Приемы: Длинные кадры

Приемы: Длинные кадры
 
«Настоящий детектив», «Фарго», «Бердмэн», «Kingsman», «Племя» и еще десятки других недавних фильмов произвели впечатление использованием длинных кадров. В связи с развитием технологий и поиском новых средств киноязыка один из самых сложных кинематографических приемов переживает ренессанс. Самое время вспомнить историю его развития и разобраться в особенностях применения.
 

История

1930-40-е: В кинематографе Японии (прежде всего в фильмах Кэндзи Мидзогути) формируется техника «план-эпизод», подразумевающая отказ от монтажа, изменение мизансцены при относительно статичной камере, доминирование общих планов, длительность кадра равную длительности сцены и общее настроение созерцательности.
 

Сцены из фильма «Гионские сестры» (Кэндзи Мидзогути, 1936)

1940-50-е: Жан Ренуар («Правила игры»), Орсон Уэллс («Гражданин Кейн», «Великолепные Эмберсоны»), Уильям Уайлер («Лисички», «Лучшие годы нашей жизни»), Альфред Хичкок («Веревка», «Под знаком Козерога») используют длинные кадры в более динамичном ключе, экспериментируя с глубинной мизансценой, внутрикадровым монтажом и траекторной съемкой.


Сцена из фильма «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
 
«Веревка» Хичкока становится первым фильмом, снятым как бы одним кадром. 80-минутная картина состоит из 10 кадров, длительностью от 6 до 10 минут (максимальная продолжительность 35-мм бобины пленки в то время). Кадры незаметно смонтированы на переходах, например, спинах персонажей.


Сцены из фильма «Веревка» (Альфред Хичкок, 1948)
 
1960-е: С появлением относительно легких, мобильных камер длинные кадры становятся все более эффектными и динамичными. Чудеса операторской акробатики демонстрирует, например, Сергей Урусевский в фильме «Я – Куба».


Сцена из фильма «Я – Куба» (Михаил Калатозов, 1964)
 
1970-90е: Для ряда режиссеров длинные кадры становятся ключевым, стилеобразующим приемом. Скажем, Миклош Янчо строит большинство картин на однокадровых эпизодах, снятых панорамирующей камерой. Избегает монтажа Бела Тарр, делая, например, в часовом «Макбете» всего одну склейку. Также к приему часто обращаются Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Андрей Тарковский, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке, Пол Томас Андерсон и многие другие.


Сцена из фильма «Славные парни» (Мартин Скорсезе, 1990)
 
2000-е: Благодаря появлению цифровых камер становится возможным снимать кадры более продолжительные по длительности, чем это позволяла пленка. Эксперименты не заставляют себя долго ждать. «Тайм-код» Майка Фиггиса примечателен не только 1,5-часовой однокадровой съемкой, но и сегментированным экраном, показывающим четыре параллельно разворачивающихся (и одновременно снятых!) сюжетных линии.


Сцена из фильма «Тайм-код» (Майк Фиггис, 2000)
 
В России первым однокадровым фильмом становится «Русский ковчег» Александра Сокурова – 1,5-часовой экскурс в отечественную историю, снятый в залах Эрмитажа с участием 2000 актеров.


Сцена из фильма «Русский ковчег» (Александр Сокуров, 2002)
 
2000-2010-е: Длинные кадры прочно входят в арсенал повсеместно используемых средств киноязыка: от кинофильмов до сериалов, от «медленного кино» до боевиков, от экспериментального арт-хауса до блокбастеров.


Сцена из сериала «Настоящий детектив» (Кэри Фукунага, 2014)
 
Намечающийся тренд – имитация однокадровой съемки, при которой бесшовно монтируются кадры, снятые несколькими дублями. Примеры у всех на слуху: 2-часовой как бы однокадровый «Бердмэн» и примечательный сценой в церкви «Kingsman».
 

Сцена из фильма «Kingsman: Секретная служба» (2015)
 
 

Типы и функции длинных кадров

 

Арсений Гончуков (режиссер фильмов «1210», «Полет», «Сын»):
Кадр – это единица измерения бытия. Вся наша жизнь, по сути, это один кадр. Поэтому однокадровая съемка для меня – это не прием, не принципиальная позиция и даже не стиль. Это некое видение мира. Тут дело не в длительности, а в пластике, в емкости кадра, в гармонии, в жизнеподобии. Особенно я люблю сочетание «одна сцена – один кадр», поскольку для меня очень важно непрерывное видение существования героя в рамках сцены.

 

Реализм

Длинный кадр может использоваться как способ воспроизведения реального непрерывного существования мира, создания максимально достоверной иллюзии течения жизни, передачи полноты действительности на экране. За это свойство длинных кадров большим пропагандистом их применения был великий теоретик кино Андре Базен.

У кого можно встретить: Кэндзи Мидзогути, Жан Ренуар, Орсон Уэллс, Витторио Де Сика, Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Альфред Хичкок, Михаил Калатозов, Алексей Герман, Брайан Де Пальма, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Пол Томас Андерсон, Лав Диас, Апитчатпон Вирасетакул, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Андрей Звягинцев.


Сцена из фильма «Гармонии Веркмейстера» (Бела Тарр, 2000)

 

Символизм

Прием может подчеркивать и символическое значение действия. В таких случаях один длинный кадр вмещает не просто сцену, а несколько эпизодов, переплетающих различные пространства и времена. Движения камеры, как правило, приобретают свободный, танцевальный характер.

У кого можно встретить: Миклош Янчо, Александр Сокуров.


Сцена из фильма «Пока народ еще просит» («Красный псалом») (Миклош Янчо, 1972)

 

Исследование героя

Длинный кадр используется как инструмент исследования психологического процесса. Пристально наблюдая за героями на протяжении длительного времени, камера фиксирует «как возникает драматическая ситуация и как она исчезает», и, соответственно, как в ней проявляется герой.

У кого можно встретить: Альфред Хичкок, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Жан Эсташ, Стэнли Кубрик, Вим Вендерс, Мартин Скорсезе, Андрей Тарковский, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту.


Сцена из фильма «Хроника одной любви» (Микеланджело Антониони, 1950)

 

Исследование пространства

Длинные кадры могут быть бессобытийными: в них могут показываться пейзажи, предметы, окружающее пространство и т.д. Таким образом автор дает зрителю возможность проникнуться атмосферой, погрузиться в изображение и прочувствовать метафизическую сторону образов.

У кого можно встретить: Андрей Тарковский, Бела Тарр, Бруно Дюмон, Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апитчатпон Вирасетакул, Альберт Серра, Андрей Звягинцев.


Сцена из фильма «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)

 

Вовлечение

Непрерывный кадр вовлекает зрителя, при этом действие может быть как быстрым, экспрессивным, так и спокойным, медитативным. В первом случае захватывает динамика, во втором – возможность исследовать кадр, самостоятельно вычленяя в нем значимые элементы. В обоих случаях зритель погружается в экранный мир, ассоциируя себя с его обитателями. Не случайно, что иногда прием совпадает с использованием субъективной камеры, позволяющей зрителю максимально отождествить себя с героем.

У кого можно встретить: Орсон Уэллс, Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Кэтрин Бигелоу, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту; Андрей Тарковский, Бела Тарр, Аббас Киаростами.


Сцена из фильма «Дитя человеческое» (Альфонсо Куарон, 2006)


Сцена из фильма «Жертвоприношение» (Андрей Тарковский, 1986)

 

Отчуждение

Возможен и обратный эффект – отстраненного наблюдения за действием и героями. В этих случаях камера или статична, или ее движение механистично, монотонно, порой произвольно. Съемка зачастую ведется на общем или среднем плане, при этом дистанция относительно показываемого объекта не меняется. В тех случаях, когда камера неподвижна, ее намеренно ставят так, чтобы зритель испытывал ощущение дискомфорта. Также используется фронтальное расположение героев и разведение мизансцены как на театральных подмостках, что усиливает ощущение условности, неестественности.

У кого можно встретить: Жан-Люк Годар, Стэнли Кубрик, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Гаспар Ноэ, Алексей Герман-младший, Лисандро Алонсо.


Сцена из фильма «Уик-энд» (Жан-Люк Годар, 1967)

 

Напряжение

Развитие действия в непрерывности, как бы в реальном времени, может быть одним из инструментов нагнетания саспенса.

У кого можно встретить: Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик, Брайан Де Пальма, Дарио Ардженто, Михаэль Ханеке, Гас Ван Сент.


Сцена из фильма «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)
 
 

Дедраматизация

Длительное наблюдение за каким-либо действием нивелирует кульминационные моменты и драматические акценты, рассеивая информацию и делая равнозначимым все действие.

У кого можно встретить: Кэндзи Мидзогути, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Аббас Киаростами, Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апитчатпон Вирасетакул, Альберт Серра.


Сцена из фильма «Профессия: репортер» (Микеланджело Антониони, 1975)
 
 

Ритм

Также длинные кадры могут использоваться как способ организации ритма и динамики повествования, например, уравновешивая эпизоды, выполненные резким монтажом.


Сцена из фильма «Искупление» (Джо Райт, 2007)
 
Илья Авербах (оператор фильмов «Беглецы», «Василиса», «Батальонъ»):
Кадры необходимо выстраивать под стать логике драматургии. Работая над фильмом «Батальонъ», мы понимали, что картина будет длинная, в районе двух часов, а на такой дистанции невозможно все делать только короткими кадрами – нужно же зрителю давать отдыхать. Например, мы знали, что в определенном месте у нас будет продолжительная сцена боя с большим количеством кадров, мелким монтажом, а значит перед ней необходимо было сделать своего рода контраст: спокойный, размеренный, как раз требующий длинного кадра. Соответственно можно заметить, что однокадровые сцены в фильме следуют или до динамичных эпизодов, или сразу после.

 

Желание автора

В конце концов, длинный кадр может быть просто экспериментом создателей фильма – почему нет?

 

Сцена из фильма «Бердмэн» (Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014)

 

Илья Авербах:
Как и все в кино, длинный кадр – это просто один из технических приемов. Нравится режиссеру, он снимает длинными кадрами, нравится – короткими. Главное, и то, и другое делать талантливо. Вот Любецки с Куароном любят длинные кадры, но я уверен, что при желании они могли снять «Бердмэн» и по-другому. Не думаю, что по этому поводу что-то нужно объяснять, придумывать – просто им так захотелось и они смогли это себе позволить.

 

Сложности создания длинных кадров

 

Константин РассоловКонстантин Рассолов (оператор фильмов «1210», «Полет», «Сын»):
Длинный кадр – одна из самых сложных штук в кино вообще. Тут дело и во внутрикадровом монтаже, глубинной мизансцене, и в сложном движении камеры. Все действия необходимо отрепетировать, чтобы никто не подвел: я, который держит камеру, дольщик, толкающий телегу, фокусник, светик, звук, актеры, перекрытие. Чтобы все эти факторы одновременно сработали как нужно, все репетируется не один час. Например, финальный кадр «1210» с двумя выходами из кабинета репетировался четыре часа. На съемку обычно уходит два-три дубля, иногда четыре.

 

Илья Авербах Илья Авербах:
Снимать длинными кадрами, как правило, – роскошь. Тут важен и сложен технический момент: нужно четко, прямо сейчас, прямо здесь скоординировать работу всех департаментов, огромного числа людей.

 

Алишер ХамидходжаевАлишер Хамидходжаев (оператор фильмов «Все умрут, а я останусь», «Бумажный солдат», «Звезда»):
При большой длине кадра надо тщательно рассчитывать акценты, паузы, а это уже вопрос репетиций. В свою очередь на репетициях важно не растерять энергию, а при съемке все сделать так, словно в первый раз.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *