Задача постановщика трюков
Все задачи постановщика трюков обычно прописаны в сценарии. То, что заложено в тексте, ровно это и нужно сделать. Трюк, грубо говоря, – это вещь, которую никто не хочет выполнять. Вот ее и поручают каскадеру. Задача постановщика трюков – объяснить каскадеру, что нужно сделать и как. В «22 минутах» специфическая проблема была с тем, чтобы найти необходимое количество людей на роли сомалийских пиратов. Африканцев у нас подобрать естественно сложнее, чем белых. Остановились на том, чтобы искать людей в Крыму, где велась часть съемок, правда, тех, что отобрали, затем еще нужно было всему обучать. Если спортивно они были подготовлены, то в плане сцендвижения, драк и тому подобного понадобилось специально заниматься. Благо задачи ставились вполне выполнимые.
Кадр из фильма «22 минуты»
Взаимодействие с режиссером
Конечно, важно найти общий язык с режиссером. У меня есть свой определенный опыт и, не сказать чтобы вкус, но определенное видение того, как тот или иной трюк можно сделать. Когда я читаю сценарий, я уже вижу, что и как можно поставить и снять. Режиссер при этом, как правило, имеет свое видение. В результате общения выясняется, что твое видение неправильное или наоборот, правильное. Тут главное понимать, что режиссер-постанощик – этот тот человек, который определяет художественную ценность картины, и он – главный. Любой трюк в кино, в том числе и драка – это определенный образ, некая часть художественного произведения, и создает это все режиссер.
Порядок работы постановщика трюков
Самый главный этап работы, по крайней мере, для меня, — это подготовительный период. Есть такое высказывание: «Фильм сделан, его осталось только снять». Самое важное – четко определить на подготовительном этапе, с чем придется столкнуться, чтобы на съемочной площадке было меньше сюрпризов. Затем мы общаемся с режиссером, предлагаем, обсуждаем, находим общий язык. Далее делаем тесты с каскадерами, снимаем зарисовки. Режиссер смотрит, вносит или не вносит коррективы. Наконец, в готовую схему подставляем артистов.
Кадр из фильма «22 минуты»
Трюки в кино и в сериалах
На сериалах чаще сталкиваешься с тем, что ты приходишь на съемочную площадку, и обнаруживаешь, что необходимо сделать то, что не было запланировано на подготовительном этапе. Ничего страшного в этом нет, потому что, как правило, это касается таких вещей – «вот этот должен ударить этого, а этот — этого». Более сложные сцены, конечно, заранее проговариваются и готовятся.
Визуальные эффекты
Если говорить о драках, то компьютерная графика на нашу работу особо не влияет – как мы дрались, так и деремся, да и физическую нагрузку никто не отменял. Но какие-то вещи, конечно, графика упрощает. Например, на пост-продакшне можно стереть тросики, поэтому возможностей использования страховки сегодня больше. Или теперь можно без проблем сделать кадр, в котором артист со своим лицом будет падать, допустим, с небоскреба – повесим его, включим ветродуй, поставим хромакей, а компьютерщики затем поставят фоны. Другой пример – на «22 минутах» мы рисовали страшные раны, по ним рубили топорами и резали ножами, а на пост-продакшне все раны до моментов ударов затирались. Раньше же приходилось делать специальные ножи, в них как-то вставлять капсулы с кровью, которые удачно или неудачно брызгали, в общем, в натуралистичности приходилось уступать. Также в основном отпала необходимость в рекордных трюках – уже не нужно прыгать с максимально большой высоты. Но тут, думаю, сказывается еще и то, что народ уже насмотрелся на все на это.
Кадр из фильма «22 минуты»
Трюки в фильмах разных жанров
Трюки в фильмах о Великой Отечественной войне, и в комедиях – разные. Хотя, вроде бы люди и там падают, и там. Но в одном случае зритель должен сострадать, а в другом – смеяться. Конечно, эти нюансы прежде всего зависят от режиссера, но и постановщик трюков должен понимать разницу. Также трюки могут служить характеристикой героев. Если речь идет о поединке, то, грубо говоря, для положительного героя характерны одни приемы, для отрицательного – другие, такие которые будут восприниматься на экране как грязные.
На съемках фильма «22 минуты»
Качества постановщика трюков
Во-первых, постановщик трюков должен быть из каскадеров. Я не придумываю трюки, которые я не делал. То есть мы, конечно, делаем что-то новое, но это либо развитие того, что уже было в моем опыте, либо это то, что я могу опробовать на себе. Надо учитывать, что если, создавая трюк, ты что-то неправильно просчитал, ты обрекаешь человека, в лучшем случае, на травму. Так что крайне желательно постановщику трюков в прошлом быть приличным каскадером. Во-вторых, постановщику трюков необходимо обладать определенным вкусом, пониманием, что такое художественный образ. Конечно, не помешают знания об операторском искусстве, о компьютерной графике, о монтаже. К примеру, длинный кадр придает сцене реалистичность, а рваный монтаж делает сцену похожей на шоу – при разработке трюка эти вещи необходимо учитывать. О знаниях мировой литературы, мирового кинематографа я не говорю – это само собой разумеется.
Дмитрий Тарасенко Постановщик трюков, в прошлом — каскадёр. |