Своими глазами: 9 POV-фильмов

N.B. К POV-фильмам часто относят формат found footage, но мы все-таки предпочитаем разделять кадр, снятый как бы от первого лица, и кадр, снятый как бы любительской ручной камерой.
 

1«Леди в озере» (Роберт Монтгомери, 1946)

 

Трейлер фильма «Леди в озере» (1946)

Нуар «Леди в озере» часто называют первым в истории фильмом, целиком снятым субъективной камерой (формально это не совсем верно, поскольку три-четыре небольших сцены здесь все-таки сделаны без этого приема). Современники сравнивали опыт авторов ни много ни мало с появлением звука в кино. Таким образом, на POV-формат возлагались большие надежды, которые, очевидно, не оправдались. Из-за громоздкости камер тех лет возможности приема были слишком ограничены (медленное, заторможенное движение, отсутствие мобильности), так что при продолжительном использовании он не столько способствовал вовлечению зрителя в действие, сколько утомлял.
 

2«Черная полоса» (Дэлмер Дэйвс, 1947)

 

Трейлер фильма «Черная полоса» (1947)

Еще один любопытный нуар с масштабным использованием субъективной камеры — «Черная полоса». Здесь примерно половина действия показана от лица героя Хамфри Богарта и камера чуть динамичнее, чем в «Леди в озере», так что кино кажется более смотрибельным. Картина нашла успех, и после нее субъективная камера стала распространенным приемом ограниченного использования (среди его больших любителей можно назвать Альфреда Хичкока, Брайана Де Пальму и Дарио Ардженто). Но вот на кино, где бы прием использовался на протяжении большого фрагмента, не говоря уже о целом фильме, более полувека никто не решался.
 

3«Русский ковчег» (Александр Сокуров, 2002)

 

Трейлер фильма «Русский ковчег» (2002)

«Русский ковчег» часто называют первым однокадровым фильмов в истории, и эта слава как-то оставляет в тени другой новаторский элемент: вся картина — это субъективный взгляд некого нашего современника с голосом Александра Сокурова. Это своего рода бесплотный путешественник во времени и пространстве, всегда остающийся за кадром. Его спутник, обращаясь к нему, взаимодействует с камерой на стедикаме, так что это явный POV. Примечательность подхода Сокурова состоит в том, что герою, от лица которого мы видим действие, режиссер придает фантастические свойства (например, он невидим для всех, кроме спутника). Кроме того, отказ от монтажа создает сильный эффект «вживания», ведь в обычной жизни мы, по сути, мир так и видим — безмонтажно.
 

4«Моими глазами» (Заур Болотаев, 2012)

 

Трейлер фильма «Моими глазами» (2012)

Еще один прорыв в области субъективной камеры из России. Проект «Моими глазами» стал первым в мире сериалом, целиком снятым от первого лица. В каждом эпизоде авторы предлагали зрителям увидеть одну и ту же историю со стороны разных героев-подростков, благодаря чему в итоге вырисовывалась общая панорама жутких событий. Фильм при этом в основном снимали сами актеры, скажем так, своими головами, на которых помещалась 6-килограммовая конструкция с фотокамерой Lumix. Сериал, кстати, планируют адаптировать на американском телевидении.
 

5«Маньяк» (Франк Халфун, 2012)

 

Трейлер фильма «Маньяк» (2012)

В этом триллере большая часть действия показана от лица главного героя. Причем зритель поставлен в довольно радикальное положение, ведь ему предлагают ассоциироваться с маньяком, хоть его и играет симпатяга Элайджа Вуд. Актер, кстати, снимал часто сам (под контролем оператора-постановщика, конечно же) и отмечал, что испытал совершенно новый опыт актерской работы.
 

 

Трейлер фильма «Хардкор» (2016)

И вновь отечественная картина, примечательная тем, что объединила субъективный взгляд с новейшими мобильными технологиями и небывалым экшном. Формат съемки от первого лица здесь не фрагментарный, а распространен на все действие; снимали авторы с помощью экшн-камер GoPro. Наконец, мобильность и легкость техники позволила совместить ее с паркуром и кровавой акробатикой, то есть передать зрителю редкий и зрелищный опыт. Увы, несмотря на все ожидания, дебют Ильи Найшуллера не слишком удачно прошел в прокате, хотя и живо заинтересовал мировую кинообщественность.
 

7«Пандемия» (Джон Суитц, 2016)

 

Трейлер фильма «Пандемия»» (2016)

В этом фильме POV-формат был перенесен на почву постапокалиптического сай-фая пополам с зомби-хоррором. События мы видим от лица героя, оказавшегося в центре Лос-Анджелеса, наполненного агрессивными инфицированными. Любопытно, что изначально проект задумывался в формате «найденной пленки», но режиссер предпочел демонстрацию от первого лица. Увы, по общему мнению, оригинальный прием не помог истории стать интересной и избавиться от нагромождения штампов.
 

8«Давай будем плохими» (Мартин Оуэн, 2016)

 

Трейлер фильма «Давай будем плохими» (2016)

Фантастический триллер «Давай будем плохими» интересен совмещением POV-концепта и элементов виртуальной реальности. То есть действие, которое мы видим от первого лица, с помощью очков, которые носит героиня, дополняется виртуальными элементами. Однако вновь картина собрала негативные отзывы и прошла без особого успеха из-за вялого действия и невыразительных героев.
 

9«Фагот» (Борис Гуц, 2018)

 

Трейлер фильма «Фагот» (2018)

Если авторы «Хардкора» планировали увлечь зрителя личным переживанием экшна, то создатели «Фагота», судя по всему, расчитывают скорее на интимность истории. В центре сюжета — расставание пары, причем с сатирическими нотками. Главный герой пытается избавиться от девушки-стервы, но выбирает для этого самый нелепый способ, запускающий цепь неожиданных последствий. Режиссер Борис Гуц пошел в использовании нестандартной техники для кино еще дальше — помимо GoPro он снимал на iPhone 7 Plus. О том, как создавалась картина, можно почитать в нашем репортаже со съемок.
 


Обложка: на съемках фильма «Хардкор» (2016) / STX Entertainment

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *