Вряд ли можно найти в молодом российском кинематографе фигуру настолько же интересную, как Жора (он же Андрей Першин). tvkinoradio.ru немедленно взяли в оборот Андрея, чтобы спросить: какие фильмы режиссёр считает для себя основополагающими. Крыжовников обстоятельно нам перечислил свою «пятёрку лучших».
1. «Психо» Альфреда Хичкока
Это стильное кино, с одной стороны, которое и сейчас не потеряло свою художественную выразительность. С другой стороны, это невероятная остросюжетная история. И потом это ещё и эксперимент, потому что там постоянно меняется главный герой, то есть мы сначала думаем, что надо сопереживать девушке, потом оказывается, что её убили, и вперёд выдвигается Норман Бейтс, и потом опять всё меняется, и так далее, и так далее. То есть это уникальный продукт, который совместил в себе и эксперимент (для Хичкока чёрно-белый низкобюджетный фильм был экспериментом), и в то же время он стал культовым, поэтому я его пересматриваю периодически, раз в год как минимум.
Любовь к масштабным пиар-акциям фильмов, как это умел делать Хичкок, идёт не от меня, а от маркетингового отдела BAZELEVS. Я, наоборот, побаиваюсь большого скопления людей, как это случилось с «Горько 2». Мне бывает очень страшно, когда столько человек собирается в одном месте.
2. «Кин-дза-дза» Георгия Данелии
Мне кажется, что это реалистичная фантастика. Мне бы хотелось со временем поработать с этим жанром, потому что это реальная жизнь, но в неё внесён фантастический элемент, который только ярче её раскрывает. Возникает ощущение, что это почти документальные съёмки с настоящими инопланетянами. Я обожаю этот фильм, но кажется ли он мне смешным? Он, скорее, грустный, лиричный, но Леонов да, смешной персонаж, просто это ещё раз подчёркивает уникальность этого фильма. Это столкновение комедии и драмы. И мне нравится то, что непонятно, где начинается одно и заканчивается другое. И смешно, и грустно. Это очень круто. Мне бы очень хотелось добиться такого же результата.
3. «Барри Линдон» Стэнли Кубрика
Я не понимаю, как сделан «Барри Линдон», как это снято. Это так красиво! Да, ты прав, там везде естественное освещение, но это кино учит ценить визуальность. Для меня это непревзойдённая вершина. И ещё в то же время это достаточно простая история, но великолепно рассказанная. Вот ты сказал про естественное освещение, и я как раз перейду к следующему фильму, потому что это…
4. «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера
Ларс фон Триер перевернул мои ощущения от того, чем я занимаюсь. Его фильм «Танцующая в темноте» — мой любимый. При этом я его не пересматриваю, я видел его один раз и обалдел, я специально берегу это ощущение от того единственного просмотра. В каком-то смысле я могу сказать, что я последователь Ларса фон Триера, в том что касается естественности освещения, документальности происходящего, музыки, которую не писал отдельно композитор (имеется в виду не именно «Танцующая в темноте», а вообще), но она как-то звучит.
— В «Горько 2» тоже будет рваный монтаж?
— Да, джамп-кат, с одной стороны, даёт, по крайней мере, мне ощущение документальности. А с другой – ощущение свободы. С таким монтажом я могу оборвать сцену на том месте, где мне достаточно, у меня нет обязательств быть складно говорящим. Я могу оборвать свою мысль на полуслове, чтобы начать новую, от этого фильм может быть тоньше, я могу сказать то, что хочется. Поэтому у меня рваный монтаж – это тоже важный элемент киноязыка, на котором я «разговариваю».
5. «Злые и прекрасные» Винсента Минелли
У меня очень много любимых фильмов. Их все невозможно поставить в одну пятёрку. Но я закончу «Злыми и красивыми». Это фильм об американском индустриальном кино, где рассказывается история продюсера, который пытается снять фильм своей мечты. Это рассказ о том, что ради своей мечты, особенно в кино, иногда ты вынужден наступать на человеческие взаимоотношения, трудно остаться человеком, пока ты к этой мечте идёшь. Но я стараюсь личные взаимоотношения беречь.
— Какие фильмы ты смотришь, когда готовишься к съёмкам?
— «Афоню». Всегда смотрю «Афоню» Данелии. Это опять же относится к такому чудесному кино, которое, будучи историей простого человека, и трогает, и смешит. Я не могу оторваться. Я думаю: посмотрю минут десять перед сменой – но не могу выключить, пока не досмотрю до конца.