​Приемы: Колоризация

Число всенародно любимых кинокартин, которые переводят из черно-белого формата в цветной, с каждым годом растет. Мы уже видели окрашенные «17 мгновений весны» и «В бой идут одни “старики”», «Золушку» и «Весну на Заречной улице», «Офицеров» и «Отца солдата». Дальше – больше. На подходе «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве» и даже «Александр Невский». Пока одни предвкушают встречу с давно знакомыми, но обновленными шедеврами, другие негодуют: «Доколе?». Мы же разбираемся, что такое колоризация: история, функции, детали процесса, перспективы, а также мнения профессионалов.

История

1890-1900-е: Вскоре после появления первых фильмов, некоторые кинематографисты, следуя распространенной в те годы моде на окрашивание фотографий, прибегли к ручной колоризации кинопленки. Процесс этот был трудоемким и длительным, поскольку вручную приходилось окрашивать каждый кадр каждой копии фильма. В одной парижской лаборатории, специализировавшейся на колоризации, окраской одной картины конвейерным методом одновременно занималось 200 человек. Среди их работ – фильмы Жоржа Мельеса.


 
1900-10-е: Эдвин Портер, Дэвид Уорк Гриффит и другие прибегают к фрагментарной колоризации, пытаясь усилить эффект того или иного действия в кадре. Портер окрашивает кадры пистолетного выстрела в финале «Большого ограбления поезда», Гриффит – пушечные залпы в батальных сценах «Рождения нации». В то же время студия «Пате» разрабатывает систему колоризации Патеколор, предполагающую окрашивание кадров с помощью трафаретов – из кадров-шаблонов вырезались участки, предназначенные для окраски. Технология не сильно облегчала процесс колоризации, а потому не получила распространения.


 
1910-20-е: Появление т.н. цветового процесса Хандшигеля, предполагавшего фрагментарное окрашивание изображения, путем нанесения красителя на определенный участок кадра. Как и Патеколор, технология не получила особой популярности. Тем не менее, колоризованные таким способом кадры из «Призрака оперы» впечатляют и сегодня.


 
1920-е: Черно-белую пленку продолжают окрашивать вручную, причем, к примеру, в Великобритании доля колоризованных картин достигает 50%. Однако до нашего времени дошли единицы таких копий, т.к. использовавшиеся анилиновые красители ускоряли процесс разрушения пленочного носителя. В отечественном кино первый случай колоризации – Сергей Эйзенштейн, вероятно, вдохновившись опытами Портера и Гриффита, вручную окрашивает красный стяг в финале «Броненосца “Потемкина”». Революционное звучание киноэпопеи становится благодаря этому приему еще более выразительным.


 
1960-70-е: С появлением цветного телевидения, в США возникает необходимость в колоризации классических, но визуально устаревших мультфильмов, к примеру, о Микки Маусе или Бетти Буп. В то же время канадцем Уилсоном Марклом начинается разработка цифровой технологии колоризации. Впервые она применяется в научно-исследовательских целях для окрашивания черно-белых кадров высадки на Луну.


 
1980-90-е: Бум цифровой колоризации голливудской классики. Первыми окрашенными фильмами становятся комедии «Топпер» и «Путь с Запада», работу над которыми проводит студия Хэла Роуча. Следом появляются цветные версии таких классических лент, как «Эта прекрасная жизнь», «Мальтийский сокол», «Касабланка», «Асфальтовые джунгли» и «Ночь живых мертвецов». Выход едва ли не каждого окрашенного фильма сопровождается бурными дискуссиями. Колоризацию, в том числе своих фильмов, активно поддерживает Фрэнк Капра. Против выступают Джордж Лукас, Билли Уайлдер и Вуди Аллен. Апофеозом споров становится проект медиамагната Теда Тернера, нащупавшего в колоризации широкие коммерческие перспективы. Тернер объявил о намерении сделать цветным «лучший фильм всех времен и народов» «Гражданин Кейн». Протест профессионального сообщества остановил эту задумку, а показ колоризованных картин с тех пор в США законодательно обязали сопровождать титром: «Перед вами измененная версия оригинального фильма». Всего за период 80-90-х годов колоризации подверглось около 300 картин.


 
2000-10е: В западных странах ажиотаж вокруг колоризации идет на спад – за последние 15 лет было окрашено всего около 100 иностранных фильмов. В абсолютные лидеры сферы выбивается созданная в 2001 году компания Legend Films. До России бум колоризации советской киноклассики докатывается лишь к концу десятилетия. Впрочем, по сравнению с США бумом это назвать можно только с натяжкой, поскольку масштабы колоризации у нас в разы меньше. Первым окрашенными фильмами в 2009 году становятся «17 мгновений весны» и «В бой идут одни “старики”». За ними следуют «Золушка», «Подкидыш» и еще около десятка картин 30-70-х годов, а также лютый холивар в придачу. Сегодня на колоризации отечественных фильмов главным образом специализируются компании «Формула цвета» и «Крупный план», сотрудничающие с Legend Films, а также Госфильмофондом.

Функции колоризации

 

Акцентирующая функция

 

Фрагментарная колоризация, когда окрашивается только какая-то отдельная деталь в кадре, позволяет подчеркнуть значимость объекта, а также усилить эмоциональное воздействие. Хрестоматийный пример – уже упоминавшийся красный флаг в финале «Броненосца “Потемкина”». Относительно недавний пример можно увидеть в «Списке Шиндлера». В одной из сцен черно-белого фильма Стивен Спилберг окрасил в бордовый цвет пальтишко маленькой девочки, тем самым заострив трагическое звучание действия.
 

Реставрация
 

Колоризации всегда предшествует процесс реставрации и оцифровки старых пленок, что само по себе дело необходимое. Правда, что мешает реставрировать без колоризации – загадка с предсказуемой отгадкой.
 
Валерий Кичин (кинокритик):
Как человек, который много времени провел в фильмотеках и с пленкой имел дело, знаю, что со временем изображение становится чудовищным, а пленка буквально рассыпается. Колоризация хороша уже тем, что попутно ей обязательно делается настоящая, скрупулезная реставрация изображения, благодаря которой из туманного зеркала буквально проявляются шедевры. Тот же фильм «Веселые ребята», который находился в кошмарном виде, благодаря колоризации приведен в состояние, позволяющее его смотреть.
 

Сохранение интереса к наследию

Не секрет, что современному зрителю, особенно юному, зачастую кажется неинтересным черно-белое изображение. Колоризация, таким образом, становится «инструментом новизны» и преемственности, делает старые фильмы более близкими и понятными молодому поколению, а заодно подталкивает общество лишний раз вспомнить о кинематографе прошлого. Отчасти это подтверждают и телевизионные рейтинги – доля зрителей окрашенных версии картин в среднем в 2,5 раза выше, чем черно-белых.
 
Игорь Лопатенок (продюсер компании «Формула цвета», работавшей над колоризацией фильмов «В бой идут одни “старики”», «Подкидыш», «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк», «“Три тополя” на Плющихе», «Офицеры», «Отец солдата», а также документального проекта «Цвет времени – война»):
Наша миссия, прежде всего, культуртрегерская. Из-за того, что фильмы со временем по своим техническим качествам перестают соответствовать нынешним стандартам вещания, они начинают выпадать из поля зрения аудитории, особенно молодой. Отсюда моя задача, как человека культуры и бизнеса одновременно – делать доступными молодому поколению вечные ценности, но в новом качестве. Главное – сохранение культурного месседжа, который содержится в оригинальном фильме. Цвет же, по большому счету, лишь средство привлечения внимания зрителя к данной картине.
 
Валерий Кичин:
Недавно я посмотрел колоризованный вариант фильма «Дамы с камелиями» с Гретой Гарбо. Цвет не испортил картину, наоборот она стала более современной и, что особенно важно, прозрачно чистой, она как будто сегодня снята. Это обстоятельство, несомненно, дало огромное количество новых зрителей этой ленте.
 

​Восстановление исторической справедливости
 

Зачастую колоризации подвергают те фильмы, которые изначально авторы планировали снимать в цвете, однако, в силу обстоятельств, не смогли осуществить задуманное. Именно так было в случае «В бой идут одни “старики”», «Золушки» или «Офицеров». Колоризация в таких случаях как бы задним числом позволяет воссоздать изначальный авторский замысел.
 
Валерий Кичин:
Многие картины прошлого, будь у их режиссеров такая возможность, непременно были бы сняты в цвете. Те же «Веселые ребята», «Цирк», «Весна». Бедность, плохо развитые технологии, нехватка пленки приводили к тому, что люди шли на компромисс. Поэтому, скажем, фильм «Цирк», мне кажется, благодаря колоризации приобрел новое качество, стал более зрелищным.
 
Игорь Лопатенок:
Нередко авторы делали кино черно-белым лишь по техническим причинам, допустим, потому, что такой запрос был от телевидения, не транслировавшего на тот момент цветное изображение. Подобная ситуация была, к примеру, у Владимира Рогового с «Офицерами». Мы, получается, исправляем историческую несправедливость, делаем картину такой, какой она могла бы быть, снимай ее изначально в цвете.
 

Процесс колоризации
 

Колоризация, как правило, состоит из следующих основных этапов. Сначала негатив фильма реставрируется, в т.ч. восстанавливается перфорация, пленка подвергается ультразвуковой очистке, полировке, глянцеванию, устраняются дефекты и т.д. Процесс занимает от двух недель до полутора месяцев. Затем фильм, путем сканирования каждого кадра, переводится в цифровой формат, для чего требуется еще от недели до месяца. Работа с цифровой версией фильма начинается с устранения оставшихся дефектов изображения и цветокоррекции. Выравнивая изображение по яркости, стараются выделить максимально возможное количество оттенков в черно-белом изображении, что в дальнейшем позволит расширить цветовую палитру.

Во время колоризации часть цветов определяется программами автоматически. Однако для точного определения оттенков обращаются к архивам, фотографиям, материалам того времени, а также к свидетельствам очевидцев. Кроме того, при определении цветов важно учитывать и другие факторы, к примеру, соотношение между собой цветовых пятен в кадре. Количество установочных кадров, условно говоря, настраиваемых вручную эталонов отдельного эпизода, на полнометражный фильм варьируется от 150-200 до 600. На завершающем этапе колоризации проводится стабилизация изображения, устраняется мерцание и т.п.

В целом процесс колоризации может занимать от трех месяцев до полутора-двух лет. Стоимость минуты колоризации фильма варьируется от $3 тыс. до $5 тыс., т.е. колоризация полнометражной картины обходится примерно в $500 тыс. Но это, разумеется, не предел. Работой, как правило, занимаются несколько студий из разных стран, к примеру, над «Золушкой» одновременно работали компании России, Индии и США. Число задействованных в процессе специалистов может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен.
 
Игорь Лопатенок:
Колоризованный фильм – это новое произведение. И международные, и российские законы рассматривают его как производное от оригинального, имеющее с ним смежные права, но все-таки отдельное. По правовой природе это напоминает ремейк. Связано это с тем, что цветовые решения, которые добавляются в кадр, не являются автоматическими. Здесь присутствует элемент творчества, в том числе художника колоризации, раскрашивающего порядка 500 цветоустановочных кадров. С точки зрения информационной составляющей черно-белая картина и цветная тоже неравнозначны, потому что последняя содержит в себе больше информации. Один цветной кадр занимает порядка 6 Мбайт в разрешении HD, один черно-белый кадр – порядка 2,5 Мбайт. А раз больше информации, значит цветное изображении более полноценно, так же, как 3D более полноценно по сравнению с плоским изображением. 
 

Минусы колоризации

Хотя претензии противников колоризации порой звучат абсурдно, а сторонники окрашивания фильмов каждый раз находят аргументы для защиты своей точки зрения, остается несколько недостатков, которые, пожалуй, можно назвать объективными:


 
— несмотря на совершенствование технологий колоризации, слабым местом процесса остается передача цвета кожи человека. Актеры, ставшие из черно-белых цветными, по-прежнему производят впечатление оживших трупов


 
— процессу колоризации почему-то порой сопутствует не только реставрация, но и такие вещи, как сокращение площади кадра, перемонтаж, сокращение длительности, переозвучание, купирование текста, а также возникновение ляпов. «17 мгновений весны» в этом смысле вызвали наибольшее количество нареканий, собственно, и отвратив тем самым многих от колоризации


 
— колоризация выявляет детали, которые скрывало черно-белое изображение, причем детали эти порой оказываются не самыми приятными
 
Валерий Кичин:
Ледовое побоище в «Александре Невском», как известно, снималось летом. Поэтому льдины заменяли просто фанерками или еще каким-то подручным материалом, что можно заметить даже в черно-белом изображении. В цветном это тем более вылезет наружу. В фильме «Веселые ребята» точно также вылезли наружу плохие парики того времени, что в черно-белом варианте было незаметно.
 
Игорь Лопатенок:
Некоторые шероховатости и трудности, которые выявляет цветное изображение, мы прекрасно видим и просто оставляем на суд зрителя. Если у великого Эйзенштейна в «Александре Невском» был пенопластовый лед, я не буду это править. Я оставлю все как есть, потому что это вкус истории. Да и поверьте, вновь открытые достоинства этой картины многократно перевешивают детали, вроде льда из пенопласта и снега и соли.
 
— появление цвета разрушает существующее художественное решение. Здесь главный момент – принципиален ли для данной конкретной картины монохром. В снимавшихся «под документ» «17 мгновениях весны» черно-белое изображение было необходимо. В «Золушке» жанр сказки, очевидно, требует цвета
 
Валерий Кичин:
Боюсь, что тонкая грань между тем, что можно колоризовать, и что нельзя, определяется такой хрупкой вещью как интуиция. Фильм, предположим, «Чапаев» снят графично, в черно-белой гамме, очень изысканной. Колоризовать его значит изменить художественный строй картины. С «Александром Невским» то же самое. Или с «Иваном Грозным», где Эйзенштейн снял в цвете «Пляску опричников». Но раз он сделал цветной только один эпизод, значит, ему был нужен этот контраст. Веселая зрелищная кинокомедия типа «Весны» просто требует цвета. А «Иваново детство» – ни в коем случае. Иными словами, каждый раз нужен глубоко индивидуальный подход.
 
Игорь Лопатенок:
Что можно колоризовать и что нельзя колоризовать, определяется художественным вкусом тех людей, которые этим занимаются. Запретить это не способен никто и никому. Если вы хотите видеть Чарли Чаплина в цвете – делайте. Только будет плохо, потому что по вкусу решение фильмов Чаплина черно-белое. Делать в цвете «Гамлета» Григория Козинцева, «Летят журавли» Михаила Калатозова или Андрея Тарковского, который изначально декларировали, что снимает на черно-белой пленке в соответствии с определенной режиссерской задумкой, – глупо и преступно. То есть, если режиссер черно-белой эстетикой хотел подчеркнуть те или иные драматические моменты, то красить его – это дурной вкус. А если использованию цвета просто помешали технические или финансовые ограничения, то почему бы не восстановить изначальный замысел?
 

Отношение к колоризации

 

Александр Айзенберг (режиссер, главный редактор студии «Крупный план», работавшей над колоризацией фильмов «Золушка», «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра…», «Небесный тихоход»):
Есть личное мнение и корпоративное. Лично я отношусь к колоризации крайне избирательно. На мой взгляд, пальцев двух рук хватит для того, чтобы назвать картины, которые не только достойны колоризации, но и которым она будет полезна – это сказки,  фильмы для детей, прежде всего. Остальное – ни к чему. Я не считаю колоризацию издевательством над авторским замыслом, но и необходимости в этом для большинства фильмов совершенно не вижу. Таково мое личное мнение. Корпоративное – это бизнес и тут надо ко всему относиться прагматически. Если есть заказ, мы им занимаемся. Но, что мне предельно несимпатично – это попытки красить кинохронику. Тут я как документалист, считаю, что это ну ни к чему совершенно – это ничего не дает, не воспроизводит детали и очень приблизительно отражает реальные цвета.
 
Валерий Кичин:
С точки зрения высокого искусства, колоризация – это форменное безобразие. Однако же нас не смущает другое форменное безобразие, скажем, репродукция в газете «Моны Лизы». Мы же не считаем это поругательством святыни. Значит, еще в меньшей степени поругательством является колоризация того же «Отца солдата». Конечно, черно-белый оригинал и колоризованная версия – это произведения разного уровня. Но разрыв между этими уровнями варьируется. В случае «Отца солдата» я, пожалуй, выберу черно-белый вариант. А в случае «Подкидыша» или «Волга-Волга» я с удовольствием пересмотрю цветной. Важный момент, что никто никого ничто смотреть не заставляет. На цветном DVD непременно есть и отреставрированный черно-белый оригинал. Выбор за вами.

 

Перспективы колоризации

Александр Айзенберг:
Будущее колоризации, на мой взгляд, туманно. Все зависит от заказов телевидения. Пока спрос наших ведущих телеканалов есть, колоризация будет существовать. Возьмите американцев. Они долгое время этим занимались, выкрасили порядка 450 своих картин, и все, на этом по большому счету закончили. Видимо, прошел интерес, заказы кончились. У нас же явно такого количества не будет. Пройдет еще несколько лет и эта затея утихнет.
 
Игорь Лопатенок:
Колоризация, по сути, живет уже больше ста лет, столько же, сколько и сам кинематограф. Доля черно-белых картин от общего числа, снятого за все время – более 45%. Есть материал, есть спрос и есть рейтинги. Из этого я делаю вывод, что у колоризации нормальное будущее. Может, в дальнейшем это не будет иметь такого резонанса, но фильмов будут делать больше и больше, в том числе, благодаря совершенствованию технологий. Я прогнозирую, что в ближайшее время нас ждет двух-трех кратный рост числа картин, переработанных в цвет. Тем более что процесс популярен не только на российском рынке – недавно, к примеру, я работал с азербайджанскими коллегами над картиной «Аршин Мал Алан», на ура принятой публикой в новой версии. Колоризация – это мировой феномен и у него хорошие и спокойные перспективы.
 
Валерий Кичин:
Я думаю, что колоризация не может стать в перспективе каким-то мощным явлением. Хотя бы потому, что запас черно-белых картин не безграничен – цвет в нашем кино начал появляться в конце 40-х. Современные черно-белые картины снимаются так, потому, что режиссер так думает, а значит колоризовать их преступно, да и раньше большая часть картин снимались черно-белыми вполне осознанно, с особой эстетикой, а значит к ним тоже прикасаться не нужно. Но, как бы то ни было, колоризация классики гораздо полезней, результативней и правильней, чем ее ремейки. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *