История вопроса
Аэросъемка пришла к нам в далеком 2007 году. Тогда это были огромные радиоуправляемые вертолеты с системой типа «Синеплекс». Еще пять лет назад аэросъемкой могли заниматься инженеры, разбирающиеся в сетях и электронике, но не в операторском мастерстве. И тогда все решили, что на дроны кино снимать нельзя.
В 2012-2013 годах на рынок вышла китайская компания DJI с целью сделать аэросъемку доступной каждому. В результате сегодня дрон есть у каждой продакшн-студии.
Владислав Новиков (сооснователь компании Air Cinema): «Антон, наверное, первый в России показал, что с помощью дрона можно снимать кино, сделав ролик про Питер».
Антон Елчанинов (арт-директор Air Cinema): «До нас аэросъемка была, в первую очередь, экспериментом. Мы же сняли полноценный ролик на GoPro с музыкой и монтажом, началом и концом».
Надо отдавать себе отчет, что вы отнюдь не первый и нужно искать свой индивидуальный подход: в монтаже, в музыке, в манере съемки, в способах отлета и приземления. Рынок развивается. Если вы просто купили дрон — это еще ничего не доказывает.
Представители компании, проводящей путешествия по всему миру с фототурами, заказали студии Air Cinema ролик, который максимально бы раскрывал их услуги. Видео, записанное с помощью дрона, лучше всего решало эту задачу. Результатом стал «Байкал».
«Байкал»
Владислав Новиков: «Это был наш первый ролик, который мы записали с помощью системы DJI Inspire. Дрон этот очень легкий, маленький, с ним удобно путешествовать. Качество изображения у него сопоставимо с DSRL-камерой, вроде Panasonic GH4, есть сменная оптика».
Антон Елчанинов: «Он может летать при любой погоде на большие расстояния со скоростью до 120 км/ч. Скажем, в ролике «Байкал» есть кадры, которые были сделаны с расстояния в 2 километра»
Мастер-класс Владислава Новикова и Антона Ельчанинова на CPS – 2017 / Фото: Виктор Вытольский
Владислав Новиков: «Мы увидели движущуюся лодку вдалеке, подлетели к ней с расстояния примерно 1,5 километра, подсняли и вернулись обратно. Новые версии этого аппарата позволяют отлететь на 7 километров».
Что касается длительности, вторая серия Inspire позволяет снимать до 27 минут полета. Но у этой версии уже два аккумулятора, тогда как у первой — один, который к тому же в сильный мороз быстро замерзал, и дрон падал.
«Алтай»
Антон Елчанинов: «Важно, чтобы у дрона была высокая амплитуда полета, чтобы он легко и быстро мог подняться, например, на вершину горы. Дроны, которые могут поднять, скажем, кинокамеру, очень медленные, а при плохих погодных условиях могут даже перевернуться. У Inspire, конечно, не Arri Alexa, но есть набор объективов, вполне пригодных для киносъемки: от 7 до 45 мм».
Аэросъемка с точки зрения закона
Закон сейчас запрещает пилотам дронов летать в общественных местах, но мало кто знает о случаях, когда полицейские сбивали коптеры. Изредка их владельцам выписывали штрафы, но сами представители правопорядка чаще всего боятся иметь дело с тем, в чем они сами плохо разбираются. Если только вы не летаете над запрещенными объектами. Грубо говоря, использовать дроны над Кремлем не стоит.
Антон Елчанинов: «Мы снимали на Mavic Pro по всей Москве, разве что только над Красной площадью не летали. Он очень компактный и даже на 100 метрах высоты его практически не видно. Он выглядит как игрушка»
Снято на DJI Mavic Pro.
Несколько практических советов для начинающих «дронщиков»
Можно ли летать во время дождя? DJI, например, запрещает применять дроны в условиях большой влажности. Но, по словам Антона Елчанинова, он летал и в ливень, и в снег — и ничего не случилось. Пока что.
Среди «дронщиков» бытует мнение, что, если вы упали, надо идти покупать новый коптер. На самом деле все зависит от того, как вы упали. Допустим, если вы зацепились за ветки деревьев и сломали пару лопастей, то эту неполадку вам починят в любом сервисном центре. Кстати, DJI — первая компания на мировом рынке, которая запустила свою программу страхования. В России пока этого нет.
В качестве заключения
Сейчас рынок стремительно меняется. У креативной аэросъемки есть своя ниша, и если вы хотите снимать что-то с помощью дронов так, чтобы это не было просто хобби, то вам нужно всего лишь купить аппарат и найти свою изюминку. Если вы попадете в еще никем не занятое место, то вам может повезти. Все начинают со съемок делового центра «Москва-Сити». Не будьте как все. Зачем повторяться?
Материал составлен на основе мастер-класса Владислава Новикова и Антона Ельчанинова в рамках выставки CPS-2017.