2D-анимация
[2D animation]
— форма компьютерной анимации, предполагающая плоское двумерное изображение объектов
3D-анимация
[3D animation]
— форма компьютерной анимации, предполагающая объемное трехмерное изображение объектов
Flash-анимация
[Flash animation]
— вид анимации, который создается на базе flash-программ (например, Adobe Flash) и применяется преимущественно в Сети; в основе лежит использование векторного морфинга, позволяющего для каждой сцены задавать лишь несколько ключевых кадров, что ускоряет производство; популярный пример flash-анимации – «Масяня»
Что почитать: интервью с создателем «Масяни» Олегом Куваевым
LEGO-анимация/Брикфильм
[LEGO animation/Brickfilm]
— разновидность кукольной анимации, создаваемая с помощью конструктора LEGO; с 1970-х годов до недавнего времени существовала как форма любительского творчества; один из первых профессиональных брикфильмов – «Лего. Фильм», вышедший в 2014 году
Кадр из мультфильма «Лего. Фильм» (Фил Лорд и Кристофер Миллер, 2014)
Motion capture/Захват движения
— технология, позволяющая создавать анимированного персонажа путем преобразования движений и мимики актера; маркерная система motion capture предполагает использование, помимо специальных камер, маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов
Кадр из мультфильма «Полярный экспресс» (Роберт Земекис, 2004)
Анимация/Мультипликация
[Animation]
— разновидность кинематографа, в которой иллюзия непрерывного движения на экране создается с помощью последовательного чередования кадров с искусственно созданным изображением; термин «анимация» более распространен за рубежом, в России — «мультипликация».
Что посмотреть: «Фабрика чудес» – российский документальный сериал об искусстве мультипликации
Что почитать: Сергей Капков – «Энциклопедия отечественной мультипликации»
Что почитать: «Киноведческие записки» №51, посвященный анимации
Что почитать: Уолтер Фостер – «Основы анимации»
Аниматик
[Animatic]
— анимированная упрощенная раскадровка, позволяющая получить представление о хронометраже, композиции сцен и визуальном решении готовящегося проекта
Аниматор/Мультипликатор
[Animator]
— художник анимационного/мультипликационного кино; по виду специализации выделяют художников-аниматоров, художников-постановщиков, художников по персонажам, художников-фазовщиков и т.д.
Что почитать: интервью с аниматором Александром Липилиным
Что почитать: интервью с аниматором Владимиром Торопчиным о мультфильме «Иван Царевич и Серый Волк 2»
Что почитать: С.В. Асенин – «Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве»
Аниме
[Anime]
— японская разновидность анимации, имеющая характерный стиль отрисовки и ориентированная прежде всего на взрослую аудиторию; вершиной искусства аниме принято считать творчество Хаяо Миядзаки и фильмы студии «Гибли»
Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо» (Хаяо Миядзаки, 1988)
Бескамерная анимация
[Animation without camera/Drawn-on-film animation/Direct animation]
— вид анимации, создаваемый без использования камеры путем нанесения изображения непосредственно на пленку рисованием, гравировкой, царапанием и т.д.; крупнейшие мастера бескамерной анимации: Норман МакЛарен, Стэн Брэкидж, Кэролайн Лиф
Кадр из мультфильма «Между двумя сестрами» (Кэролайн Лиф, 1991)
Диснеевская анимация
[Disney animation]
— разновидность анимации, сформировавшаяся под руководством Уолта Диснея на его студии The Walt Disney Company и следующая так называемым 12 принципам анимации
Кадр из мультфильма «Фантазия» (1940)
Живопись по стеклу
[Paint-on-glass]
— анимация создается с помощью рисунков масляными красками на стеклянной поверхности; крупнейший мировой мастер живописи по стеклу – Александр Петров, четырежды номинировавшийся на «Оскар» и получивший его за мультфильм «Старик и море»
Кадр из мультфильма Старик и море (Александр Петров, 1998)
Заливка
[Flood fill]
— раскраска фаз в соответствии с предварительно заданной цветовой схемой; заливкой занимается художник-заливщик
Игольчатый экран
[Pinscreen]
— вид анимации, создаваемый с помощью вертикальной плоскости, через которую пропущены иглы (от нескольких тысяч до миллиона); меняя положение игл, можно получать визуальные образы; создатель игольчатого экрана – Александр Алексеев
Кадр из мультфильма «Ночь на Лысой горе» (Александр Алексеев, 1933)
Комбинированная анимация
[Live action and animation]
— совмещение в одном кадре реальных актеров, обстановки и мультипликации; известнейший пример – «Кто подставил Кролика Роджера?» Роберта Земекиса; в нашем кино – «Новый Гулливер» Александра Птушко
Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера» (Роберт Земекис, 1988)
Компоновка
[Key frame]
— последовательность нескольких ключевых кадров с движением
Компьютерная анимация
[Computer animation/CGI animation]
— вид анимации, создаваемый с помощью компьютера и специального ПО; первыми мультфильмами, в которых была частично использована компьютерная анимация стали «Спасатели в Австралии» и «Красавица и Чудовище»; первый полнометражный мультфильм, целиком сделанный в компьютерной анимации, – «История игрушек» студии Pixar; с конца XX века компьютерная анимация стала основным видом анимации
Контуровка
[Outlining]
— прорисовка и художественная обработка контура объекта; специалист, занимающийся контуровкой – художник-контуровщик; в современном производстве осуществляется на этапе ФК – фазовка-контуровка
Концепт/Концепт-арт
[Concept]
— предварительные визуальные разработки, призванные отразить идею, замысел и стиль будущего проекта, в том числе персонажа, декораций и т.д.
Концепты диснеевских принцесс
Кукла
[Puppet/Doll]
— предмет, созданный в виде человека, животного и т.д., и используемый в качестве «актера»
Кукольная анимация
[Puppet animation]
— вид анимации, создаваемый с помощью кукол; один из первопроходец в области кукольной анимации – Владислав Старевич, главными действующими лицами у которого, как правило, были насекомые
Кадр из мультфильма «Месть кинематографического оператора» (Владислав Старевич, 1912)
Кукольник/Мастер по куклам
[Puppet-maker]
— специалист, занимающийся изготовлением куклы, в том числе их конструкцией, скульптурой, механикой, внешним видом и т.д.
Лейаут
[Layout]
— прорисованная и подробная раскадровка
Машинима
[Machinima]
— вид анимации, создаваемый в виртуальном пространстве на базе компьютерных игр; может использоваться для превизуализации
Морфинг
[Morphing]
— процесс плавного перехода одного изображения в другое через схожие опорные точки
Мультипликат
— ключевые компоновки
Мультипликационный персонаж/Мультперсонаж/Мультяшка/Мульт
[Animation character/Toon]
— персонаж мультфильма; как правило, наделен ярко выраженными, характерными чертами, внешними и внутренними; разработкой мультперсонажей занимается художник по персонажам
Мультсериал
[Animated series]
— анимационный телесериал; наиболее распространенная разновидность – анимационный ситком; самый продолжительный мультсериал в истории – Sazae-san, выходящий в Японии с 1969 года до сих пор и насчитывающий около 7070 эпизодов; самый продолжительный мультсериал США, «Симпсоны», выходит с 1989 года и насчитывает «лишь» 561 эпизод
Кадр из мультсериала «Sazae-san» (1969)
Мультстанок
[Animation stand]
— съемочный стол с закрепленной камерой; предназначен для проведения покадровой съемки
Ограниченная мультипликация/Лимитированная мультипликация
[Limited animation]
— прием в рисованной мультипликации, когда из кадра в кадр меняется только ключевой действующий объект, а набор выразительных средств в целом сильно ограничен; позволяет повысить скорость производства и снизить трудоемкость
Перекладка
[Cutout animation]
— техника, при которой от кадра к кадру передвигаются только некоторые объекты или их части; в подобной технике сделан «Южный парк»
Песочная анимация/Порошковая анимация/Сыпучая анимация
[Sand animation]
— вид анимации, создаваемый рисунками на песке или на других сыпучих материалах
Кадр из мультфильма Rezign (Дэвид Майриам, 2003)
Пластилиновая анимация
[Clay animation/Claymation]
— вид анимации, создаваемый путем лепки из пластилина
Кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег» (Александр Татарский, 1983)
Раскадровка
[Storyboard]
— предварительная разбивка мультфильма на монтажные планы, служащая основой во время съемочного периода
Рисованная анимация/Классическая анимация/Традиционная анимация
[Hand-drawn animation/Classical animation/Traditional animation/Cel animation]
— вид анимации, создаваемый рисунками в определенной последовательности; ключевой вид анимации на протяжении почти всего XX века
Ротоскопинг/Ротоскопирование/Эклер
[Rotoscoping]
— техника, при которой необходимый объект полностью обрисовывается поверх отснятой пленки; техника активно использовалась в диснеевской и в советской анимации; более свежие примеры – фильмы Ричарда Линклейтера «Пробуждение жизни» и «Помутнение»
Кадр из фильма Пробуждение жизни (Ричард Линклейтер, 2001)
Сэл-шейдерная анимация/Сэл-шейдинг/Цел-шейдинг
[Cel-shading]
— техника компьютерной обработки изображения, имитирующая рисованную анимацию и придающая изображению большую графичность, четкость и выразительность; с помощью этого приема был создан мультфильм «Ренессанс»
Кадр из мультфильма «Ренессанс » (Кристиан Волькман, 2006)
Силуэтная анимация
[Silhouette animation]
— вид анимации, когда изображение создается вырезанными из бумаги, картона или других материалов плоскими фигурами-силуэтами; один из родоначальников силуэтной анимации – Лотта Райнигер
Кадр из мультфильма «Приключения принца Ахмеда» (Лотта Райнигер, 1926)
Скуиглвижн
[Squigglevision]
— технология анимации; контуры объектов находятся в постоянном колебании; разработана продюсером Томом Снайдером и использовалась в его мультсериале «Доктор Кац»
Кадр из мультсериала «Доктор Кац» (1995-2002)
Тотальная мультипликация/Полная мультипликация
[Full animation]
— прием в рисованной мультипликации, когда из кадра в кадр меняется не только центральный персонаж или объект, но и окружающая его обстановка; крайне трудоемкий вид анимации
Фаза
[Frame]
— промежуточный фрагмент движения персонажа
Фазовка
[Inbetweening/Tweening]
— процесс создания фаз, пропущенных на этапе раскадровки, необходимых для формирования ощущения плавности движения; специалист, занимающийся фазовкой – художник-фазовщик; в современном производстве осуществляется на этапе ФК – фазовка-контуровка
Фон
[Background]
— декорации и панорамы, на которых действуют герои; созданием фонов занимается художник-фоновщик или художник-декоратор
Художник-аниматор
[Animator artist]
— художник, занимающийся ключевыми фазами движения
Художник-постановщик
[Art director]
— главный художник в процессе создания мультфильма; наряду с режиссером определяет визуальное решение картины
Экспозиционный лист
[Exposure list]
— таблица, помогающая отслеживать порядок работы над анимационным фильмом; в ней содержатся данные о каждой сцене картины