Правительство отказалось от реализации третьего мультиплекса
Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров на минувшей неделе заявил, что не считает целесообразным запуск третьего мультиплекса — пакета общедоступных телеканалов. «Мы просто не видим для этого экономических предпосылок. У нас экономические вопросы есть даже со вторым мультиплексом», — уточнил министр.
Формирование мультиплексов было ключевым элементом реализации перехода с аналогового на цифровое телевещание. В первый мультиплекс, распространяющийся бесплатно, с 2009 года входят крупнейшие национальные телекомпании: «Первый канал», «Россия-1», «Россия-24», «Россия-К», «Матч ТВ», НТВ, 5 канал, ТВЦ, ОТР и «Карусель». Второй мультиплекс и планировавшийся к запуску в 2018 году третий госбюджет не обеспечивает, так что телевещатели реализуют их за свой счет. Никифоров полагает, что данная ресурсная база весьма скромна для амбициозных планов: «Второй мультиплекс работает далеко не везде, где первый. Условия для того, чтобы в такой ситуации запускать еще и третий — на это просто нет спроса».
Также министр подтвердил озвученные ранее планы по окончательному переходу на цифровое телевещание: «Безусловно, в 2018 году будет отключено аналоговое вещание. Фактически был перенос с 2015 года на 2018 год в связи с тем, что, опять же, сокращалось финансирование, сдвинулась вправо стройка. Поэтому сроки объективно перенеслись. Но дальше 2018 года аналогового вещания не будет точно». Однако Никифоров добавил, что отключение не будет производится по директивному принципу — часть субъектов Федерации будут иметь право сохранить аналоговое вещание «исходя из своих региональных интересов».
Цифровое вещание уверенно шествует по стране
Между тем, актуальные данные о переходе на цифровое телевизионное вещание обнародовало ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). На октябрь текущего года охват населения России цифровым эфирным вещанием составил 93,7 процентов. С момента начала реализации программы введены в эксплуатацию 4346 объектов сети первого мультиплекса цифрового ТВ в 85 регионах. Для сети второго мультиплекса построена 2741 ретрансляционная станция. Но эксплуатируют в настоящий момент лишь 220 объектов. Заместитель генерального директора РТРС Виталий Стыцько объясняет это отсутствием бюджетного финансирования и игнорированием коммерческими вещателями городов с населением меньше 100 тысяч человек.
Также Стыцько заявил о выполнении указа президента России о переходе в ближайшей перспективе на вещание высокой четкости. В 2021 году РТРС завершит технологическое перевооружение и даже рассмотрит возможность внедрения формата 4k и объемного звучания. Кстати, в тестовом режиме вещание в данном формате уже ведется на 58 канале.
Эксперты определят допустимый уровень громкости телевещания
На этой неделе пройдет заседание экспертного совета Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), участники которого обсудят предложения по изменению методики измерений громкости на ТВ. В ходе мероприятия телевещатели и медиаселлеры попытаются выработать консолидированную позицию по данному вопросу. В предыдущем заседании в офисе телекомпании «ТВ Центр» приняли участие более 200 представителей телеканалов. Нынешнее будет проводиться на базе холдинга «Газпром-Медиа Развлекательное Телевидение».
«Газпром-Медиа» запустил три новых тематических канала
На минувшей неделе телекомпания НТВ начала трансляцию трех новых дочерних каналов: «НТВ Сериал», «НТВ Стиль» и «НТВ Право». Вещание будет проходить по спутниковым и кабельным сетям, IPTV и мобильному ТВ в круглосуточном режиме. Сериальный канал будет повторять лучшее из обширного архива многосерийных телефильмов НТВ, но в будущем планируется показ и эксклюзивного контента: чартов, интервью актеров и съемочных групп, тематических новостей, а также эксклюзивных кадров с площадок. В качестве любопытного технического новшества канал анонсирует возможность в ближайшее время смотреть премьерные показы в режиме catch-up — то есть даже через некоторое время после их выхода в эфир.
«Стиль» и «Право» собственным контентом не обзаведутся, но в соответствующих тематических направлениях у НТВ накопилось уже достаточно много рейтинговых проектов. По замыслу руководства холдинга, «Право» привлечет аудиторию, ностальгирующую по многочисленным судебным шоу, пик популярности которых миновал, что привело к снятию с эфиров большинства подобной продукции.
Спутниковые и кабельные каналы получили профессиональные премии
В канун 85-летнего юбилея отечественного телевидения прошла очередная церемония вручения премии «Золотой луч». Мероприятие проходило в театре «Геликон-Опера» и там собрался весь цвет российского ТВ. Церемонию открыл президент Национальной ассоциации телевещателей Эдуард Сагалаев, который в приветственной речи отметил, что Россия переживает настоящий бум тематических неэфирных каналов, число которых перевалило за четыре сотни.
Вручение наград проходило в 18 номинациях. Среди тяжеловесов заслуженные премии получили каналы 360° и «Москва 24». Из региональных телекомпаний жюри особо выделило башкирский детский канал «Тамыр» и новостной проект из Карачаево-Черкесии — «Архыз 24». Лучшей программой платного телевидения назвали продукт канала «Живи!» — «Танцы. Грация и страсть». Ну а ведущим номер один был признан сотрудник канала «Авто Плюс» Роман Щукин. Также статуэтку в виде золотого луча получили каналы «Дом кино Премиум», «Музыка Первого», «Бобер», TLC, «Мужское кино», «Амедиа Премиум», «Планета HD», «СТС International», «Матч! Арена», «История» и другие. Трансляцию церемонии можно до сих пор посмотреть на канале «Время», входящего в структуру «Первого канала».
Россияне не готовы платить больше за телевидение
Несмотря на рост количества тематических каналов, впервые зафиксировано снижение интереса россиян к платному телевидению. Похоже, что рынок достиг своего потолка — этой осенью зафиксировано наименьшее количество подключений за последние несколько лет. С аналогичной проблемой столкнулись и владельцы кабельных сетей в США — об этом мы писали в августе. Согласно официальной статистике, к концу третьего квартала 2016 года в России было около 40 с половиной миллионов абонентов платного телевидения. Рост в сравнении с показателями предыдущего года составил лишь 0,9 процента. Это значительно ниже предыдущих цифр, когда пятипроцентный прирост считался катастрофой и поводом для пересмотра маркетинговой политики. Некоторые специалисты высказывают осторожный оптимизм — мол, четвёртый квартал способен выправить показатели в сторону большего роста. Однако большинство экспертов предрекает стагнацию на данном рынке и, возможно, даже некоторое его сокращение. Одна из причин, сдерживающих рост — отсутствие инвестиционных средств у операторов для развития сетей ввиду кризиса.
На текущий момент пятёрка лидеров отрасли выглядит следующим образом: «Триколор ТВ» контролирует 29,5% рынка, 22,4% завоевал «Ростелеком», 7,1% принадлежит МТС, по 6,8% остается на долю «Ориона» и «ЭР-Телекома». Более 90 процентов новых абонентов заключает контракты именно с этими компаниями. Похоже, что существующие доли рынка на продолжительное время останутся именно за этими операторами, так как рыночных предпосылок для изменения ситуации не просматривается.
ФОТО: Лидер рынка платного ТВ, скорее всего, таковым и останется
Российская анимация начинает завоевывать международную аудиторию
По итогам одного из крупнейших мировых телерынков — каннского MIPJunior — российские анимационные сериалы впервые в истории вошли в число самых востребованных в мире телевизионных проектов для детей. В программе международной специализированной выставки аудиовизуальных технологий и телепрограмм для детей и молодежи было представлено более 1300 различных проектов. В результате скринингов телерынка в рейтинг самых востребованных мультсериалов вошли «Ми-ми-мишки», занявшие 15 место, и «Сказочный патруль» на 27 месте, созданные анимационной студией «Паровоз» (структурное подразделение ВГТРК). Как мы сообщали ранее, компания «Цифровое телевидение» произвела перевод и адаптацию своего контента на 10 самых распространенных языков. Несомненно, столь заметные успехи на авторитетной площадке привлекут интерес потенциальных покупателей. Компания Signal Media, занимающаяся международной дистрибуцией продукции «Цифрового телевидения», в настоящее время уже ведет переговоры с несколькими десятками иностранных телекомпаний.
Песня превратилась в социальный медиапроект
Новая песня композитора и продюсера Игоря Матвиенко «Жить», прозвучавшая в эфире шоу «Голос», станет музыкальной основой одноименного проекта, направленном на поддержку россиян в преодолении жизненных стрессов и кризисов. В записи песни и видеоклипа поучаствовали основные медийные лица эстрады — Валерий Сюткин, Александр Маршал, Евгений Маргулис, Григорий Лепс, Владимир Кристовский, Полина Гагарина, Тимати, Хибла Герзмава и другие. Акция стартовала на минувших выходных и на первом этапе она будет включать в себя сбор видеороликов от граждан с их собственными рецептами преодоления тяжелых ситуаций. Дальнейшее планы развития проекта «Первый канал»пока публично не озвучивает. Сам автор композиции считает, что она настолько глубока и искренна, что отклик телевизионной аудитории будет впечатляющим: «Я бы даже песней ее не назвал. Я не знаю, что это за жанр. Это такая музыка из жизни, может быть, даже исповедальная. И важно было добиться от артистов, чтобы они не играли, а реально переживали все те простые слова, которые звучат в этой песне. Ведь важно, как ты произнесешь само это слово «жить». Как ты передашь, что у тебя происходит внутри, так люди это поймут и прочувствуют, примут или не примут».
«Пятница» вступает в жесткую схватку за аудиторию в своей зрительской категории
В начале следующей недели телеканал «Пятница» представит сразу две премьеры. В ежедневном реалити «Экс на пляже» юные фигуристые участники будут бороться за крупный денежный приз на фоне красочных пейзажей Занзибара. От формата привычных шоу в стиле «построй свою любовь» оно будет отличаться присутствием нежеланных персон из прошлой жизни участников. Один за другим на остров будут прибывать их бывшие партнеры, что, несомненно, накалит тропическую атмосферу.
Кроме того, в эфир вернется бывшая звезда эфирного блокбастера «Ревизорро» Елена Летучая. Ее прежнее место уже прочно занято, так что под любимую аудиторией персону проект дополнили сиквелом — «Ревизорро. Москва». На презентации телеканала ведущая так прокомментировала собственную реинкарнацию: «Во всех ресторанах и отелях России, которые мы проверяли на чистоту и качество сервиса, нас часто спрашивали: «Почему бы вам не убраться? Самим не убраться у себя в Москве?». И, вот, мы выполняем просьбу россиян».
В образ Кутузова Летучая вживалась по системе Станиславского
Проекту руководство канала посвятило весьма пафосное и крайне дорогостоящее промо, привязанное к атрибутике Бородинской битвы. В съемках были задействованы шестьдесят профессиональных реконструкторов в солдатских мундирах кутузовских времён, вооруженные действующим оружием, а также пять пушек XIX века в рабочем состоянии. Режиссер ролика Юрий Абраимов утверждает, что далеко не каждая российская полнометражка снималась с таким количеством спецэффектов: «Для достижения максимальной реалистичности воссоздания боевых действий того времени нам было необходимо сделать задымление огромной по территории площади. Акцент делался на белом дыме, ведь в то время при стрельбе использовался порох, что создавало на полях сражения густую белую завесу. Порох мы, конечно, задействовать не стали, привезли на съемку пять дым-машин и бессчетное количество дымовых шашек, так как на один дубль общего плана их уходило порядка 60 штук».
Российские телеканалы не обойдут стороной американские выборы
Через неделю мир узнает имя 45-го президента Соединенных Штатов. Эти выборы уже стали самыми скандальными за последние несколько десятков лет, и внимание российской телевизионной аудитории к ним ничуть не меньше, чем за океаном. Репортер и документалист Александр Христенко готов поведать соотечественникам немало эксклюзивных деталей нынешней американской избирательной кампании в своем фильме «Клинтон vs. Трамп. Накануне выборов в США». Телеканал «Россия» акцентирует особое внимание на раскрытии автором ряда закулисных схем и обнародованием имен подлинных управленцев американской политики. Пристальное внимание президентской гонке уделит и Игорь Прокопенко на «РЕН ТВ» в цикле «День самых шокирующих гипотез», которые практически без остатка заполнят весь воскресный эфир. ТВЦ тоже не останется в стороне от острой темы — правда, затронет ее исподволь. В ночном эфире будет показан документальный фильм «Элеонора Рузвельт. Жена умирающего президента», который, в том числе, расскажет об истоках нынешнего противостояния США и России.
Предвзятое освещение президентской кампании обернулось для молдавских телеканалов наказанием
А президентские выборы, прошедшие в Молдавии, обернулись неприятностями для нескольких телекомпаний. Сразу семь телеканалов, принадлежащих молдавскому олигарху Владу Плахотнюку, оштрафованы за предвзятое освещение кампании по выборам президента республики. Председатель Координационного совета по телевидению и радио Республики Молдова Дину Чокан уличил общенациональные Prime TV, Canal 3, Canal 2, Publika TV и другие каналы в грубом нарушении законодательства страны: «Ситуация хуже, чем в самом начале избирательной кампании, так как положение ухудшилось как с точки зрения дисбаланса по количеству уделяемого времени, так и в плане тональности при подаче материалов. Даже у тех вещателей, которых мы упоминали в качестве примера, как надо освещать предвыборную кампанию, на этот раз был выявлен небольшой дисбаланс».
Правда, вряд ли принятые меры заставят проштрафившиеся каналы сменить редакционную политику. Хотя к ответчикам и применили максимально суровые меры воздействия, предусмотренные в Молдавии, вряд ли они заметно отразятся в бюджетах телекомпаний. Размер штрафов составил по 5400 леев для каждого, что по текущему курсу составляет чуть больше 270 долларов США.
Разочарованный репортер отказался от ТВ ради порно
Несомненно, отход от принципов независимой журналистики вызывает неприятие не только у интеллигентной аудитории, но и у самих профи пера и микрофона. Ветеран американского телевидения, более двух десятилетий отработавший на CBS и Fox, весьма радикальным образом порвал с профессией. 44-летний Джим Уокер стал профессиональным порноактером в знак протеста против деградации журналистики. В своем интервью бывшим коллегам Джим заметил, что порно куда честнее теленовостей: «Знаете, я любил горячие новости и классные истории. Но мне не нравилось, что от меня вечно требовалось искать сенсации и приукрашивать правду ради рейтингов».
В послужном списке у Джима Уокера, между прочим, две номинации на премию «Эмми» и интервью с несколькими американскими президентами. Его демарш произвел заметное воздействие на заокеанскую блогосферу, где незамедлительно началось проведение параллелей с Джулианом Ассанжем и Эдвардом Сноуденом, а также выдвижение требований предоставления ему места в эфире. И пока экзальтированная публика не добралась до сравнений с Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом, Джим Уокер поспешил заявить, что он ни при каких обстоятельствах не вернется в традиционную журналистику — разве что в ЛГБТ-проект.