Словарь: Анимация

2D-анимация

[2D animation]

— форма компьютерной анимации, предполагающая плоское двумерное изображение объектов


3D-анимация

[3D animation]

— форма компьютерной анимации, предполагающая объемное трехмерное изображение объектов


Flash-анимация

[Flash animation]

— вид анимации, который создается на базе flash-программ (например, Adobe Flash) и применяется преимущественно в Сети; в основе лежит использование векторного морфинга, позволяющего для каждой сцены задавать лишь несколько ключевых кадров, что ускоряет производство; популярный пример flash-анимации – «Масяня»


 

 


LEGO-анимация/Брикфильм

[LEGO animation/Brickfilm]

— разновидность кукольной анимации, создаваемая с помощью конструктора LEGO; с 1970-х годов до недавнего времени существовала как форма любительского творчества; один из первых профессиональных брикфильмов – «Лего. Фильм», вышедший в 2014 году


Кадр из мультфильма «Лего. Фильм» (Фил Лорд и Кристофер Миллер, 2014)
 

Что посмотреть: сцены из «Сияния», «Криминального чтива», «Титаника» и других знаменитых фильмов, сделанные в формате LEGO-анимации
 

 


Motion capture/Захват движения

— технология, позволяющая создавать анимированного персонажа путем преобразования движений и мимики актера; маркерная система motion capture предполагает использование, помимо специальных камер, маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов


Кадр из мультфильма «Полярный экспресс» (Роберт Земекис, 2004)
 

Что почитать: как создавался «Полярный экспресс», один из первых мультфильмов, полностью снятых на основе motion capture
 

 


Анимация/Мультипликация

[Animation]

— разновидность кинематографа, в которой иллюзия непрерывного движения на экране создается с помощью последовательного чередования кадров с искусственно созданным изображением; термин «анимация» более распространен за рубежом, в России — «мультипликация».
 

Что посмотреть: «История анимации»  – документальный фильм канала «Культура»
 
Что посмотреть: «Фабрика чудес»  – российский документальный сериал об искусстве мультипликации
 
Что почитать: Сергей Капков – «Энциклопедия отечественной мультипликации»
 
Что почитать: «Киноведческие записки» №51, посвященный анимации 
 
Что почитать: Уолтер Фостер – «Основы анимации» 
 

 


Аниматик

[Animatic]

— анимированная упрощенная раскадровка, позволяющая получить представление о хронометраже, композиции сцен и визуальном решении готовящегося проекта
 


Аниматор/Мультипликатор

[Animator]

— художник анимационного/мультипликационного кино; по виду специализации выделяют художников-аниматоров, художников-постановщиков, художников по персонажам, художников-фазовщиков и т.д.
 

 


Аниме

[Anime]

— японская разновидность анимации, имеющая характерный стиль отрисовки и ориентированная прежде всего на взрослую аудиторию; вершиной искусства аниме принято считать творчество Хаяо Миядзаки и фильмы студии «Гибли»


Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо» (Хаяо Миядзаки, 1988)
 

 


Бескамерная анимация

[Animation without camera/Drawn-on-film animation/Direct animation]

— вид анимации, создаваемый без использования камеры путем нанесения изображения непосредственно на пленку рисованием, гравировкой, царапанием и т.д.; крупнейшие мастера бескамерной анимации: Норман МакЛарен, Стэн Брэкидж, Кэролайн Лиф


Кадр из мультфильма «Между двумя сестрами» (Кэролайн Лиф, 1991)


Диснеевская анимация

[Disney animation]

— разновидность анимации, сформировавшаяся под руководством Уолта Диснея на его студии The Walt Disney Company и следующая так называемым 12 принципам анимации


Кадр из мультфильма «Фантазия» (1940)
 

 


Живопись по стеклу

[Paint-on-glass]

— анимация создается с помощью рисунков масляными красками на стеклянной поверхности; крупнейший мировой мастер живописи по стеклу – Александр Петров, четырежды номинировавшийся на «Оскар» и получивший его за мультфильм «Старик и море»


Кадр из мультфильма Старик и море (Александр Петров, 1998)


Заливка

[Flood fill]

— раскраска фаз в соответствии с предварительно заданной цветовой схемой; заливкой занимается художник-заливщик


Игольчатый экран

[Pinscreen]

— вид анимации, создаваемый с помощью вертикальной плоскости, через которую пропущены иглы (от нескольких тысяч до миллиона); меняя положение игл, можно получать визуальные образы; создатель игольчатого экрана – Александр Алексеев


Кадр из мультфильма «Ночь на Лысой горе» (Александр Алексеев, 1933)


Комбинированная анимация

[Live action and animation]

— совмещение в одном кадре реальных актеров, обстановки и мультипликации; известнейший пример – «Кто подставил Кролика Роджера?» Роберта Земекиса; в нашем кино – «Новый Гулливер» Александра Птушко


Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера» (Роберт Земекис, 1988)
 


Компоновка

[Key frame]

— последовательность нескольких ключевых кадров с движением


Компьютерная анимация

[Computer animation/CGI animation]

— вид анимации, создаваемый с помощью компьютера и специального ПО; первыми мультфильмами, в которых была частично использована компьютерная анимация стали «Спасатели в Австралии» и «Красавица и Чудовище»; первый полнометражный мультфильм, целиком сделанный в компьютерной анимации, – «История игрушек» студии Pixar; с конца XX века компьютерная анимация стала основным видом анимации


 

 


Контуровка

[Outlining]

— прорисовка и художественная обработка контура объекта; специалист, занимающийся контуровкой – художник-контуровщик; в современном производстве осуществляется на этапе ФК – фазовка-контуровка


Концепт/Концепт-арт

[Concept]

— предварительные визуальные разработки, призванные отразить идею, замысел и стиль будущего проекта, в том числе персонажа, декораций и т.д.


Концепты диснеевских принцесс


Кукла

[Puppet/Doll]

— предмет, созданный в виде человека, животного и т.д., и используемый в качестве «актера»


Кукольная анимация

[Puppet animation]

— вид анимации, создаваемый с помощью кукол; один из первопроходец в области кукольной анимации – Владислав Старевич, главными действующими лицами у которого, как правило, были насекомые


Кадр из мультфильма «Месть кинематографического оператора» (Владислав Старевич, 1912)


Кукольник/Мастер по куклам

[Puppet-maker]

— специалист, занимающийся изготовлением куклы, в том числе их конструкцией, скульптурой, механикой, внешним видом и т.д.
 


Лейаут

[Layout]

— прорисованная и подробная раскадровка


Машинима

[Machinima]

— вид анимации, создаваемый в виртуальном пространстве на базе компьютерных игр; может использоваться для превизуализации


Морфинг

[Morphing]

— процесс плавного перехода одного изображения в другое через схожие опорные точки


Мультипликат

— ключевые компоновки


Мультипликационный персонаж/Мультперсонаж/Мультяшка/Мульт

[Animation character/Toon]

— персонаж мультфильма; как правило, наделен ярко выраженными, характерными чертами, внешними и внутренними; разработкой мультперсонажей занимается художник по персонажам


Мультсериал

[Animated series]

— анимационный телесериал; наиболее распространенная разновидность – анимационный ситком; самый продолжительный мультсериал в истории – Sazae-san, выходящий в Японии с 1969 года до сих пор и насчитывающий около 7070 эпизодов; самый продолжительный мультсериал США, «Симпсоны», выходит с 1989 года и насчитывает «лишь» 561 эпизод 


Кадр из мультсериала «Sazae-san» (1969)
 


Мультстанок

[Animation stand]

— съемочный стол с закрепленной камерой; предназначен для проведения покадровой съемки


Ограниченная мультипликация/Лимитированная мультипликация

[Limited animation]

— прием в рисованной мультипликации, когда из кадра в кадр меняется только ключевой действующий объект, а набор выразительных средств в целом сильно ограничен; позволяет повысить скорость производства и снизить трудоемкость


Перекладка

[Cutout animation]

— техника, при которой от кадра к кадру передвигаются только некоторые объекты или их части; в подобной технике сделан «Южный парк»


Песочная анимация/Порошковая анимация/Сыпучая анимация

[Sand animation]

— вид анимации, создаваемый рисунками на песке или на других сыпучих материалах


Кадр из мультфильма Rezign (Дэвид Майриам, 2003)


Пластилиновая анимация

[Clay animation/Claymation]

— вид анимации, создаваемый путем лепки из пластилина


Кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег» (Александр Татарский, 1983)
 


Раскадровка

[Storyboard]

— предварительная разбивка мультфильма на монтажные планы, служащая основой во время съемочного периода
 

Что почитать: Подробнее  о том, что такое раскадровка
 

 


Рисованная анимация/Классическая анимация/Традиционная анимация

[Hand-drawn animation/Classical animation/Traditional animation/Cel animation]

— вид анимации, создаваемый рисунками в определенной последовательности; ключевой вид анимации на протяжении почти всего XX века


Ротоскопинг/Ротоскопирование/Эклер

[Rotoscoping]

— техника, при которой необходимый объект полностью обрисовывается поверх отснятой пленки; техника активно использовалась в диснеевской и в советской анимации; более свежие примеры – фильмы Ричарда Линклейтера «Пробуждение жизни» и «Помутнение»


Кадр из фильма Пробуждение жизни (Ричард Линклейтер, 2001)


Сэл-шейдерная анимация/Сэл-шейдинг/Цел-шейдинг

[Cel-shading]

— техника компьютерной обработки изображения, имитирующая рисованную анимацию и придающая изображению большую графичность, четкость и выразительность; с помощью этого приема был создан мультфильм «Ренессанс»


Кадр из мультфильма «Ренессанс » (Кристиан Волькман, 2006)


Силуэтная анимация

[Silhouette animation]

— вид анимации, когда изображение создается вырезанными из бумаги, картона или других материалов плоскими фигурами-силуэтами; один из родоначальников силуэтной анимации – Лотта Райнигер


Кадр из мультфильма «Приключения принца Ахмеда» (Лотта Райнигер, 1926)
 


Скуиглвижн

[Squigglevision]

— технология анимации; контуры объектов находятся в постоянном колебании; разработана продюсером Томом Снайдером и использовалась в его мультсериале «Доктор Кац»


Кадр из мультсериала «Доктор Кац» (1995-2002)


Тотальная мультипликация/Полная мультипликация

[Full animation]

— прием в рисованной мультипликации, когда из кадра в кадр меняется не только центральный персонаж или объект, но и окружающая его обстановка; крайне трудоемкий вид анимации


Фаза

[Frame]

— промежуточный фрагмент движения персонажа


Фазовка

[Inbetweening/Tweening]

— процесс создания фаз, пропущенных на этапе раскадровки, необходимых для формирования ощущения плавности движения; специалист, занимающийся фазовкой – художник-фазовщик; в современном производстве осуществляется на этапе ФК – фазовка-контуровка


Фон

[Background]

— декорации и панорамы, на которых действуют герои; созданием фонов занимается художник-фоновщик или художник-декоратор


Художник-аниматор

[Animator artist]

— художник, занимающийся ключевыми фазами движения


Художник-постановщик

[Art director]

— главный художник в процессе создания мультфильма; наряду с режиссером определяет визуальное решение картины


Экспозиционный лист

[Exposure list]

— таблица, помогающая отслеживать порядок работы над анимационным фильмом; в ней содержатся данные о каждой сцене картины
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *