То есть мы могли бы говорить о Киселеве, о Доброве, о Борисе Ноткине, в конце концов, но все в любом случае сводится к Первому каналу. И последнее вручение телепремий ТЭФИ это еще раз доказало. Бог с ним, с «Дневным эфиром» (хотя за Юлию Меньшову было искренне обидно), но «Вечерний прайм» – истинный показатель популярности или значимости сюжетов на современном телевидении. Кстати, если вы вдруг пропустили церемонию награждения ТЭФИ’15 или забыли, кому достались статуэтки, наш видеоотчет с результатами премии в помощь.
Видеоотчет по итогам премии ТЭФИ-2015
Я знаю людей, которые ненавидят Первый канал и его руководителя. Местами я тоже перехожу на их сторону, особенно по утрам (утром меня вообще проще простого перетянуть на «Перец» или «Карусель»). Причинами ненависти к Эрнсту бывают самые разные варианты, вроде присутствия Константина Львовича раз в неделю на планерке в кабмине, появление в эфире «Первого» таких программ, как «Три аккорда» или «Давай поженимся». Туда же можно завернуть компанию «Красный квадрат» (директором «КК» является Лариса Синельщикова, гражданская жена Эрнста. – Прим. tvkinoradio.ru).
Но, как это ни удивительно, всё расставляет на свои места такой неочевидный вечер, как церемония вручения наград ТЭФИ. В этом году – второй раз за историю премии – голосование велось среди, кажется, более двухсот академиков в более-менее щадящем режиме, в два этапа. То есть никого не призывали, никого не обязывали. Кто бы мог подумать, что (вот сейчас совсем без шуток) Первый канал, столь ненавидимый многими, возьмет 10 статуэток?
На церемонии вручения наград ТЭФИ
Я не хочу перечислять все награды. Я не хочу делать из Первого «телеканал мечты», хотя, если сравнить с европейскими каналами, – это действительно очень хорошее телевидение. Я не хочу ругать его из-за того, что утром в выходные там идут «Играй, гармонь» и прочие «елены малышевы». Порой кажется, что более подобострастного в отношении политики государства, чем Первый канал, не найти. Однако, если присмотреться, в его сетке нет Дмитрия Киселева, нет Владимира Соловьева, нет Саиды Медведевой. «Крым. Путь на Родину» и «Президент» при всех важных составляющих типа невероятных рейтингов шли не на Первом.
Самым главным моментом прошедшей ТЭФИ стало, конечно, вручение награды фильму «Бродский не поэт» Николая Картозии, Антона Желнова и режиссера Ильи Белова. Когда Николай Борисович с командой вышел получать статуэтку, было непонятно, от чего он больше весел: от счастья или от неожиданной награды. Я не знаю, что вошло в окончательный эфир церемонии, но фраза Картозии, что он совершенно не надеялся на успех, «учитывая других номинантов» (а документальный проект «Бродский не поэт» конкурировал с «Ударом властью» ТВ Центра и «Президентом» России-1) стала фразой если не телесезона, то этого вечера точно. Вообще, создалось такое ощущение, что нынешняя церемония ТЭФИ состояла из противостояния «Бродский» против «Президента», в котором последний проиграл.
Кадр из фильма «Бродский не поэт»
Понятно, что «Крым. Путь на Родину» при всех сумасшедших цифрах не мог не быть отмеченным (в результате, документальный фильм, вышедший на России-1, получил спецприз «За осмысление современной истории»), но вся церемония после награждения Картозии приобрела заметный аполитичный оттенок. И довольное выражение лица Константина Львовича, сидящего в первом ряду, доказывало это. Опять же, я не знаю, как выглядела телетрансляция, поэтому прошу простить, если все это видели, но многие шутки, звучавшие со сцены, говорили сами за себя:
Хазанов: Это же надо! Выиграть Бродскому у…
Швыдкой: Гена, не надо!
Ургант: На то, что есть «Вечерний Ургант», повлияла моя мама, потому что разрешила мне взять фамилию Ургант, а ее фамилия Киселева. Иначе…
Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст
Человека, который одну половину профессиональной деятельности проводит в кабинетах государственных мужей, а другую продюсирует проекты вроде «Бродского…», трудно идеализировать. Возможно, он тоже повлиял на то, что пять лет назад Олег Дорман отказался от награды за «Подстрочник». Быть может, что невыносимые ежедневные кулинарные и модные шоу для домохозяек – его заслуга. Возможно, «пятиминутки ненависти», как окрестили острословы «Новости часа» на Первом, – тоже идея Эрнста. Мы этого уже никогда не узнаем.
Но, простите за пафос, если бы Эрнста не существовало, его стоило бы придумать.