01. Джон Форд
Количество фильмов: 120
Джон Форд на съемках фильма «Два всадника» (1961) / Фото: Columbia Pictures
Джон Форд — это такой эталон режиссера (Жан-Люк Годар так и называет его — «абсолютный режиссер»). Он работал с жесткой дисциплиной, позволявшей делать по шесть фильмов в год, десятилетиями сотрудничал с почти неизменной группой и актерским составом, снимал в аскетичной манере примерно в одних и тех же узнаваемых локациях, но при этом постоянно находил новые грани сквозных вечных тем. Мало кто из режиссеров внес больших вклад в формирование национальной американской культуры, чем Джон Форд, потому что львиная доля его гигантской фильмографии — это вестерны, то есть экранизация ключевого для США мифа. Причем интересно, что Форд прошел путь от немого вестерна 10-20-х через классический образец жанра 30-50-х к «антивестерну» 60-х. Краеугольными картинами режиссера можно назвать «Дилижанс», «Искателей», «Человека, который застрелили Либерти Вэланса», а также экранизацию Джона Стейнбека «Гроздья гнева».
02. Майкл Кертиц
Количество фильмов: 173
Майкл Кертиц на съемках фильма «Женщина из Монте-Карло» (1932) / Фото: Bert Longworth / Warner Bros.
Рекордсменом по обширности фильмографии, — более ста семидесяти фильмов, — среди голливудских постановщиков, судя по всему, является Майкл Кертиц. Тот самый, что сделал «Касабланку» (и за нее же получил свой единственный «Оскар»). Уроженец Будапешта, он снял первый полнометражный венгерский фильм. В дальнейшем он работал в Венгрии и Германии и стал одним из крупнейших режиссеров Европы. К моменту эмиграции в США в 1926 году его фильмография уже насчитывала больше шестидесяти картин. В Голливуде Кертиц работал во всех жанрах, включая нуар, вестерн, комедию и даже мюзиклы. После успеха «Касабланки» режиссер оставался среди топовых постановщиков Голливуда и продолжал снимать по три картины в год. Среди игравших у него актеров — герои самых разных эпох: от Джеймса Кэгни и Хамфри Богарта до Кирка Дугласа и Элвиса Прэсли.
03. Яков Протазанов
Количество фильмов: 62
Фильм «Пиковая дама» (1916)
Среди отечественных режиссеров особой плодовитостью отличался Яков Протазанов, режиссер довольно любопытной творческой судьбы. Дело в том, что в его обширной фильмографии можно выделить как минимум три разных периода. Протазанов работал в дореволюционном кино, эмигрировал и снял несколько картин во Франции и в Германии, а затем вернулся в СССР и стал одним из ведущих комедиографов и вообще авторов «народного» кино, оппозиционного элитарному авангарду. Первый и последний период отмечены важными для нашего кино картинами. «Пиковая дама» и «Отец Сергий» — яркие образцы российского кино до революции, а кроме того в них сыграл свои лучшие роли Иван Мозжухин. «Аэлита» стала одной из первых отечественных фантастических лент, а «Бесприданница» — эталоном экранизации литературной классики. Именно его картины принесли славу целому ряду советских актеров: Игорю Ильинскому, Вере Марецкой, Николаю Баталову.
04. Альфред Хичкок
Количество фильмов: 57
Альфред Хичкок на съемках фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures
Если имя Джона Форда ассоциируется с жанром, то имя Альфреда Хичкока — с приемом. Почти во всех своих работах режиссер щедро использовал технику саспенса, нагнетания напряжения и тревоги. Основные жанры, в которых работал Хичкок — это триллер, ужасы и детектив, то есть форматы, в которых саспенс особенно уместен. Режиссер отличался педантизмом и умением работать быстро (причем в разных системах производства: британской, а затем голливудской), что не отменяло тяги к экспериментам. Например, в «Веревке» он сделал попытку имитировать однокадровый фильм, а действие «Окна во двор» поместил, по сути, в одну комнату. Полвека работы режиссера в кино можно разбить на несколько периодов. Расцвет, как принято считать, пришелся на середину 50-х – середину 60-х, когда Хичкок подряд снял такую классику, как «Головокружение», «На север через северо-запад», «Психо», «Птицы» и «Марни». Надо ли говорить, что если не вся фильмография Хичкока, то уж эти фильмы точно must-see.
05. Кэндзи Мидзогути
Количество фильмов: 72
Кэндзи Мидзогути на съемках фильма «Гейша» (1953) / Фото: Daiei Film
Фильмография одного из столпов японского кино Кэндзи Мидзогути насчитывает более семидесяти картин. Их характерная черта — аскетичная и в то же время живописная манера съемки (техника «план-эпизод») и сюжеты вокруг социальных проблем или фольклорных мотивов. Мидзогути, как это часто бывает, недооценивали на родине, однако он получал призы Венецианского кинофестиваля, был любимым режиссером представителей французской «новой волны», а о его влиянии на свое творчество говорили Орсон Уэллс, Андрей Тарковский и Мартин Скорсезе.
06. Ингмар Бергман
Количество фильмов: 62
Ингмар Бергман (слева) и Виктор Шёстрём во время съёмок фильма «Земляничная поляна» (1958) / Фото: Ake Blomquist / SvD
Ингмар Бергман всю жизнь совмещал работу в театре и кино и на обоих творческих фронтах был одинаково продуктивен. В кино он начал с постановки небольших жанровых картин, а после десятилетия такого опыта и благодаря кассовому успеху смог перейти к авторскому формату. Перелом обозначила «Седьмая печать», сделанная в сжатые сроки и на скудные средства, но перевернувшая мировой кинематограф. Из последующих работ едва ли не каждая становилась знаковой и увеличивала армию синефилов-мизантропов, любящих рассуждать о бренности жизни и страхе смерти. Вуди Аллен один из таких.
07. Жан-Люк Годар
Количество фильмов: 73
Жан-Люк Годар на съмках фильма «Ария» (1987) / Фото: Diane Miller/Jonathan Lenard / Lightyear Entertainment LP
Жан-Люк Годар удивляет не только обширностью своей фильмографии, но и тем, что вот уже шестьдесят лет находится в авангарде мирового кинопроцесса. Он начал французскую «новую волну», перевернув традиционные нормы киноязыка, а несколько лет назад подтвердил свой статус новатора смелым и мало кем понятым экспериментом с 3D в «Прощай, речь». В последние годы Годар, конечно, радует своим творчеством не часто, но, например, в 60-е он был неудержим, и порой снимал по пять картин в год. В каком-то смысле такая скорость была частью идеологии «новой волны» — мобильная техника и активная социальная позиция подталкивали к динамичному творчеству.
08. Хесус Франко
Количество фильмов: 186
Хесус Франко в фильме «Голые марионетки в подполье» (1975) / Фото: Erwin C. Dietrich
Хесус Франко, пожалуй, самый эксцентричный (и самый-самый плодовитый) кинематографист в нашем топе. В его фильмографии почти две сотни картин, объединенных низким бюджетом, трэшовыми сюжетам и и обилием секса и насилия. Обходя цензурные ограничения, Франко снимал по всему миру и часто под псевдонимом. В основном он обращался к расхожим мотивам эксплуатационного кино: вампиры, каннибалы, нацисты, монахини, мазохисты, женские тюрьмы и прочая жесть для особо тонких ценителей. Порой каким-то образом в эти истории заносило даже звезд, вроде Марии Шелл и Клауса Кински.
09. Рауль Руис
Количество фильмов: 77
Рауль Руис на съемках фильма «Лиссабонские тайны» (2010) / Фото: Clap Filmes
Чилиец Рауль Руис, значительную часть жизни снимавший во Франции, особенно преуспел в экранизации снов. Во всяком случае, сюжеты большинства его картин подчиняются именно сюрреалистической логике и, словами Андрея Плахова, «основаны на принципе множественности интерпретаций». Эта черта сохранилась даже несмотря на появление с 90-х годов больших бюджетов и звездных имен, вроде Марчелло Мастроянни, Катрин Денев и Джона Малковича.
10. Такаси Миике
Количество фильмов: 94
Такаси Миике на съемках фильма «Невероятные приключения ДжоДжо» / Фото: Warner Bros.
Из активно работающих современных режиссеров выделим японского ударника кинематографического труда Такаси Миике. Он взялся за режиссуру в начале 90-х, в отдельные годы снимал по семь-восемь картин, и к данному моменту его фильмография насчитывает около ста работ. При этом удивительна «всеядность» Миике — он снимает все: от романтических мюзиклов и японизированных вестернов до трэшовых хорроров и лютого арт-хауса с ярко выраженным азиатским колоритом. Образец последнего как раз и принес режиссеру мировую славу. Речь о «Кинопробе», способной удивить даже основательных любителей жести изощренными сценами пыток. Впрочем, знатоки творчества Миике утверждают, что есть в его фильмографиии работы и пострашнее.
Обложка: Джон Форд / Warner Bros.