История вопроса
Технические средства для записи изображения с целью определения победителей в спорте используются уже почти полтора века. Первое упоминание о фотофинише датируется 1882 годом. Его применяли для определения победителей в скачках — результаты фиксировались и использовались в тотализаторе для расчета выплат.
Финансовая составляющая сыграла решающую роль в появлении фотофиниша. Но в 1928 году данная технология впервые была применена на Олимпийских играх в Амстердаме на соревнованиях по легкой атлетике. То есть правильность определения победителей стала важна не только с точки зрения финансов, но и с точки зрения справедливости.
На Олимпийских играх в Амстердаме в 1928 году
Справедливость и финансы и по сегодняшний день являются ключевыми факторами, стимулирующими развитие систем видеоповторов и видеосудейства (videoRefereeing).
Video Assistant Referee
Доступность техники многоканальной видеосъемки и желание спортсменов и судей стали той движущей силой, которая привела и приводит к внедрению технологии видеосудейства в различные виды спорта. Благодаря широкому обсуждению внедрения технологии Video Assistant Referee в футболе о видеосудействе узнали почти все любители спорта.
Технология Video Assistant Referee в футболе / Фото: Wikipedia
К моменту возникновения темы VAR компания slomo.tv уже более 10 лет занималась организацией видеосудейства в таких видах спорта как хоккей с шайбой, баскетбол, каноэ слалом, водное поло, волейбол, гандбол, фехтование, подводное регби, бокс и многие другие. И каждый вид спорта требовал кастомизации систем slomo.tv под свои уникальные особенности и требования.
Поэтому у компании уже был огромный технологический багаж, административный опыт внедрения и, конечно, опыт по решению неисчислимого количества проблем и технических задач. 15 лет развития технологий позволили нам создать огромной технологический задел как в аппаратной части и в программном обеспечении, так и в методологии.
Прогресс в видеосудействе
Что характеризует современное видеосудейство? Это проработанный регламент применения, квалифицированные видеосудьи, не только разбирающиеся в спорте, но и умело использующие оборудование, и, конечно, специализированные технические средства, позволяющие за минимальное время принять правильное решение в подавляющем числе спорных моментов. Системы видеосудейства должны характеризоваться «нетравматичностью» для спорта, то есть videoRefereeing не должен влиять на естественный ход соревнования.
Технология Video Assistant Referee в футболе / Фото: Wikipedia
Чтобы гарантировать принятие правильного решения, каналы записи постоянно увеличиваются. Например, за 14 лет в хоккее с шайбой количество обязательных камер выросло с 4 до 15. Современные комплексы «Видеогол» используют следующие камеры: панорамная камера, 4 камеры контроля синих линий, 2 комплекта по 3 камеры для контроля ворот (заворотная, надворотная и вворотная) и 4 камеры контроля поля для фиксации нарушений.
Прогресс также коснулся самих камер. Если 14 лет назад вполне хватало SD-камер, то сейчас многие лиги переходят на видео 1920х1080p50/p60. Однако, создается впечатление, что и этого недостаточно. Сейчас активно обсуждают внедрение камер 2х SuperMo, так как они обеспечивают 100/120 прогрессивных кадров 1920х1080.
Особое внимание уделяется синхронизации видео с судейских камер, поскольку это играет огромную роль при определении положения «вне игры». Достаточно часто клубы не могут использовать камеры с Genlock по разным причинам. В таком случае синхронизация потоков ложится на судейский сервер.
Телевизионные технологии в спорте / Фото: slomo.tv
Многолетний опыт позволил компании slomo.tv найти оптимальное решение этой задачи. Мы разработали и используем технологию, которая позволяет синхронизировать видео с камер 1920х1080p50 с точностью до 10 мс. Однако даже 10 мс могут оказаться критичными, ведь спортсмены могут преодолевать за это время до 10-15 см. Именно поэтому, для определения положений вне игры лучше всего использовать синхронные SuperMo-камеры 2-4-8х: в этом случае неопределенность положения спортсмена уменьшается до 5-7.5/2.5-3.8/1.25-1.9 см!
Влияние на игровой процесс
В тех видах спорта, где частые остановки и перерывы являются частью игрового процесса, использование videoRefereeing не сильно влияет на ход игры. Но, например, в футболе остановка матча на видеоразбор может драматически изменить всю игру. Это возможно предотвратить, если использовать при разрешении спорной ситуации несколько видеосудей (видеопомощник судьи (VAR) + ассистент видеопомощника судьи (AVAR)) или систем видеосудейства с несколькими полнофункциональными рабочими местами, имеющими доступ ко всем камерам.
Самые мощные системы slomo.tv обеспечивают работу до четырех таких мест на одном судейском сервере. Это позволяет ассистентам VAR в фоновом режиме разбирать все подозрения на спорные моменты еще до того, как возникает протокольная необходимость их разбора. В этом случае VAR получает ответы на свои вопросы от AVAR сразу после их возникновения.
Телевизионные технологии в спорте / Фото: slomo.tv
Важным фактором становится и то, что судейская система должна обладать простым, интуитивно понятным и нативным интерфейсом управления, чтобы видеосудья мог самостоятельно и без голосового общения с оператором повторов осуществлять нужные ему действия, среди которых не только Zoom In/Out, но и «кадр вперед»/«кадр назад», выбор нужной камеры. Понимая это, компания slomo.tv придумала, продумала и реализовала жестовый интерфейс управления системой videoRefereeing с использованием TouchScreen.
Компания slomo.tv развивает технологию видеосудейства с 2007 года, адаптируясь к новым требованиям и особенностям. Решения slomo.tv используются более чем в 20 странах мира и созданы для различных бюджетов и любых видов спорта. |
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: телевизионные технологии в спорте / Фото: slomo.tv