой сагой. А всяческие уговоры друзей «НУ ПОСМОТРИ!!!» и вовсе выработали какой-то нонконформистский рефлекс, который удерживал меня от просмотра. Безусловно, сериал занимает огромное место в киноиндустрии, так что посмотреть его все-таки стоит. Хотя я и так уже знаю, чем все закончится.
3«Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
Хотя я и учился в ВУЗе, связанном с кинематографом, про «величайший фильм в истории кино» я лишь слышал. Конечно, он был во всех тестах, однако чаще всего студенты знали лишь факты о фильме и сюжет, чтобы правильно ответить на вопрос. Но никогда его не смотрели. Пожалуй, пора наконец-таки узнать, что такого великого в картине-обладателе премии «Оскар» 1942 года за «Лучший оригинальный сценарий».
4«Пианист» (Роман Полански, 2002)
Подобно книгам, о которых все говорят, но никогда не читали, стал для меня фильм Романа Полански. В целом мне нравится творчество польско-французского режиссера, как и актерская игра Эдриана Броуди. Однако фильм постоянно проходил мимо меня. Когда он только вышел, мне было только семь лет, а повторы на телевидении я вечно пропускал. Сейчас он доступен на многих платформах, так что пора посмотреть на трагедию человечества глазами Полански.
5«Мио, мой Мио» (Владимир Грамматиков, 1987)
Когда мне кто-то из друзей-синефилов рассказал, что Кристиан Бэйл дебютировал у Владимира Грамматикова, я подумал, что это шутка и проигнорировал этот факт. Через некоторое время я наткнулся на детские фото Кристиана, где об этом также написали, после чего я нашел тот самый фильм от режиссера «Усатого няня» и записал в свой watch-list. Как известно, такую подборку можно разгребать годами из-за нехватки времени. Теперь его достаточно.
1«Царь царей» (Сесил Б. ДеМилль, 1927)
Одна из немых лент Сесиля Б. ДеМилля. Он, как известно, любил размах, монументальные декорации, богатые костюмы и зрелищные спецэффекты, так что, картина должна быть очень красивой. Судя по фото из фильма, мои ожидания оправдаются. Да, это одна из лент о Христе. Так что фильм будет в тему грядущей Пасхи.
2«Флибустьер» (Сесил Б. ДеМилль, 1938)
Еще одна картина Сесиля Б. ДеМилля, и это — настоящее классическое кино про пиратов. Всегда интересно узнавать историю кинематографа, наблюдать за эволюцией тем или технологий. Эти фильмы интересны с той точки зрения, что все диалоговые сцены здесь снимались в павильоне, включая события, которые разворачиваются в открытом море.
3«Золотая лихорадка» (Чарли Чаплин, 1925)
Чарли Чаплина много не бывает. Это кино с его знаменитым Бродягой в главной роли. Но на этот раз Бродяга попадает в переделку на Аляске во время Золотой лихорадки, но успех ему вовсе не сопутствует — он голодает, и ему приходится есть ботинки. В фильме есть несколько интересных спецэффектов: макет, дорисовка и оптические эффекты и механика. И все сделано идеально. Удивительно, что они умели делать с их примитивным оборудованием!
4«Новые времена» (Чарли Чаплин, 1936)
Незадачливый бродяга Чарли Чаплина на этот раз имеет дело с бездушным индустриальным монстром — заводом. И снова будут трюки и юмор. Ну и, как я писала выше, люблю смотреть на эволюцию. В данном случае — еще и образа бродяги.
5«Король в Нью-Йорке» (Чарли Чаплин, 1958)
Чарли Чаплин в другой ипостаси, в другом образе и в звуковом кино. Это фильм о приключениях европейского монарха в Нью-Йорке. Наверняка Эдди Мерфи цитировал эту картину в своей комедии «Поездка в Америку». Если посмотреть эту картину сразу после, это будет хорошо видно.
Обложка: кадр из сериала «Остаться в живых» / Mario Perez / ABC