Режиссер монтажа: Сергей Иванов

Задачи режиссера монтажа

«Монтаж – это сокрытие всех ошибок» – очень хорошая фраза Светланы Проскуриной. Режиссеру монтажа следует это помнить. Съемки – это такая история, когда большому количеству людей надо очень быстро выполнить  большое количество задач. Как правило, съемочный материал отличается от того, что авторам грезилось на подготовке, не все получается, ошибки неизбежны. На этот случай и есть монтажно-тонировочный период, когда что-то можно скрыть, и наоборот, что-то выявить.


 
Процесс работы режиссера монтажа

В случае «До свидания мама», как и с другими проектами Светланы Проскуриной, я знаю процесс работы над фильмом со стадии сценария. Потом я присутствовал на съемках. Благодаря этому, когда мы сели за монтаж, нам было понятно, что есть в картине, что получилось, что не совсем удалось. Не было такого, чтобы Светлана Николаевна сказала, что надо сделать то, то и то, поскольку мы вместе прошли весь путь формирования картины. Но иногда бывает, что материал уже снят или есть какая-то черновая сборка, и режиссер конкретно говорит: не нравится вот это, вот то надо улучшить, выявить такую-то линию, а другую убрать вообще и так далее. По сути, это разные принципы построения работы. Здорово, когда тебя зовут на ранних стадиях – это позволяет на уровне сценария понять, какие в дальнейшем могут возникнуть сложности, что, к примеру, может не соединиться. Когда же к тебе приходят с уже готовым материалом, приходится что-то делать, как говорится, из того, что было. В общем, две разные позиции, когда нужно подключать режиссера монтажа: в начале проекта, чтобы он все знал, или позже, чтобы он смотрел на историю с чистого листа. Но и тот, и другой путь работает, все зависит от самого проекта.
 
Фильм определяет монтаж или монтаж определяет фильм

Хорошо, когда материал определяет способ монтажа, как с технической, так и с художественной точек зрения. Можно, конечно, взять однокадровую сцену Алексея Алексеевича Германа и накромсать ее jump cut’ами в мелкий винегрет, но она этого не предполагает. В таком случае материал определяет монтаж. Когда же материал слабый, не дает тебе эмоции, его нужно спасать, тогда монтаж все определяет. Бывает, что режиссер на уровне сценария говорит, что эта сцена должна быть динамичной, снята с нескольких камер – понятное решение. Но бывает и так, что на монтаже решение меняется. Также способ монтажа зависит от общего темпоритма картины, от того, где монтируемая сцена находится и других факторов.
 
Монтажные сцены

В «До свидания мама» есть вещи, которые решены монтажом, монтажными приемами. К примеру, сцена сна в начале фильма, когда герой осознает измену жены. Она изначально должна была быть странной. К началу съемок мы, правда, не очень придумали, как это можно решить. Поэтому мы сняли несколько вариантов этого сна, сделали как бы заготовки. Как отбирались кадры для этого сна? В сценарии были общие установки, что герой видит – ему снится встреча жены и ее любовника на конюшне. Но как точно это должно выглядеть – непонятно. Мы сняли разговор, а дальше – какие-то ассоциации, отталкиваясь от состояния героя. То есть сделали то, что называется ассоциативным монтажом. Сцену эту делали очень долго, практически на протяжении всего периода монтажа картины. В черновой сборке как-то сложили для общего представления, а дальше при каждом прохождении, как только появлялась какая-то свежая мысль, возвращались. Схожая история была в «Перемирии» со сценой танца главного героя в рапиде. Долго искали место этой сцене, мучились, как ее решить, но в итоге все сошлось.


 
Сотрудничество с режиссером

Монтажеру надо понимать, что хочет режиссер, что он вкладывает в свою картину. Для этого надо как-то по-человечески проникаться его работой и уметь под него подстраиваться. Как правило, особенно если сотрудничаешь с режиссером впервые, начинаешь работать на стадии, когда уже есть материал. Только потом, если завязывается какой-то взаимный интерес, тебя начинают звать на пре-продакшн и на съемки. Далее начинается просмотр материала – отбираются дубли, обсуждается, что получилось, что не получилось. Выбираем обычно по простому критерию – нравится или не нравится. Многие вещи ведь нигде не прописаны, к примеру, актерская игра. Кому-то нравится, как актер играет, кому-то – нет. То же с движением камеры, с цветом. Все это решается через обсуждение материала и поиск общего языка.
 
Сотрудничество с продюсером

Тут все зависит от проекта. «До свидания мама» как и другие фильмы Светланы Проскуриной, это проекты друзей, единомышленников. Мы вместе что-то делаем, потом вместе обсуждаем, спорим, но, в конце концов, делаем кино конкретного режиссера. У других режиссеров – да, так бывает, что продюсеры вмешиваются, не принимают монтаж. Обычно так происходит в коммерческом кино, но и в авторском – тоже.
 
Работа в авторском кино

Заниматься авторским кино или не заниматься, я не выбирал. Я изначально стал работать в авторском кино, потому что попал на студию к Александру Николаевичу Сокурову. Я очень долго учился у него и работал с ним, и имел соответствующий круг общения, поэтому и получился такой уклон. Сейчас ситуация несколько иная – обращаются с разными проектами и я порой просто пробую что-то новое и интересное, то, что меня цепляет. Иногда мне нравится сценарий или сама идея, или попадается что-то такое, чего я никогда не делал. Как-то позвонили от Валерии Гай Германики, предложили смонтировать музыкальный клип, а я никогда над клипами не работал и поэтому с радостью согласился.


 
Авторское кино и коммерческое

Существует такое замечательное слово – формат. Каждый формат имеет свои определенные законы. Есть форматы коммерческого кино: комедия, экшн. Иногда законы в этих форматах доходят до уровня математических. К примеру, когда через определенные промежутки времени в картине должна происходить смена ритма или когда в сцене должно присутствовать определенное количество крупных планов. Авторское кино оно потому и авторское, что более свободное, в нем можно делать так, а можно по- другому.
 
Кино- и телепроекты

Подход к монтажу кинопроектов и телевизионных, конечно, отличается. Телевидение – это почти всегда жесткий формат. При этом, как правило, есть хоть какие-то раскадровки. И, конечно, на телевидении – жесткий контроль со стороны продюсеров, вплоть до прямого участия в монтаже. Как правило, на телевидении продюсеры отсматривают весь материал, все варианты монтажа, – смонтировали вариант серии или полсерии и сразу отдали. Это, прежде всего, направлено на быстрое выявление проблем – получается или не получается, туда ли режиссер работает. Замечу, что на телевидении режиссер – не столь значимая фигура, или, во всяком случае, легко заменимая. Вообще же, я считаю, что это две разные профессии – заниматься кино или телевизионной продукцией, с разными подходами и принципами. Мне было интересно попробовать сделать несколько телевизионных проектов. Но если ты занимаешься только телесериалами, даже если хорошо их делаешь, то вряд ли ты потом сможешь достойно работать в кино. Просто потому, что голова будет работать по-другому.


 
Пленка и «цифра»

Уход пленки на моей работе выразился в том, что теперь я могу монтировать дома с ноутбуком. Все, что нужно – это компьютер, жесткий диск, телевизор и кабель HDMI. Студия нужна для обработки, для последующего пересбора. А в формальном монтаже студия уже особо не нужна. Но вообще мне тяжело сравнивать работу с пленкой и с «цифрой», поскольку так уж получилось, что я пришел в кино, когда еще была пленка, но «цифра» уже входила, то есть я развивался вместе со временем и все нововведения были для меня органичны.
 
Программы монтажа

Если глобально говорить о монтажных программах, то их очень много, но серьезно обсуждать можно только две: Avid и Final Cut. Все остальное и менее известно, и менее распространено, да, наверное, и менее удобно. Но если совсем серьезно, то мне кажется рассуждать можно только об Avid. Есть, конечно, любители Final Cut’а, но программа уже давно не развивалась – последняя 10 версия это уже скорее шаг в сторону массового рынка. Так или иначе, для меня Avid самый удобный. Ну, это сродни Mercedes и BMW. Как объяснить, что BMW лучше? Да никак. Просто BMW лучше.
 
Навыки и качества режиссера монтажа

В плане навыков режиссеру монтажа необходимо, грубо говоря, разбираться в технологии кино и уметь обращаться с программным обеспечением. Что касается качеств, то желательны усидчивость, внимательность и, самое главное, – умение понимать режиссера, умение подстраиваться под него при этом сохраняя свое мнение по поводу материала. Если ты видишь, что что-то в материале не так, надо не бояться отстаивать свою точку зрения, но, учитывая интересы режиссера.
 
Специальное образование и личный опыт

У меня нет профессионального образования. Поэтому мой случай – это опыт, только практика. Плюс такой момент. У меня не было формального образования, но в моей жизни был Александр Николаевич Сокуров, мой учитель и мастер, который мной занимался, который меня холил и лелеял и многое в меня вложил. Благодаря нему я учился на практике – он меня учил, и я тут же это делал. С художественными вещами вообще надо, что называется, ставить руку. Необходим человек, который будет что-то с тобой смотреть, разбирать, как решены те или иные момент, показывать, как это можно сделать.
 

Справка:
Сергей Иванов
Режиссер монтажа, монтажер. 
Работал над фильмами: 
«Русский ковчег», «Солнце», «Александра», «Бумажный солдат», «Овсянки», «Перемирие», «Измена», «Атомный Иван»,  «Роман с кокаином», «До свидания мама» и другие. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *