Существует множество актерских техник. Каждая имеет свои особенности. Так, система станиславского направлена на полное вживание в роль. Ее создателю, Константину Сергеевичу, первому удалось описать весь путь перевоплощения актера. Поэтому его система одна из самых популярных в мире.
Как появилась система Станиславского
Станиславский активно разрабатывал свою систему 10 лет. Это коснулось периода с 1900 по 1910 года. Именно Станиславский первый заговорил о важности каждой роли на сцене. Он уверял: любой человек имеет ценности. Это педагог переносил на сцену. Его задачей было создать систему, которая позволяла бы добиваться максимальной достоверности игры.
Суть метода
Константин Сергеевич был гениальным актером и режиссером. Многие его спектакли собирали полные залы. Однако Станиславский часто сомневался в своей работе. Он часто гулял, искал новые источники вдохновения и наблюдал за людьми. Так, он смог вывести составляющие актерского мастерства.
Ремесло
Педагог полагал, что актеры должны использовать определенные штампы. Это движения, мимика, позы. Именно определенных действий ожидают зрители. Благодаря этому им проще воспринимать героя.
Представление
Часто актеру приходится играть то, что он не переживает на данный момент времени. Либо чувства, которые никогда не появлялись в его жизни. Справиться с задачей помогают длительные репетиции. Только так можно проникнуться переживаниями и достоверно исполнить их. Отрабатывая одно и тоже часами актер начинает верить в то, что именно он чувствует.
Переживания
Сложнее всего показать на сцене достоверные эмоции. Механическое исполнение не принесет зрителям удовольствия. Они должны смотреть на сцену и чувствовать то, что испытывают герои спектакля. Поэтому во время репетиций актеры должны много раз отрабатывать сцены. Имеет значение мимика, поза тела, движения.
Основные принципы
До Константина Сергеевича педагоги работали бессистемно. Обучение напоминало путь во тьме, где много времени уходило на перебор вариантов. Станиславский все изменил и предложил миру простую и понятную систему. Он раскрыл основные составляющие актерского мастерства. Если следовать им, то можно играть роли любого типа и сложности. Ведь после обучения человек способен перевоплощаться.
Сверхзадача
У каждого актера должна быть великая цель в конкретной работе. Если человек будет стремиться просто что-то сыграть, то ему не достичь успеха. Задача должна быть привлекательной и эмоциональной. Тогда она будет вдохновлять и заставлять двигаться дальше.
Как правило, сверхзадача — это главная мысль пьесы. Именно ее обязан выразить актер всем своим действием и донести до зрителей. Для этого ему важно проникнуться сценарием, прочувствовать его и буквально загореться идеями автора.
Активность действия
Для достоверной игры человек должен уметь помещать себя на место героя. Для этого он определяет обстоятельства «здесь и сейчас». Так, метод станиславского нацелен на активное проживание роли. Актер может определять, где его герои находится в текущий момент времени. Еще учитывает возраст и пол персонажа.
Настоящий деятель сцены живет в историческом периоде своего героя. Это тоже важно для достоверной игры. Для проживания исторической эпохи недостаточно надеть костюм. Нужно понимать особенности периода.
Естественность
Во время игры на сцене нужно действительно проживать чувства. Иначе зрители не воспримут их. Движения не должны быть скованными или подчиненными определенной траектории. В определенных случаях допускается импровизация.
Перевоплощение
Для достоверной игры человеку нужно научиться копировать других людей. В этом ему поможет эмоциональная память, умение управлять вниманием и наблюдательность. Все три качества можно и нужно тренировать. Тогда актеру будет легко перевоплощаться.
Жизненная правда
Во время игры на сцене человек обязан уйти от роли лицедея, т. е. простого исполнителя. Он должен жить образом, полностью перенять историю герою и показать ее зрителю. Для этого нужно перенимать поведение других людей.
Как начать заниматься по методике Станиславского
Несмотря на то, что прошло уже больше века система Константина Сергеевича все еще востребована. Люди со всего мира используют ее в своей работе. Многим она нравится и в жизни. Эмоциональных, активных людей хорошо воспринимают.
Внимание
Актер должен быть центром не только сцены, но и всего в зале. К нему приковывается внимание зрителей. Поэтому его игра должна быть яркой и запоминающейся. Добиться такого эффекта позволяет выразительность. Это сила голоса, положение тела, движения, эмоциональность. Актер должен мастерским собой управлять.
Виды общения
Если внимательно и подробно изучить основные труды Константина Сергеевича, то станет очевидно: принципы системы станиславского остаются актуальными по сей день.
Так, педагог выделил несколько типов общения актера. Простой вариант — с партнером по сцене. В этом случае внимание сосредотачивается на участниках ситуации.
Сложнее взаимодействовать с неодушевленным предметом. Стоит вспомнить знаменитого Гамлета, который беседовал с отцом, используя череп в руке. Актер может визуализировать предмет в своем воображении. Это делает диалоги живыми и эмоциональными.
Еще один вариант — общение со зрителями. В такой игре участники на сцене обращаются ко своим гостям, словно вовлекая в диалог. Это оживляет действие. После такого общения зрителям кажется, что они полностью погрузились в события спектакля.
Также Станиславский выделял общение с самим собой. Герои на сцене может вести диалог, словно озвучивая мысли. Иногда это монолог, где человек просто рассказывает то, о чем он думает. В частности свои планы, философские выводы, замыслы.
Микромимика
В жизни мы редко обращаем внимание на мелкие движения тела и лица. Однако они бессознательно фиксируются — это называется восприятием образа. Если актер хочет в точности передавать мысли и чувства героя — он должен овладеть навыками микромимики.
Это едва заметное движение брови, хмурая улыбка, опущенные уголки губ. Все эти едва заметные перемены помогают зрителям понять образ героя. В том числе почувствовать мотивацию персонажа.
Театральная этика
Станиславский привнес в театр еще одно важное изменение. Согласно ему, актер жрец, а значит должен вести себя подобающе. Театр же становится храмом искусства.
Так, Константин Сергеевич уверял: актер обязан приходить вовремя. Это касается не только самого спектакля, но и репетиций. Если он опаздывает, то это неуважение к театру.
Помимо этого, педагог указывал на важность уважения к зрителям. Их приветствуют, кланяются после окончания спектакля, оказывают гостям внимание. Еще актерам полезно проводить встречи с поклонниками театра.
Служить искусству — вот чему учит система станиславского кратко его убеждения изложены в книгах. Однако это только некоторые моменты. Многое Константин Сергеевич не успел записать. Его система активно используется в Европе и США. Так, некоторые актеры перед началом съемок не едят и не спят для того, чтобы почувствовать лишения персонажей.