В пределах возможного

Материал подготовили Александра Чумова и Эдуард Чумаков

Миссия, которую сложно выполнить

ВГТРК Импортозамещение

 
В середине ноября 2014 года ВГТРК объявила на специальной встрече всем своим системным интеграторам об активной замене иностранного оборудования на отечественное.
Гром среди ясного неба? Гром, и еще какой, но и небо уже давно не ясное. В обозримом будущем останется неизвестным имя инициатора акции. То ли наверху, совсем наверху в порыве решил насолить иностранным поставщикам ВГТРК, то ли кто-то на среднем уровне решил оказаться святее папы Римского. Старый анекдот: медведь долго смотрит на вольер бегемота и задумчиво произносит: «Такой бы пастью да медка лизнуть». Кто-то лизнул по-взрослому, судя по всему.
 
Впрочем, это решение, с определенной натяжкой, нельзя назвать совсем неожиданным. В связи с политической и экономической ситуацией нашей страны во враждебном с весны 2014 года нам мире власти России взяли курс на перестройку экономики в духе импортозамещения в машиностроении, станкостроении, лесной, медицинской промышленности и т. д.

Медиа как отрасль в этот список, к счастью, не входит, потому как практически на 100% зависит исключительно от зарубежных производителей техники, разработчиков софта. ВГТРК использует камеры Sony и ARRI, матричные коммутаторы и системы оформления эфира Harris, звуковое оборудование Sennheiser, видеомикшеры Snell и Grass Valley и т.д. и т.п. И среди всего этого заморского железа и софта редко можно встретить что-то родное, вернее сделанное в России. Телевизионным спецам, напротив, все импортное раз и навсегда уже стало родным.

 

Сослагательное наклонение

 

Знает ли инициатор теле-импортозамещения, что японское оборудование на Центральном телевидении появилось в самые что ни на есть мохнатые брежневские годы? В милые сердцу избирателя нашей власти времена застоя на инвалюту покупали лучшее, окончательно убедившись, что от японской великая советская наука отстала навсегда. Вернее, она не отстала, она просто заблудилась в катакомбах НИИ, которые в новые российские времена миникрировали в оффшорные бизнес-центры категории В. Паршивой овце и жирный шерсти клок.

ВГТРК Импортозамещение

Страна обязана знать героев. Позвольте взглянуть хоть одним глазком на догадавшегося до банальной истины: если вдруг иностранным производителям запретят поставлять оборудование российским компаниям, обслуживать уже инсталлированное, то… цирк уедет, а клоуны останутся. Или, выражаясь дипломатично: отечественное ТВ окажется в очень трудной ситуации. Стремясь подложить себе соломы, если такая си туация все-таки когда-нибудь произойдет, ВГТРК и решила обратиться к отечественному производству.
 
Большинство опрошенных специалистов не верит в способность российских технологий стать достойным аналогом зарубежного продукта. Циники же расценивают подобный ход ВГТРК исключительно как пиар. Впрочем, кроме эмоций приводятся и аргументы. Во-первых, эта отрасль не получает достаточного финансирования, а следовательно, не имеет возможности полноценно развиваться. Во-вторых, отечественное оборудование не только не имеет финансовой поддержки, но и из-за того, что его не покупают, оно не имеет обратной связи, и производителям очень трудно подстраивать свои разработки под современные нужды. Это приводит к тому, что компании впадают в летаргический сон. Вроде живы, но внешних признаков активности нет.
 
Телевидение — индустрия высоколобых. Все компании, особенно лидеры, стремились покупать самое лучшее, самое современное. Как следствие, заменить что-либо в технологической цепочке без крушения всего процесса просто невозможно. Многое в России вообще не производится и не будет производиться никогда. К примеру, камеры, большие матрицы, десятки или даже сотни иных позиций.

ВГТРК Импортозамещение
 
И производители, и пользователи уверены, что лишь лет через десять эффективной работы отечественный рынок сможет предложить что-то достойное внимания крупных вещателей. Стоп, машина! Но и весь мир это десятилетие не в коме проведет.

Подобного мнения придерживаются и некоторые системные интеграторы. Решение ВГТРК поставило их в не очень удобное положение, когда сужаются рамки спецификации, урезается число производителей, с которыми работали ранее. Искусство системной интеграции заключается в верном подборе разных элементов, которые в результате дадут эффективную и гармоничную работу. Если какое-то оборудование будет сдавать позиции по от ношению к другому в подоб ном механизме, то качество будет заметно падать. Ответственность за сбой в работе будут нести именно системные интеграторы.
 
Но ставить крест на попытке ВГТРК провести импортозамещение оборудования не только рано, но и, возможно, опрометчиво. Как отмечает исполнительный директор компании «С-Про Системс» Сергей Цимбал, его компания уже работает с ВГТРК над проектом, который, видимо, в будущем удивит многих сомневающихся: «Мы с ВГТРК прорабатываем возможности создания телекомплексов, в которых будет максимально использовано отечественное оборудование. Сказать, что все можно заменить, нельзя, но есть отдельно взятые вещи, которые можно заменить. С проблемами и спотыканиями, с совместными доработками, но проект идет».

 

Маленькие шаги к большим изменениям

Заместитель руководителя технического департамента ВГТРК  Аалександр Афанасьев ответил на вопросы нашего журнала.

— Александр, многие говорят,  что провести импортозамещение будет невозможно, потому что российской техники как таковой просто нет. Как видите реализацию такого нестандартного и амбициозного плана?

— Мы объявили системным интеграторам, что хотим там, где это возможно, — мы же тоже не безумцы, — произвести замену иностранного оборудования на отечественное. Мы находим регион, в котором можно поставить телецентр. И мы максимально меняем там, где это реально, иностранное оборудование на отечественное. Тогда мы договариваемся с производителем и говорим, что нужно поставить. Да, мы понимаем риски. Да, вероятно придется ограничить какие-то возможности наших творцов.

ВГТРК Импортозамещение

— Почему вы решили проводить импортозамещение имен но сейчас? У ВГТРК возникли какие-то проблемы с иностранными поставщиками?

— Нет, у ВГТРК нет никаких проблем с поставками, мы проводим импортозамещение не для того, чтобы решить какие-то технологические задачи компании, хотя экономический эффект от импортозамещения уже наблюдаем. Отечественное производство действительно сейчас находится в трудной ситуации, и наша главная цель — помочь именно ему выйти на новый уровень. Кроме того, ВГТРК осуществляет эту деятельность для всей отрасли, а не только для компаний холдинга. Для этого у нас есть программа по взаимодействию с компаниями-производителями, вещателями, не входящими в холдинг. Уже сейчас на начальном этапе этой программы такие крупные компании-интеграторы, как «ОкнО-ТВ» и Vidau Systems осуществляют крупные проекты с компаниями, не входящими в холдинг ВГТРК, на основе наших рекомендаций с использованием отечественных производителей, о которых мы говорили ранее. Ряд других интеграторов, к примеру, DNK, приступили к тестированию и ознакомлению отечественных технологий и техники на площадках ВГТРК. Мы также запланировали выставку-семинар на Шаболовке, 37 (ВГТРК) на осень 2015 года. На ней будет представлен телевизионный комплекс с максимальным использованием отечественного производителя на сегодняшний день. Туда будут приглашены производители отечественной техники, интеграторы, производители контента и вещатели.

— Но все-таки все это время вы и другие вещатели отдавали предпочтение иностранной технике?

— Естественно, во-первых, она проверенная. Во-вторых, многими вещами они занимались дольше. Тем не менее, с российской техникой мы проводили эксперименты, и в результате совместной работы получался конкурентоспособный продукт. В этом и заключается наша задача сегодня — помочь отечественным компаниям договориться, потому что в одной области могут работать две компании, которые производят некий одинаковый продукт. Между собой они свободны делать все, что хотят, но мы можем им подсказать, помочь определиться с тем, какую продукцию выгоднее выпускать одним, а какую другим. То есть наша задача — скоординировать их, не влезая в их бизнес, и помогать раскручивать их продукты, поскольку нашего рынка им может не хватить. Заниматься гигантскими матрицами получится только при условии выхода на международный рынок. И понятно, что тут есть вещи, которые мы, как ВГТРК, будем брать на себя.

— За какое время вы планируете провести импортозамещение?

— Модернизацию регионов мы проводили 3-4 года назад. Проводить апдейт техники нужно раз в 5-10 лет, по мере ее старения. Условно мы себе ставим срок в 5 лет. За это время мы должны максимально заменить все там, где мы это понимаем, и где это возможно.

 


Прочитать материал полностью можно в январском номере журнала ТКТ №01(677)/2015. 

Больше статей о технике кино и телевидения читайте в будущих номерах журнала. Оформить подписку на новые выпуски можно по почте или телефону +7 (495) 9896657, а почитать уже вышедшие номера — в цифровом архиве на сайте ТКТ.
 

 
 
 «Техника кино и телевидения» — ежемесячный журнал о трендах индустрии кино и телевидения, оборудовании и технологиях, которые используются в медиапроизводстве.

Предназначен для технических директоров телеканалов, теле- и кинопроизводящих студий, кинолабораторий и т.д.

Издается с июля 1957 года
Тираж — 5500 экз.

Оформить подписку можно по электронной почте или телефону +7 (495) 9896657

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *