Понятие «storyboard» очень расплывчато. Погуглив, вы можете найти, что это последовательный набор картинок-кадров с диалогами. Или на скорую руку сделанный мультфильм. Или комикс. В Голливуде storyboard – это вообще всё подряд. В советские времена (да и сейчас, но всё реже и реже) выпускались книжечки с утверждённым сторибордом, но назывались они, конечно, «раскадровкой». Впрочем, многим и сейчас удобнее апеллировать к русскоязычному варианту. В общем, как бы сториборд ни называли, сегодня он неотрывно связан с превизуализацией, и всё равно часто возникает путаница, многие теряются в понятиях, называя превиз раскадровкой и наоборот (так же, как неопытные люди путают план, сцену и кадр). На самом деле, превизуализация – это общее понятие, объединяющее в себе и раскадровку, и сториборд, и аниматик, и прочие виды визуального препродакшна.
Превизуализация
Раскадровка
Некоторые предпочитают уместить на листе A4 как можно больше кадриков, чтобы видеть более полную картину, другим удобнее рисовать крупные картинки, чтобы потом их можно было обсуждать с оператором и вносить коррективы, не щадя бумагу. Терри Гилльям (по образованию художник) вообще рисовал наброски декораций и причудливые типажи прямо на сценарии и снимал прямо с этих «заметок на полях» – если вы гений и вам так проще, то – пожалуйста. Но так как большинство из режиссёров и рамочку-то с трудом может нарисовать, то первая режиссёрская раскадровка получается примерно такая:
Чем важна раскадровка? В первую очередь, режиссёр с её помощью визуально представляет себе мизансцены, видит очередность и количество нужных кадров и, главное, это помогает расписывать планы. И это очень помогает как на препродакшне, так и на съёмках. Ведь ни для кого не секрет, что большинство режиссёров снимают сцены не в хронологическом порядке, как это написано в сценарии, а как всем будет удобно. В продолжительном съёмочном периоде, когда он сам уже и забыл, что придумал, раскадровка позволит со свежей головой вспомнить, кто, что и где. Также это помогает второму режиссёру разводить мизансцены.
Насколько красивая профессиональная раскадровка нужна для производства? Во-первых, она никогда не будет лишней. Не только для того, чтобы изящно висеть на стенде в офисе, но и, во-вторых, чтобы собрать аниматик.
Аниматик
В чём смысл? Аниматик – это практически готовая презентация. Для неё могут подойти даже первые «некрасивые» режиссерские раскадровки. Если же у вас под руками хорошие художники или вы сами владеете искусством рисования – вы всенепременно произведёте впечатление на инвесторов. Что уж говорить о членах съёмочной группы, которые часто загораются желанием работать днём и ночью, если видят перед собой подготовленного собранного режиссёра, который знает, чего он хочет достичь.
Вот как выглядит типичная сцена в аниматике:
3D-превизуализация
Но технический прогресс не стоит на месте. Сегодня 3D-превизуализация (или «техническая превизуализация») – это уже большой самостоятельный жанр, над которым трудятся целые департаменты на студии. Такие презентации носят бесценную информацию для операторов, осветителей, VFX-специалистов и позволяют видеть сцену задолго до её воплощения на экране. Если вы думаете, что создавать такие превизы долго и дорого, то вы правильно думаете. В помощь начинающим режиссёрам приходят относительно дешёвые и простые программы, вроде Poser и DAZ Studio, которые имеют библиотеки фигур (Poser-модели), текстур, интерьеров/экстерьеров, а также опции выбора объективов и фокусов.
Вот как выглядит 3D-превиз в сочетании с реальными кадрами:
Если вас действительно заинтересовало искусство превизуализации – гугл в помощь. Вы можете найти в интернете довольно много литературы (как правило, иноязычной), которая подробно объяснит все аспекты создания превизов. Также сегодня на просторах Сети много видеоуроков и программ для создания всего видения фильма на всех этапах препродакшна – от питч-визов до дизайн-визуализации. И да пребудет с вами Сила!