Санкционная реакция привела к тому, что значительно сократился прокат фильмов и показ их через интернет-платформах. Поэтому многие стали задаваться вопросом о том, чтобы возродить и легализовать пиратство в России.
Эпоха VHS-кассет и легендарных голосов
Пожалуй, эпоха видеопиратства началась еще в 80-х годах XX века до распада СССР. Хотя видеомагнитофоны были большой редкостью, кассеты хранили, как настоящее сокровище, передавали и переписывали, тем не менее, западный контент стремительно проникал через существующие лазейки и завоевывал сердца советского зрителя. В 90-х уже началась активная продажа кассет, работали клубы, где можно было за небольшую плату записать очередную новинку или обменять. Рынок вовсю развивался, но вот законов, которые бы охраняли авторское право, и боролись с пиратством еще не было.
Конечно весь это поток западного контента кто-то доложен был переводить и озвучивать. Официально существующие организации этим не занимались, потому пришлось дело брать в руки активистам и любителям. Мало кто в те годы мог отличить по голосу одного переводчика от другого. Все они говорили гнусаво, иной раз нельзя было разобрать слов или понять, кто же из персонажей сказал озвученную фразу. Но фильмы все равно смотрели, так как они разительно отличались от тех, которые производились в Советском Союзе. Некоторым любителям и знатокам, все же, удавалось отличить одного переводчика от другого. В ту эпоху активно работали Михалев, Гаврилов, Живов, Визгунов, Дмитрий «Гоблин» Пучков, Володарский. Некоторые из них уже позже получили известность и стали работать официально в своей манере озвучивания.
Несуществующие фильмы
Стремительно распространялась практика, когда в пиратский прокат выходили фильмы, которых на самом деле никто не снимал. Так как русифицированные обложки создавались тоже пиратами, то они могли написать и разместить на них все что угодно, чтобы завлечь зрителя. Например, если выходил фильм, который пользовался большой популярностью, то затем схожие по сюжету картины часто выпускались под названием того фильма, просто ему приписывали цифры, которые намекали на продолжение истории. Либо же киноработы одного актера, если истории и жанры были похожи, могли также пиратами объединяться во франшизу, которой просто никогда не существовало.
Пиратские диски и торренты
Пиратские диски продавались везде. Это были и специализированные торговые точки, также можно было приобрести фильм практически в любом магазине и отделе. Недалеко от дома можно было наблюдать несколько подобных торговых точек, где продавцы всегда были рады предложить новинки, что-то посоветовать. Часто люди выбирали себе любимый магазин либо, исходя из его местоположения, например, находится близко к дому, остановке транспорта, работе. Чтобы можно было в любой момент прикупить новинку, либо, основываясь на взаимодействии с продавцом. если человек был довольно искушен в киноиндустрии, мог посоветовать хороший фильм, опираясь на предпочтения покупателя, то в такие точки люди были готовы даже съездить специально.
Стоит отметить, что пиратством занимались не только люди, которые затем продавали продукцию в магазинах, но и обычные люди. Они приобретали чистые диски, на которые записывали понравившиеся фильмы. Диски пользовались большой популярностью до тех времен, пока не начал массово использоваться интернет и там не появились торренты. Многие быстро освоили программу, разобрались в особенностях скачивания, поняли, каким образом ускорить процесс, если файл весил слишком много, а скорости интернета не хватало. У многих вошло в привычку ставить на скачивание несколько фильмов на ночь или на то время, пока человек находился на учебе или работе.
Легендарные пираты
С приходим интернет-технологий появились свои герои и ресурсы, которые пользовались особой популярностью у кинолюбителей. Rutracker был самым любимым и популярным ресурсом, где можно было найти практически все. Там скачивались не только фильмы, музыка, игры, но и книги, софт. Единственным неудобством была необходимость использовать торрент. Поэтому с увеличением скорости интернета, производительности компьютеров стали появляться ресурсы, где можно было смотреть все фильмы онлайн. Особой популярностью пользовались Seasonvar и «ВКонтакте». Кстати, последняя социальная сеть и сегодня является источником пиратского контента, здесь можно послушать музыку,посмотреть фильм или сериал.
Кроме ресурсов появились и студии переводов и озвучки. Среди кинолюбителей даже образовались группы, которым, например, больше нравился «Кубик в кубе», а кто-то предпочитал Baibako, LostFilm.
Почему закончилась эпоха пиратства?
Эпоха закончилась не только из-за появления законодательства и блокировкой ресурсов. Просто западные и отечественные кинопроизводители научились работать с аудиторией. Они изменили подход, который позволил пользователям, привыкшим получать контент бесплатно, начать оплачивать продукты. Появление первых легальных онлайн-кинотеатров стало прорывом в отрасли. Зритель мог выбрать, посмотреть фильм бесплатно, при этом наслаждаясь хорошим качеством картинки и звука, но с перерывами на рекламу. Он мог оплатить подписку и отключить рекламный блок. Такие сервисы позволяют смотреть контент сразу после официальной премьеры. Сегодня уже стриминговые платформы являются площадкой для премьерного показа.
Пиратство стало слишком хлопотным, чтобы терять на него время. Не нужно было искать ресурс с хорошим качеством, где нет рекламы, не думать о том ,как воспользоваться торрентом и скачать интересующий фильм.
Разрешено ли пиратство на фоне санкций в 2023 году?
Нельзя точно сказать, что пиратство в России разрешено. С введением санки российский зритель стал испытывать сложности в просмотре любимых шоу и сериалов. Часть кинокомпаний перестала прокатывать фильмы в российском прокате. Поэтому встал вопрос о том, не разрешат ли на официальном уровне пиратство фильмов. Это сложный вопрос и до конца его так и не решили. Все зависит от ситуации в каждом конкретном случае. Например, некоторые кинотеатры начали демонстрировать кинокартины без лицензионного разрешения, называя это параллельным импортом. Но официально никто пиратство не разрешал.