DTS/Digital Theater System
— один из форматов цифровой многоканальной звукозаписи; система была разработана в 1993 году; чаще всего используется в системах домашнего пользования, в том числе на шестиканальной (5.1) и восьмиканальной (7.1)
Dolby Digital
— один из форматов цифровой многоканальной звукозаписи, отличающийся от DTS большим уровнем сжатия звука; система была разработана в 1991 году. Работает на двухканальных (2.0) и шестиканальных (5.1) домашних системах
Dolby Stereo
— один из первых форматов аналоговой многоканальной звукозаписи; система была разработана в 1975 году; работает на двухканальных (2.0) домашних системах
Асинхрон/Рассинхрон
[Asynchronous/Non-sync]
— дефект, при котором звук расходится с изображением
«БРЯМММ»
[BRAAM]
— звуковой штамп, часто используемый в трейлерах, очевидно, для придания эффекта эпичности и значительности; впервые эффект был использован композитором Хансом Циммером в фильме Кристофера Нолана «Начало»; первоисточник создан многократным замедлением популярной песни Эдит Пиаф «Non, je ne regretted rein»
Что почитать: другие распространенные звуковые штампы в кино
Внекадровый звук
[Off-screen sound]
— звук, источник возникновения которого находится вне кадра
Пример – сцена из первого звукового фильма Альфреда Хичкока «Шантаж»
Внутрикадровый звук
[On-screen sound]
— звук, источник возникновения которого находится в кадре
Дубляж/Дублирование
[Dubbing/Re-recording/Mixing]
— вид перевода фильма, при котором оригинальная речь заменяется многоголосым переводом на язык страны проката
Первый отечественный дубляж был сделан в 1935 году Марком Донским. Дублировался голливудский фильм ужасов «Человек-невидимка».
Что почитать: режиссер дубляжа Ярослава Турылева («Список Шиндлера» и «Шрек», «Волк с Уолл-стрит») о своей профессии
«Журавль»/«Удочка»
[boom mike/boom pole/«fishpole»]
— выносная штанга или длинный шест, на который крепится микрофон во время записи звука
Закадровый звук
[Non-diegetic sound/Commentary sound]
— звук, существующий вне пространства сцены, то есть слышимый только зрителем, к примеру, комментарий рассказчика или саундтрек
Пример— сравнение вариантов сцены из «Челюстей» Стивена Спилберга без закадрового звука и с закадровым звуком
Закадровый перевод/Закадр/Войсовер/Синхронный перевод
[Voice-over]
— вид перевода фильма, при котором перевод звучит поверх оригинальной звуковой дорожки; принято выделять закадровый одноголосый перевод (VO/Voice-over), закадровый двухголосый перевод (DVO/Dual voice-over) и закадровый многоголосый перевод (MVO/Multi voice-over); также выделяют профессиональный (в том числе авторский) закадровый перевод и любительский
Пример – ролик о мастерах одноголосного закадрового перевода эпохи бума VHS
«Запикивание»/«Пип»
[Bleeping/Bleep/Beep]
— высокочистотный (от 440 Гц до 1 кГц) звуковой сигнал, используемый для заглушивания ненормативной лексики или другой нежелательной звуковой информации
Звуковая дорожка
[Sound track/Band/Audio track]
— магнитная или оптическая дорожка по краю пленки, содержащая фонограмму фильма
Звуковой ряд
[Audiography]
— звуковое сопровождение, созданное для фильма
Звуковое кино
[Sound film/Talking pictures/Talkies]
— кино, в котором изобразительный ряд сопровождается звуком
Первая в мире звуковая картина – голливудский «Певец джаза», вышедший в 1927 году. Первый отечественный звуковой фильм – «Путевка в жизнь», снятый Николаем Экком в 1931 году.
Звукорежиссер
[Director of audiography/DOA/Sound director]
— специалист, занимающийся звуковым оформлением фильма, в том числе, разрабатывающий звуковые образы, драматургию звукового ряда, отвечающий за его качество, управляющий процессом озвучания и руководящий звуковым цехом в целом
Что почитать: звукорежиссер Ирина Евсеева о своей профессии
Что почитать: Бобби Овсински – «Настольная книга звукорежиссера»
Что посмотреть: фильм Брайана Де Пальмы с Джоном Траволтой «Прокол» — редкая картина, главным героем которой является звукорежиссер, а сюжет завязан на «кухне» людей этой профессии |
Звукооператор
[Sound technician/Sound editor/Audio engineer/Recording director]
— специалист, занимающийся звукозаписью, обработкой звука, микшированием и контролем технического качества звукового ряда; сегодня, в основном, работает на съёмочной площадке
Что почитать: Лев Трахтенберг – «Мастерство звукооператора», Виктор Маньковский – «Основы звукооператорской работы»
Звуковой эффект
[Sound effect/Audio effect/Sound FX/SFX/FX]
— обработанный или искусственно созданный звук
Один из самых богатых на запоминающиеся звуковые эффекты фильмов – «Звездные войны». Всего для оригинальной трилогии было создано около 250 звуковых эффектов. Знаменитый рев Чуббаки был собран из «голосов» кошки, медведя, верблюда, моржа и барсука. |
Композитор
[Composer]
— профессионал, специализирующийся на сочинении музыки, в данном случае, для кино
Что почитать: композитор Алексей Айги («Страна глухих», «Орда», «Дубровский») о работе в кино
композитор Михаил Чертищев («Барбоскины», «Три богатыря на дальних берегах») о работе в анимации
Что посмотреть: фильм об отечественных кинокомпозиторах «Правдивая история киномузыки»
Контрапункт
[Counterpoint]
— контрастное столкновение зрительных и звуковых образов
Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Будущее звуковой фильмы»
Королева крика
[Scream queen]
— амплуа актрисы фильмов ужасов, примечательной, прежде всего, своим умением отчаянно кричать; среди актрис, начинавших в этом амплуа: Джейми Ли Кертис, Азия Ардженто и Кейт Бекинсейл
Крик Вильгельма/Вопль Вильгельма
[Wilhelm scream]
— шутка голливудских звукорежиссеров; звуковой эффект из вестерна «Далекие барабаны», используемый в эпизодах борьбы, падений, взрывов и т.д.; эффект обрел популярность и стал применяться в качестве ироничного штампа после использования в «Звездных войнах» и «Индиане Джонсе»
Лейтмотив
[Leitmotif]
— ключевая музыкальная тема фильма; часто увязывается с какой-либо повторяющейся драматической ситуацией или с каким-либо персонажем
Пример – «Имперский марш» из «Звездных войн», сопровождающий появления на экране Дарта Вйдера
Магнитная запись звука
[Magnetic sound-on-film]
— звуковая дорожка фильма, зафиксированная с применением веществ и носителей, обладающих магнитными свойствами; технология магнитной записи звука начала применяться в кино в 1950-е годы
Микширование
[Mix/Mixing]
— завершающий этап озвучания, предполагающий сведение в единую звуковую дорожку диалогов, музыки, шумов и звуковых эффектов
Что почитать: Дэвид Гибсон – «Искусство сведения»
Микрофон
[Microphone/Mic/Mike]
— прибор для записи или усиления звука
Что почитать: Джей Роуз – «Микрофонный бум», Юрий Козюренко – «Звукозапись с микрофона»
Микрофонщик
[Boom operator]
— специалист, управляющий микрофоном на «удочке» во время съемок
Монозвук
[Mono/Monophonic sound]
— одноканальный звук, записываемый с помощью одного прибора
Озвучание/Озвучивание/Перезапись
[Looping/Scoring/Sound recording/ADR/Automatic Dialog Replacement]
— процесс записи и перезаписи звукового ряда фильма (речи, музыки и шумов), а также очистка звука, выравнивание, микширование и т.д.; осуществляется на стадии пост-продакшна
Оптическая запись звука/Оптическая фонограмма
[Optical sound-on-film]
— звуковая дорожка фильма, зафиксированная фотографическим способом на кинопленке вместе с изображением; копию фильма, на которой изображение напечатано вместе с фонограммой называют совмещенной (married print); технология оптической записи звука начала применяться в кино в 20-е годы; в настоящее время почти не используется
Отбивка
[Bumper]
— короткий музыкальный отрывок, звучащий при переходе от сцены к сцене; на телевидении используется, к примеру, в заставках новостей или при переходах на рекламу
Пример – рекламная отбивка канала НТВ
Петличный микрофон/Петличка/Петля
[Clip-on microphone]
— миниатюрный микрофон, который крепится на одежду и может быть спрятан под ней
«Пушка»
[Shotgun microphone]
— микрофон, используемый для снятия звука на большом расстоянии от источника
Саунд-дизайн/Звуковой дизайн
[Sound design]
— процесс проектирования и создания аудиопространства фильма
Саундтрек
[Score/Soundtrack/Official soundtrack/OST]
— музыкальное сопровождение фильма; может представлять собой набор композиций разных авторов и исполнителей или же принадлежать одному композитору, специально работавшему для картины; нередко издается в качестве отдельных альбомов
Что послушать: коллекция саундтреков на сайте kinomania.ru
Сжатие аудиоданных
[Sound compression]
— преобразование аудиоданных с целью уменьшения занимаемого ими объема
Синхронизация
[Synchronous sound]
— соотнесенность экранного изображения и звука, в том числе музыки, по таким параметрам как момент начала и завершения, сила, ритм и т.д.
Синхронная съемка
[Synchronized sound recording/Live recording]
— процесс киносъемки, при котором съемка изображения и запись звука осуществляются одновременно, что позволяет получить синхронную фонограмму, точно совпадающую с изображением
Стереозвук
[Stereo/Stereophonic sound]
— многоканальный звук, записываемый и воспроизводимый с помощью нескольких независимых приборов; основные разновидности многоканального стереозвука: двухканальный (2.0), четырехканальный или квадрофония (4.0), шестиканальный (5.1), восьмиканальный (7.1)
Тапёр
[Pianist/Piano player]
— музыкант-аккомпаниатор, как правило, пианист, сопровождавший своей игрой показ немого фильма (silent film)
Павильон звукозаписи/Тонстудия/Тонателье
[Sound stage/Scoring stage/Sound recording studio]
— специальное помещение на киностудии для озвучания и дублирования фильмов
Фонограмма
[Phonogram/Filmed sound recording]
— Окончательный вариант звукового ряда фильма, записанный на звуковой дорожке
Фонотека/Шумотека/Библиотека звуков
[Record library/Sound library]
— коллекция или база аудиоматериалов, к примеру, шумовых эффектов, доступных для использования в качестве озвучания; звуковые эффекты, взятые из фонотеки зачастую называют стоковыми (stock sound effect)
Подборки фонотек: русскоязычная, англоязычная |
Фоны/Фоновые шумы
[Background sound]
— второстепенные звуки, задающие общую атмосферу, к примеру, шум моря, леса, раскаты грома, пение птиц и т.д.
Частота дискретизации
[Sampling rate]
— показатель соответствия цифрового сигнала аналоговому при оцифровке звука
Шумовик/Шумооформитель
[Foley/Foley artist]
— специалист, занимающийся разработкой, воссозданием и записью шумовых эффектов
Англоязычное название профессии происходит от фамилии Джека Донована Фоли, пионера шумовых эффектов в кино. |
Шумы/Шумовые эффекты
[Foley/Sound effects/Reproduced sounds]
— элементы звукового оформления фильма, которые не являются речью и не относятся к музыкальному сопровождению, к примеру, шаги, удары, поцелуи и т.д.; выделяют закадровые (background sound effects) и внутрикадровые шумы (hard sound effects), натуральные (real-life sound effects) и имитируемые (design sound effects)