Трейлеры фильмов: смертельное оружие или лучшее лекарство?

Приближается финал летнего сезона блокбастеров, и уже можно начать подводить итоги. Согласно данным boxofficemojo, три фильма, стартовавшие в нынешний «летний период», то есть с мая по август 2015 года, вошли в сотню самых кассовых фильмов всех времен (без учета инфляции): «Мир Юрского периода», «Миньоны» и «Головоломка». 

Блокбастеры лета 2015: Мир Юрского периода, Терминатор: Генезис, Человек-муравей, Миньоны
 
Только не надо говорить, «нам какое дело, мы такую дрянь не смотрим, и знать не знаем, о чем ты сейчас». Вы всё прекрасно знаете. Я, например, не пью и не ем «Агушу», но, кажется, могу рассказать о продукте всё. То есть, как вы догадались, я осторожно приближаюсь к теме рекламы. В конкретном случае – к тизерам, ТВ-промо и трейлерам. Можно сколько угодно плеваться от самого названия «Мир Юрского периода», но вы же в курсе, что это кино про гигантских динозавров и сложную судьбу людей, оказавшихся у них на жизненном пути. Отрывки все видели по телевизору, кадры – на билбордах, промо – в интернете.
 
Поэтому предлагаю поговорить о непростых взаимоотношениях между трейлером и его исходником, особенно важных в такой толстой материи, как летние блокбастеры.


 
Как получилось, что довольно вялый и невнятный «Мир Юрского периода» вдруг оказался на третьем месте среди самых кассовых фильмов всех времен, сразу после «Титаника» и «Аватара»? У фильмов Кэмерона тоже свои недостатки, но не настолько же, чтобы оказаться рядом с нынешним «юрасиком». У меня версия такая – виноват грамотный промоушн. В трейлерах к ленте не было показано ничего важного или раскрывающего сюжет, всем и так было ясно: огромные динозавры, обаятельный Крис Пратт и почему-то Спилберг (вот оно, коллективное бессознательное). Даже больше. В самом фильме главный генетически модифицированный динозавр появляется во весь рост только под конец, и то в условиях ночной съемки. В остальном – так, по чуть-чуть: то глаз, то хвост, то след, то царапинка. Даже и рассказать-то другу/подруге нечего, так что это именно тот самый случай, когда работало не сарафанное радио, а эмоции. «О чем кино?», – спрашиваешь у смотревшего, но тому ничего не остается, как выпучить глаза, раскинуть руки и, заикаясь, пытаться рассказать сюжет, но не получится. Потому что весь сюжет – в названии.

Другой случай – у «Терминатора. Генезис». Шварценеггер, T-1000, новая Сара Коннор в лице Эмилии Кларк. О чем еще мечтать? Только об одном: поменьше трейлеров. Особенно таких, в которых сообщается, что добрый старый Шварценеггер будет драться с собой, но злым и молодым, что Сара Коннор окажется уже с самого начала бой-бабой, что Джон Коннор – зло, и так далее. Кому интересен фильм, главная интрига которого раскрывается еще в трейлере? Тем более что от фильма к фильму доказывается мнение, что бывший губернатор Калифорнии оказывается не таким востребованным публикой, чем 30 лет назад. Результат: на момент написания этого материала новый «Терминатор» собрал $322 млн сборов во всем мире при бюджете $155 млн за 5 недель проката. Если этот текст сейчас читают профессиональные продюсеры, то они и без перевода поймут, что это провал (прибыльным может считаться только фильм, собравший в первые недели проката сумму в три раза превышающую бюджет).
 
Вы до сих пор не верите, что трейлеры играют значительную роль в прокате фильма? Давайте посмотрим на хиты этого лета и проверим, так ли это (цифры взяты из данных бокс-офиса по состоянию на 01 – 08.08.2015).
 

«Безумный Макс. Дорога ярости» ($370 млн за 12 недель проката при бюджете $150 млн). Казалось бы, критики и кинематографисты всего мира заходятся от восторга, но что не так? Зритель подумал, что в наикрутейших трейлерах ему показали лучшие сцены фильма, что его хотят, как всегда, обмануть. Никто не донес информацию о том, что таким будет весь фильм – от начала до конца. Там, правда, еще дело в хилой фанбазе «Мэд Макса», но кто виноват в том, что поклонники оригинальных серий уже состарились и в кино почти не ходят.


 
«Земля будущего» ($204 млн за 11 недель при бюджете $190 млн). Что не так? Одним Джорджем Клуни фильм не спасешь, а вот если бы маркетологи догадались сообщить публике, что это, скорее, комедия, чем фантастика или антиутопия, возможно, было бы все по-другому. Но студия решила, что лучше представить «Землю будущего», как очередной тинейджерский сай-фай, за что и получила по полной.

 

«Разлом Сан-Андреас» (около $500 млн за 10 недель при бюджете в $110 млн). Вот здесь все правильно сделали. Трейлеры только намекали на то, что это будет грандиозный фильм-катастрофа, но не раскрывали детали. В СМИ все напропалую писали, что у Дуэйна Джонсона появилась приличная роль, а опубликованные кадры только подстегивали интерес любителей жанра: неужели кто-то снимет конец света лучше Эммериха? Лучше или нет – отдельный вопрос, но уровень впечатлил, включился «сарафан», Дуэйна Джонсона начали, наконец-то, воспринимать всерьез, а «Сан-Андреас» до сих пор идет в кинотеатрах США.

 

«Головоломка» ($640 млн за 7 недель проката при бюджете $175 млн). Это идеальный пример маркетинга. Сначала в ход пошел фрагмент фильма с семейным ужином, в котором было понятно всё: и что мультик будет смешной, и что его можно смотреть всей семьей и никто не заскучает, и идея фильма изложена предельно емко.

Когда же вышел трейлер новой «пиксаровской» работы, стало ясно, что в «Головоломке» сюжет шире, чем мы могли бы себе представить. Результат: главные герои-чувства едва ли не борются этим летом с «Миньонами» за звание самых популярных мультперсонажей. «Печаль», «Радость», «Брезгливость», «Страх» и «Гнев» сегодня везде: от игрушечных магазинов до эмодзи в интернете.

 

«Миньоны» ($900 млн за 5 недель при бюджете в $70 млн). Это история, выходящая за рамки нашей теории о трейлерах. Это, скорее, про лояльность аудитории. Несмотря на то что все лучшие шутки были показаны в трейлерах, дети все равно тащили своих родителей на мультик про «banana!». Пока взрослые сидели в шоке, дети смеялись, даже в тех сценах, где герои ничего не делают, а просто стоят и говорят что-то на своем миньонском языке. Хотя, признаюсь, я сам смеялся, но вот мои коллеги видели и осуждают.

 

«Человек-муравей» ($330 млн за 4 недели проката при бюджете $130 млн). Здесь все непросто, особенно если мы говорим о российском прокате. Для начала, многих наших соотечественников пугает название, оно кажется попросту идиотским. Дальше, мы не так хорошо знакомы со вселенной Marvel, чтобы сходу принять концепцию фильма. А промоушн не сказал нам, что это будет смешное кино. Отрывки, представленные до премьеры фильма, не убеждали, что это весело и лихо, а трейлер не объяснял, что это не бред американских кинематографистов, а крепко сделанное кино. Правильно была подана информация, что это от создателей «Стражей Галактики» (а не «Мстителей», что правдивее), но это было написано мелкими буквами и слишком быстро проговорено. Но фильм еще в прокате, поэтому у «Антмэна» есть шансы реабилитироваться и в домашнем, и в международном прокатах.

 

«Пиксели» ($130 млн за 3 недели проката при бюджете в $90 млн). Та же ситуация, что и «Безумным Максом». Во-первых, перекормили трейлерами. Во-вторых, сложилось ощущение, что в роликах нам показали весь фильм, и мало смысла смотреть то же самое в кино. Но кто ж знал, что градус веселья будет таким же, что и трейлерах, только в течение полутора часов? Кто же мог предугадать, что 3D в «Пикселях» будет не формальной функцией, а работающим инструментом? Кто ж догадывался, что Крис Коламбус все еще умеет развлекать публику? Правильно, никто. Увы.

 

«Миссия невыполнима: Племя изгоев» идет только две недели, поэтому здесь трудно что-то комментировать, тем более что бюджет скрывается. Но $265 млн за две недели – не такая уж и маленькая цифра. Если пользоваться принятыми правилами игры, можно предрекать боевику Тома Круза хорошую судьбу, ведь смотрите сами: раскрученный эпизод с полетом Итана Ханта, вцепившегося в дверь самолета, –это самое начало фильма, тогда как внутри триллера немало таких же захватывающих дух моментов.

 

Что у нас осталось для завершения блокбастерного сезона? Про «Агентов А.Н.К.Л.» я не имею право ничего говорить до определенного дня, но, мне кажется, в трейлерах лучше бы смотрелась информация о том, что это «фильм Гая Ричи» и всё. Бренд «Гай Ричи» прекрасно работает на всю российскую аудиторию: от гопников до интеллектуалов. И даже если вы не в курсе того, что у «U.N.C.L.E.» богатая кинематографическая история, то Ричи, шесть лет назад снова вошедший в строй с остроумным «Шерлоком Холмсом», возможно, снова привлечет публику.

И «Фантастическая четверка». Вот на ней 20 августа мы и испробуем нашу теорию о том, что лучше: или вовремя замолчать, или рассказать как можно больше. Пока ощущения тревожные. Даже так: всё намекает на то, что проект может рухнуть. Это ребут, а от перезагрузок забавных комиксов в мрачные «правдоподобные» саги, кажется, уже все устали. У режиссера Джоша Трэнка пока в активе только «Хроники», больше напоминающие студенческую работу. Ну и сами трейлеры наводят на мысль: зачем нам еще одна «Фантастическая четверка», если предыдущая, с Джессикой Альбой, свернулась не больше десяти лет назад? Хотя руководство проекта может передумать в последний момент и сделать вот такой забавный ролик:

Промоушн новой «Четверки» тоже не самый оригинальный: на студии было решено представить в тизерах всех героев по одиночке, как это делается при разработке любого фильма, где действует команда. Нет, мы, конечно, можем вечно смотреть на Кейт Мару в обтягивающем костюме или радоваться, что звезда «Одержимости» Майлз Теллер получил большую экшн-роль. Но зачем нам еще раз втолковывают, что «Невидимая Леди» имеет свойство становиться, ага, да, невидимой, а «Мистер Фантастик» – растягиваться до километра? Мы все это и так прекрасно знаем и помним. Но, посмотрим, возможно, я слишком категоричен.

Вопрос не в том, плохо или хорошо, что «Мир Юрского периода» за пару летних месяцев вошел в тройку самых кассовых картин современности. Закавыка в том, что скоро, возможно, нас ждет еще ротация и не одна. При грамотном промоушне свой миллиард может собрать и экранизация «крестиков-ноликов». И, наоборот, фильм с бюджетом под $300 млн легко может обвалиться из-за какого-то несчастного видеоролика. Мы же знаем, что все дело в нас, в зрителях.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *