«Настоящий детектив», «Фарго», «Бердмэн», «Kingsman», «Племя» и еще десятки других недавних фильмов произвели впечатление использованием длинных кадров. В связи с развитием технологий и поиском новых средств киноязыка один из самых сложных кинематографических приемов переживает ренессанс. Самое время вспомнить историю его развития и разобраться в особенностях применения.
История
Сцены из фильма «Гионские сестры» (Кэндзи Мидзогути, 1936)
1940-50-е: Жан Ренуар («Правила игры»), Орсон Уэллс («Гражданин Кейн», «Великолепные Эмберсоны»), Уильям Уайлер («Лисички», «Лучшие годы нашей жизни»), Альфред Хичкок («Веревка», «Под знаком Козерога») используют длинные кадры в более динамичном ключе, экспериментируя с глубинной мизансценой, внутрикадровым монтажом и траекторной съемкой.
Сцена из фильма «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
«Веревка» Хичкока становится первым фильмом, снятым как бы одним кадром. 80-минутная картина состоит из 10 кадров, длительностью от 6 до 10 минут (максимальная продолжительность 35-мм бобины пленки в то время). Кадры незаметно смонтированы на переходах, например, спинах персонажей.
Сцены из фильма «Веревка» (Альфред Хичкок, 1948)
1960-е: С появлением относительно легких, мобильных камер длинные кадры становятся все более эффектными и динамичными. Чудеса операторской акробатики демонстрирует, например, Сергей Урусевский в фильме «Я – Куба».
Сцена из фильма «Я – Куба» (Михаил Калатозов, 1964)
1970-90е: Для ряда режиссеров длинные кадры становятся ключевым, стилеобразующим приемом. Скажем, Миклош Янчо строит большинство картин на однокадровых эпизодах, снятых панорамирующей камерой. Избегает монтажа Бела Тарр, делая, например, в часовом «Макбете» всего одну склейку. Также к приему часто обращаются Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Андрей Тарковский, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке, Пол Томас Андерсон и многие другие.
Сцена из фильма «Славные парни» (Мартин Скорсезе, 1990)
2000-е: Благодаря появлению цифровых камер становится возможным снимать кадры более продолжительные по длительности, чем это позволяла пленка. Эксперименты не заставляют себя долго ждать. «Тайм-код» Майка Фиггиса примечателен не только 1,5-часовой однокадровой съемкой, но и сегментированным экраном, показывающим четыре параллельно разворачивающихся (и одновременно снятых!) сюжетных линии.
Сцена из фильма «Тайм-код» (Майк Фиггис, 2000)
В России первым однокадровым фильмом становится «Русский ковчег» Александра Сокурова – 1,5-часовой экскурс в отечественную историю, снятый в залах Эрмитажа с участием 2000 актеров.
Сцена из фильма «Русский ковчег» (Александр Сокуров, 2002)
2000-2010-е: Длинные кадры прочно входят в арсенал повсеместно используемых средств киноязыка: от кинофильмов до сериалов, от «медленного кино» до боевиков, от экспериментального арт-хауса до блокбастеров.
Сцена из сериала «Настоящий детектив» (Кэри Фукунага, 2014)
Намечающийся тренд – имитация однокадровой съемки, при которой бесшовно монтируются кадры, снятые несколькими дублями. Примеры у всех на слуху: 2-часовой как бы однокадровый «Бердмэн» и примечательный сценой в церкви «Kingsman».
Сцена из фильма «Kingsman: Секретная служба» (2015)
Типы и функции длинных кадров
Реализм
У кого можно встретить: Кэндзи Мидзогути, Жан Ренуар, Орсон Уэллс, Витторио Де Сика, Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Альфред Хичкок, Михаил Калатозов, Алексей Герман, Брайан Де Пальма, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Пол Томас Андерсон, Лав Диас, Апитчатпон Вирасетакул, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Андрей Звягинцев.
Сцена из фильма «Гармонии Веркмейстера» (Бела Тарр, 2000)
Символизм
У кого можно встретить: Миклош Янчо, Александр Сокуров.
Сцена из фильма «Пока народ еще просит» («Красный псалом») (Миклош Янчо, 1972)
Исследование героя
У кого можно встретить: Альфред Хичкок, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Жан Эсташ, Стэнли Кубрик, Вим Вендерс, Мартин Скорсезе, Андрей Тарковский, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту.
Сцена из фильма «Хроника одной любви» (Микеланджело Антониони, 1950)
Исследование пространства
У кого можно встретить: Андрей Тарковский, Бела Тарр, Бруно Дюмон, Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апитчатпон Вирасетакул, Альберт Серра, Андрей Звягинцев.
Сцена из фильма «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
Вовлечение
У кого можно встретить: Орсон Уэллс, Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Кэтрин Бигелоу, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту; Андрей Тарковский, Бела Тарр, Аббас Киаростами.
Сцена из фильма «Дитя человеческое» (Альфонсо Куарон, 2006)
Сцена из фильма «Жертвоприношение» (Андрей Тарковский, 1986)
Отчуждение
У кого можно встретить: Жан-Люк Годар, Стэнли Кубрик, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Гаспар Ноэ, Алексей Герман-младший, Лисандро Алонсо.
Сцена из фильма «Уик-энд» (Жан-Люк Годар, 1967)
Напряжение
У кого можно встретить: Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик, Брайан Де Пальма, Дарио Ардженто, Михаэль Ханеке, Гас Ван Сент.
Сцена из фильма «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)
Дедраматизация
У кого можно встретить: Кэндзи Мидзогути, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Аббас Киаростами, Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апитчатпон Вирасетакул, Альберт Серра.
Сцена из фильма «Профессия: репортер» (Микеланджело Антониони, 1975)
Ритм
Сцена из фильма «Искупление» (Джо Райт, 2007)
Желание автора
Сцена из фильма «Бердмэн» (Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014)
Как и все в кино, длинный кадр – это просто один из технических приемов. Нравится режиссеру, он снимает длинными кадрами, нравится – короткими. Главное, и то, и другое делать талантливо. Вот Любецки с Куароном любят длинные кадры, но я уверен, что при желании они могли снять «Бердмэн» и по-другому. Не думаю, что по этому поводу что-то нужно объяснять, придумывать – просто им так захотелось и они смогли это себе позволить.
Сложности создания длинных кадров