«В современном кинопроизводстве весь фильм должен сниматься за рабочим столом»

Александр Каурых
 

В рамках конкурса на участие в интенсиве «Previz фильма» Московской школы кино tvkinoradio.ru пообщался с куратором курса и постоянным преподавателем МШК Александром Каурых, который рассказал о плюсах превизуализации на препродакшне, почему она стимулирует креатив и что необходимо, чтобы выиграть конкурс на прохождение интенсива. 

 

— Почему практика создания превиза, общепринятая за рубежом, не столь распространена в российском кинопроизводстве?

— Для начала давайте определимся с пониманием слова «превиз». У нас под этим понимается ряд подготовительных работ по композитингу и спецэффектам, выполняемых на этапе постпродакшн, связанных с их предварительной визуализацией. Такой «превиз» требуется для того, чтобы сэкономить время и ресурсы во время рендера. Однако «превизуализация» значительно более широкое понятие, разговор о котором стоит начинать еще на этапе препродакшн. Практики превиза в этом смысле у нас почти нет. В итоге получается следующая картина. Пайплайн западного производства строится по принципу 7:1 или 5:1, то есть на один съемочный день приходится порядка семи-пяти дней подготовки. Значит месяц съемок – около полугода препродакшна. При этом постпродакшн оказывается наиболее коротким периодом производства. В результате такого подхода получается адекватное экранное произведение.

Мы, как всегда, идем своим путем – через тернии к звездам. Постпродакшн по протяженности оказывается наиболее продолжительным периодом, так как кроме работ по прямому назначению на этом этапе еще исправляются все «косяки» съемочного футажа. Проблемы во время съемочного периода возникают в первую очередь из-за отсутствия превиза на препродакшне. И все это происходит во времена «цифровой революции», когда с помощью современных технологий и программного обеспечения можно просчитать и увидеть прототип каждой сцены, каждого кадра еще до начала съемок. Но ведь день постпродакшна зачастую бывает дороже не только дня подготовительного периода, но и съемочного дня. В чем причины такой ситуации? На мой взгляд, они в отсутствии прозрачности бюджетов. В действительности – и все это прекрасно знают – бюджеты «пилят» в ущерб качеству конечной экранной продукции. Если бы превиз, как положено, начинался на препродакшне, то процесс «пиления» стал бы практически невозможным. 
 
— Расскажите подробней, какие возможности открывает перед авторами фильма превизуализация на пре-продакшне? На какие вопросы она позволяет ответить? 

— Digital Previsualization позволяет получить абсолютно точный прототип того кадра, который будет сниматься. С помощью виртуального компьютерного оборудования, с параметрами реальной операторской техники, источников света, оптики, глубины резкости и т.п. можно создать точную модель съемочной площадки хоть в интерьере, хоть на натуре. Погрешность картинки на таком превизе составит 2-3% относительно материала снятого реальной техникой на реальной площадке. Хотя даже 10% были бы не критичны.


 
— На ваш взгляд, превизуализация необходима любому проекту или только сложнопостановочному?

— Превизы бывают разные. Существует как минимум четыре варианта превиза на препрокадшне, начиная с блокинг-диаграмм и заканчивая 3D-аниматиками. Наверное, для простой постановки 3D-аниматик не нужен. С другой стороны, чем меньше бюджет, тем рациональнее его нужно использовать. А для этого требуется максимальная подготовленность всех участников съемочного процесса. Превиз на препродакшне – хорошее средство борьбы с халатностью, безалаберностью, неорганизованностью. Недавно один супервайзер рассказал мне такую вещь. Он работал с зарубежной группой и наблюдал, как они действуют на съемочной площадке, как используют систему карточек, составляющую часть технического превиза, где информация о каждом кадре тщательно расписывается. При такой системе производства в кадре воплощается то, что было заранее придумано и продумано. Непосредственно на площадке время на размышления уже нет. Конечно, жизнь вносит свои коррективы – где-то изменился свет, что-то пошло не так в кадре – и по ходу приходится трансформировать найденные заранее решения. Однако, подготовка ни в коей мере не пропадает зря.
 
— А как вы относитесь к распространенному мнению, что превиз сковывает творческую свободу на площадке? 

— Я абсолютно не согласен с утверждением, широко распространенным у нас: чтобы получить хороший кадр, режиссеру нужно прийти на площадку, пройтись босиком по травке, посмотреть на солнышко, подождать, пока на него снизойдет вдохновение, и только тогда решить, куда поставить камеру. В современном сложном производстве весь фильм должен сниматься, по сути, за рабочим столом. Чем тщательнее вы подготовлены, тем лучше вы понимаете, что у вас будет происходить на площадке. Это как раз развязывает вам руки для креатива. Еще Альфред Хичкок любил повторять: «Хорошая импровизация готовится 14 дней». В наши дни это даже более актуально, чем полвека назад.


 
— Как думаете, в дальнейшем, в связи с усложнением производства, может возникнуть отдельная профессия превиз-художника?

— Нет. На мой взгляд, скорее появится профессия режиссера превизуалиции. Я знаю, что даже в России на проектах отдельно взятых студий продюсер привлекает в помощь режиссеру специалистов, которые анализируют текст сценария в соответствии с установками режиссера, разрабатывают мизансцены на камеры, делают сториборд, аниматики и т.п. Режиссер-постановщик использует такие наработки по своему усмотрению. Многое из этого материала идет в производство, но что-то, конечно же, корректируется или даже выбрасывается. Это нормально, так как это все равно подготовка, в которой занято до поры до времени только 1-3 человека. Так что профессия режиссера-превиза в принципе потихоньку появляется даже у нас.
 
— Обратимся к вашему курсу. Для кого в первую очередь предназначены курс о превизуализации и 7-дневный интенсив?

— Если говорить о регулярном учебном процессе, то свой курс, в разных вариациях, я читаю практически для всех специальностей Московской школы кино: режиссерам, продюсерам, операторам, режиссерам монтажа. Интенсив так же предназначается для людей разных профессиональных устремлений. Прежде всего, полагаю, для тех, кто так или иначе работает в производстве. Для тех, кто еще сомневается, но хотел бы убедиться в том, что превиз эффективен и дает те результаты, которых от него ожидают. Конечно, курс будет полезен тем, кто пока работает не на ключевых позициях в кино, но кто так или иначе успел себя попробовать в реальном производстве и теперь хочет совершенствовать квалификацию. Естественно, курс подойдет и тем, кто хочет понять какие-то вещи в производственном процессе и пока только задумывается о том, чтобы идти учиться. Может быть, он будет полезен даже тем, кто только вышел из стен школы – ведь ничто не стоит на месте, в том числе и учебная программа. Даже по сравнению с прошлым годом, курс сильно изменился.


 
— Что ждет слушателей интенсива?

— Вообще, программа этих 7 дней весьма насыщена. По сути, мы проделаем всю работу по созданию превиза, пройдем все этапы. Режиссерский анализ литературного текста, построение блокинг-диаграмм, создание сториборда, технического превиза, 2D/3D-аниматиков. Художник-постановщик вместе с оператором расскажут и покажут, как сформировать пространство съемочной площадки и на что следует обратить внимание, чтобы супервайзер смог точнее реализовать замысел. Супервайзер обработает компьютерный футаж в черновом варианте и поделится некоторыми своими секретами. После этого проведем съемку в соответствии с превизом. В завершении, компьютерный футаж заменим реально снятым материалом. Таким образом, будет наглядно продемонстрировано, как превиз становится реальным кадром.


 
— Есть ли какие-то особые требования к слушателям?

— Компьютерная грамотность очень желательна, но владения какими-то особыми программами не требуется. Базовые навыки мы дадим в процессе наших занятий. Желателен опыт реального производства, поскольку мы предлагаем его альтернативный вариант с использованием превизуализации. Человек с опытом получит возможность сравнить наше реальное производство с тем, к которому стоит стремиться.   
 
— По каким критериям будут оцениваться конкурсные работы?

— Прежде всего, для нас важно творческое воображение. Не навыки художника, который может рисовать от руки, или специалиста по работе со сложным ПО, а умение просто придумать кадр и доступным способом его выразить. Мы не будем зацикливаться на том, как это нарисовано – красиво или не очень. Важнее то, как передана суть и как работает фантазия человека. Умение работать карандашом или пользоваться Photoshop’ом приветствуется, но не критично. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *