Визуализируй это



 

Каждый режиссёр готовится к первому съёмочному дню по-своему. Кто-то не спит, размышляя о диалогах героев, кто-то перед зеркалом примеряет бейсболку, кому-то важно пересмотреть фильмы-талисманы. Но лишь настоящий режиссёр перед мотором тщательно просматривает раскадровки сцен, которые он будет снимать всю следующую смену.
 
Понятие «storyboard» очень расплывчато. Погуглив, вы можете найти, что это последовательный набор картинок-кадров с диалогами. Или на скорую руку сделанный мультфильм. Или комикс. В Голливуде storyboard – это вообще всё подряд. В советские времена (да и сейчас, но всё реже и реже) выпускались книжечки с утверждённым сторибордом, но назывались они, конечно, «раскадровкой». Впрочем, многим и сейчас удобнее апеллировать к русскоязычному варианту. В общем, как бы сториборд ни называли, сегодня он неотрывно связан с превизуализацией, и всё равно часто возникает путаница, многие теряются в понятиях, называя превиз раскадровкой и наоборот (так же, как неопытные люди путают план, сцену и кадр). На самом деле, превизуализация – это общее понятие, объединяющее в себе и раскадровку, и сториборд, и аниматик, и прочие виды визуального препродакшна.

 

Превизуализация

Зачем и кому нужна превизуализация? Есть каста режиссёров – к сожалению, слишком большая – которая считает превизы признаком неуверенного в себе режиссёра или формалиста. Есть в съёмочном процессе и реальные случаи, когда превизуализация не нужна. Это относится к тем режиссёрам, которые снимают телесериал с выработкой 20-25 минут за смену, когда времени не то что на раскадровку, на репетиции не хватает. Хотя превизы как раз и были придуманы, чтобы облегчить страдания, снимать быстрее, проще, сильнее. Всё же тем, кто считает режиссера с раскадровкой трусом или ботаном, остаётся только посочувствовать. Человек, держащий в руках тщательно расписанный или смоделированный превиз, внушает только доверие и уважение со стороны актёров («снимем быстро и толково»), продюсеров («знает, что делает») и прочих членов съёмочной группы.

 

Превизуализация имеет множество подвидов. Тут и режиссёрская версия, и операторская, и VFX. Вплоть до шести, а то и больше, способов подготовки к съёмкам. Сегодня превизуализация настолько прочно вошла в необходимый перечень условий препродакшна, что для её изучения открываются целые факультеты в киновузах, например, отдельный курс в Московской школе кино. Поэтому, если не лезть в дебри пост-визов, дизайн-визов и прочих визов, про которые вам расскажут компетентные люди на серьёзных лекториях, поговорим об основных пунктах превизуализации: раскадровка, аниматик и 3D-превиз – даже если по сравнению со статьями, нашпигованными строгими выкладками и понятиями, этот текст кому-то покажется немного наивным. Как говорится, «будь проще…».

 

Раскадровка

Несмотря на то что основа раскадровки на всех одна – рамочка с изображением внутри, – каждый реализует её по-разному. Но совершенно точно то, что режиссёр сначала рисует сам для себя не совсем красивые и понятные постороннему картинки в прямоугольниках.
Некоторые предпочитают уместить на листе A4 как можно больше кадриков, чтобы видеть более полную картину, другим удобнее рисовать крупные картинки, чтобы потом их можно было обсуждать с оператором и вносить коррективы, не щадя бумагу. Терри Гилльям (по образованию художник) вообще рисовал наброски декораций и причудливые типажи прямо на сценарии и снимал прямо с этих «заметок на полях» – если вы гений и вам так проще, то – пожалуйста. Но так как большинство из режиссёров и рамочку-то с трудом может нарисовать, то первая режиссёрская раскадровка получается примерно такая:

 

 

Дальше режиссёру надо это как-то «продать», и он, после утверждения сцен с оператором, заказывает красивую раскадровку профессиональному художнику. И получается что-то вроде этого:

Чем важна раскадровка? В первую очередь, режиссёр с её помощью визуально представляет себе мизансцены, видит очередность и количество нужных кадров и, главное, это помогает расписывать планы. И это очень помогает как на препродакшне, так и на съёмках. Ведь ни для кого не секрет, что большинство режиссёров снимают сцены не в хронологическом порядке, как это написано в сценарии, а как всем будет удобно. В продолжительном съёмочном периоде, когда он сам уже и забыл, что придумал, раскадровка позволит со свежей головой вспомнить, кто, что и где. Также это помогает второму режиссёру разводить мизансцены.
 
Насколько красивая профессиональная раскадровка нужна для производства? Во-первых, она никогда не будет лишней. Не только для того, чтобы изящно висеть на стенде в офисе, но и, во-вторых, чтобы собрать аниматик.

 

Аниматик

Уже по одному слову понятно, что это будет своего рода мультфильм. Только в отличие от Disney и «Союзмультфильма», здесь вместо анимированных персонажей главными «действующими лицами» являются картинки из отсканированной раскадровки. Выглядит, как слайд-шоу, только режиссёр может собирать кадры на монтажном столе с разным хронометражем, панорамированием, приближением/удалением. Также в аниматике применяется примерно подходящая музыка, даже диалоги, которые может записать кто угодно, не обязательно актёры. Зачастую реплики записывает сам режиссёр с помощью друзей и родственников, а музыка подбирается «на глаз», лишь бы передавала суть происходящего.
 
В чём смысл? Аниматик – это практически готовая презентация. Для неё могут подойти даже первые «некрасивые» режиссерские раскадровки. Если же у вас под руками хорошие художники или вы сами владеете искусством рисования – вы всенепременно произведёте впечатление на инвесторов. Что уж говорить о членах съёмочной группы, которые часто загораются желанием работать днём и ночью, если видят перед собой подготовленного собранного режиссёра, который знает, чего он хочет достичь.
 
Вот как выглядит типичная сцена в аниматике:


 

3D-превизуализация

Трёхмерные превизы – это относительно новое явление, которое появилось вместе с высокобюджетными фильмами, полными спецэффектов и компьютерной графики. Сначала это были фигурки, стоявшие на фоне стандартных параллелепипедов (читай, здания), или длинных полосок с маленькими разноцветными коробочками (улицы с машинами), или двух-трёх деревьев (леса, поля, луга). В ход шли любые программы, которые позволяли создавать трёхмерные объекты.
 
Но технический прогресс не стоит на месте. Сегодня 3D-превизуализация (или «техническая превизуализация») – это уже большой самостоятельный жанр, над которым трудятся целые департаменты на студии. Такие презентации носят бесценную информацию для операторов, осветителей, VFX-специалистов и позволяют видеть сцену задолго до её воплощения на экране. Если вы думаете, что создавать такие превизы долго и дорого, то вы правильно думаете. В помощь начинающим режиссёрам приходят относительно дешёвые и простые программы, вроде Poser и DAZ Studio, которые имеют библиотеки фигур (Poser-модели), текстур, интерьеров/экстерьеров, а также опции выбора объективов и фокусов.
 
Вот как выглядит 3D-превиз в сочетании с реальными кадрами:
 


 
Если вас действительно заинтересовало искусство превизуализации – гугл  в помощь. Вы можете найти в интернете довольно много литературы (как правило, иноязычной), которая подробно объяснит все аспекты создания превизов. Также сегодня на просторах Сети много видеоуроков и программ для создания всего видения фильма на всех этапах препродакшна – от питч-визов до дизайн-визуализации. И да пребудет с вами Сила!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *