Актер
[Actor/Player]
— исполнитель роли в кино
Что почитать: Эльвира Сарабьян – «Библия актерского мастерства»
Что почитать: Артур Бартоу – «Актерское мастерство. Американская школа»
Что почитать: Интервью с голливудским тренером по актерскому мастерству Иваной Чаббак
Актер второго плана
[Supporting actor]
— актер, исполняющий роль второго плана и помогающий раскрытьcя главному герою
Актер одной роли
[One role wonder]
— актер, чье имя неразрывно связано с одним образом, затмевающим остальные его работы; к числу актеров одной роли часто относят Леонида Харитонова (дилогия об Иване Бровкине), Яну Поплавскую («Про Красную Шапочку»), Марка Хэмилла (серия фильмов «Звездные войны») и т.д.
Леонид Харитонов в фильме «Солдат Иван Бровкин» (Иван Лукинский), 1955
Актер озвучания
[Voice actor/Voice artist/Voice talent]
— актер, занимающийся озвучанием фильма в случае дубляжа, закадрового перевода, в рекламе и т.д.
Актеры массовых сцен/Массовка/Статисты
[Background actors/Extras]
— участники массовых сцен и/или актеры, не имеющие слов и действий
Что посмотреть – ну очень смешная подборка актеров массовых сцен, сумевших выделиться из общего фона
Амплуа
[Stock character]
— классификация соответствия традиционных образов и человеческих типов, а также стереотип, возникающий при поверхностном восприятии актера и исполненных им характерных ролей; устоявшиеся амплуа: Мэри Пикфорд – инженю, Рита Хейворт – роковая женщина, Арнольд Шварценеггер – супергерой-одиночка и т.д.
Мэри Пикфорд в фильме «Тэсс из страны бурь» (Джон С. Робертсон, 1922)
Биомеханика
[Biomechanics]
— комплекс методик, разработанный Всеволодом Мейерхольдом для совершенствования актерского мастерства; система подразумевает физическую готовность актера к выполнению данного режиссером задания «здесь и сейчас», при этом актер идет к роли как бы «извне», от внешнего содержания к внутреннему
Ведущий актер
[Leading actor/Lead]
— актер, исполняющий главную роль в фильме
Внутренний монолог
[Inner monologue/Internal monologue/Internal speech]
— монолог, обращенный героем к самому себе
Диалог
[Dialogue]
— обмен репликами между двумя и более героями
Дистанциирование
[Distancing]
— принцип «эпического театра» Бертольда Брехта, предполагающий отстраненное отношение актера к своему персонажу
Дрим-кастинг
[Dream casting]
— предполагаемый идеальный актерский состав проекта
Звезда
[Movie star/Film star/Cinema star]
— статус актера в киноиндустрии, означающий его медийность, востребованность в профессиональной среде и популярность у зрителя
Искусство переживания
[Art of experiencing]
— технология работы актера в системе Станиславского, предполагающая испытание актером переживаний во время игры, что обеспечивает наибольшую достоверность образа
Искусство представления
[Art of representation]
— технология работы актера в системе Станиславского, подразумевающая испытание актером переживаний на репетициях, закрепление внешних проявлений этих переживаний (создание рисунка роли), с последующим использованием их уже без подлинного испытания чувств во время игры
Игровое звено
[Acting cycle]
— понятие биомеханики, предполагающее последовательную цепочку стадии, которые проходит актер при исполнении роли: намерение (intention), осуществление (realization), реакция (reaction)
Кастинг/Пробы/Прослушивание
[Casting/Casting call/Auditions]
— процесс выбора исполнителя роли из ряда претендентов на основе соответствия актера творческому замыслу
Кастинг черных котов для фильма «Истории ужасов» (Роджер Корман, 1962)
Кастинг-директор
[Casting director/CD]
— профессионал, занимающийся подбором актеров для проекта
Король эпизода
— актер, известный колоритными исполнениями второплановых и эпизодических ролей; к таким актерам часто относят Сергея Филиппова («Иван Васильевич меняет профессию»), Готлиба Ронинсона («Ирония судьбы, или С легким паром!»), Дэнни Трехо («От заката до рассвета») и т.д.
Сергей Филиппов в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (Леонид Гайдай, 1973)
Метод Ли Страсберга
[The Method/Lee Strasberg Method]
— комплекс методик актерского мастерства на основе системы Станиславского, в котором упор делается на «глубинные, психологически сложные личные переживания», выявляемые с помощью сосредоточенности на роли и эмоциональной памяти; метод разрабатывался американским актером и педагогом Ли Страсбергом
Метод Мейснера
[Meisner technique]
— комплекс методик актерского мастерства на основе системы Станиславского, в котором упор делается на спонтанные реакции и естественные взаимодействия между актерами; метод разрабатывался американским актером и педагогом Сэнфордом Мейснером
Мизансцена
[Mise en scene]
— расположение актеров в кадре в определенном соотношении друг с другом и с окружающей средой
Мискастинг/Мискаст
[Miscasting/Miscast]
— несоответствие актера и исполняемой им роли; о мискастинге часто говорят в связи с выбором Хайдена Кристенсена на роль Энакина Скайуокера или Джорджа Клуни на роль Бэтмена
Модель
[Model]
— понимание актера как типажа-непрофессионала, которому запрещено пользоваться актерскими выразительными средствами, т.е. играть; принцип развивался Робером Брессоном
Монолог
[Monologue]
— пространное обращение героя к другому действующему лицу, группе лиц, к зрителю или к самому себе; зачастую не подразумевает отклика; примером может служить финал «Великого диктатора» Чарли Чаплина
Натурщик
[Naturalist]
— понятие актера как «органического элемента натуры», максимально соответствующего окружающей действительности и обладающего яркой наружностью; разработкой теории натурщика занимался советский режиссер и педагог Лев Кулешов
Непрофессиональный актер
[Amateur actor]
— исполнитель роли, не имеющий профессионального актерского образования или специальной подготовки; использование непрофессиональных актеров стало отличительной чертой кинематографа итальянского неореализма, Пьера Паоло Пазолини, Робера Брессона, Бруно Дюмона
Кадр из фильма «Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)
Пластика
[Plasticity]
— согласованность, гармоничность и оправданность движений и жестов актера
Практическая эстетика
[Practical aesthetics]
— комплекс методик актерского мастерства, предполагающий отказ от работы над образом и от перевоплощения актера в персонажа, и утверждающий первенство поступков и действий над чувствами и переживаниями; метод разработан американским сценаристом и режиссером Дэвидом Мэметом
Предлагаемые обстоятельства
[Given circumstances]
— в системе Станиславского обстоятельства жизни героя, в которые в своем воображении должен поместить себя актер, исполняющий его роль
Ремесло
[Stock-in-trade acting]
— технология работы актера в системе Станиславского, подразумевающая использование актером базовых навыков игры и готовых штампов
Роль
[Role]
— совокупность текста, произносимого актером и исполняемых им действий, а также в целом создаваемый актером образ; принято выделять главную роль (leading role/key role), роль второго плана (secondary role), эпизодическую роль (bit part), роль статиста (extra)
Сверхзадача
[Super-objective/Super-task/Super-target]
— в системе Станиславского некая высшая цель актера, выходящая за рамки задач персонажа и близкая к общему режиссерскому замыслу
Система Станиславского
[Stanislavski’s system]
— комплекс методик, разработанный Константином Станиславским для совершенствования мастерства актера; основой системы является психотехника – психологическая достоверность игры, при которой актер идет к роли как бы «изнутри», от внутреннего содержания к внешнему; система была разработана Станиславским в начале XX века и с тех пор совершенствовалась и переосмысливалась педагогами актерского мастерства, вроде Михаила Чехова, Ли Страсберга, Стеллы Адлер, Сэйнфорда Мейcнера, Иваны Чаббак и других
Техника Чехова
[Chekhov technique]
— комплекс методик актерского мастерства на основе системы Станиславского, в котором упор делается на «духовную логику» актера, его внутренний мир, психику, воображение (вместо логического осмысления и эмоциональной памяти) и в целом метафизику; метод разрабатывался русским и американским актером и педагогом Михаилом Чеховым
Типаж
[Type/Typage]
— совокупность характерных внешних черт актера, позволяющая отнести его к какому-либо устойчивому узнаваемому типу; разработкой теории типажа занимался Сергей Эйзенштейн, наиболее полно воплотив свои открытия в «Броненосце “Потемкине”» и «Октябре»
Кадр из фильма Броненосец Потемкин (Сергей Эйзенштейн, 1925)
Фотогеничность
[Photogenic/Photogenie]
— свойство внешности актера (равно как и предмета) сохранять гармонию и выразительность облика, учитывая его неизбежное искажение при перенесении на экран; термин введен французским режиссером и теоретиком кино Луи Деллюком
Характер
[Character/Personality/Temper/Nature]
— совокупность особенностей, составляющих образ героя
Характерный актер
[Character actor]
— актер, исполняющий роли с ярко выраженным своеобразием, например, эксцентричные женщины Мелиссы МакКарти, ироничный детектив Питера Фалька
Мелисса МакКарти в фильме «Девичник в Вегасе» (Пол Фиг, 2011)
Эмоциональная память
[Affective memory]
— элемент системы Станиславского, предполагающий воспоминание и повторное переживание актером некогда испытанных чувств для достоверного воплощения роли
Эффект очуждения/Эффект отчуждения
[Alienation effect/Estrangement effect]
— принцип «эпического театра» Бертольда Брехта, предполагающий отказ актера от вживания в образ, от идентификации с героем и, как следствие, новую его трактовку, открытие неожиданных его граней; концепция берет начало в теории отстранения Виктора Шкловского