Визуальные эффекты на «Оскаре-2017»: кто и за что?

Для начала немного истории. Как самостоятельный раздел кинопроизводства индустрия спецэффектов начала оформляться в 10-х годах XX-го века, и в 1926 году ее начали признавать в кинематографической среде. Студии-мейджоры создавали внутри своих департаментов отделы, специализирующиеся на создании спецэффектов, а в фильме «Бесценная Глория» впервые возник титр «Спецэффекты». 

Оскар 1929

Впервые «Оскар» в этой категории вручили в 1929 году. Однако категория не становилась регулярной еще в течение девяти лет. И даже после этого победителя еще очень долго не всегда выбирали традиционным образом — из номинантов. Иногда «Оскар» за спецэффекты вручали какому-то одному фильму с формулировкой «За особые достижения», минуя номинации и голосования. 

За что же тогда вручали эту награду? Категория «Специальные визуальные эффекты» включала пять видов работ. Вернее, пять с половиной.

В полноценные категории работ в области спецэффектов входили:

 
  • полноразмерные эффекты (вся механика и физические эффекты: погода, пиротехника и тд.);
  • миниатюрные эффекты (макеты всех видов и другие эффекты в миниатюре);
  • процесс (под этим словом тогда понимали рир-проекцию: сейчас ее не существует, а в докомпьютерные времена это была крайне популярная технология);
  • дорисовки (мэттпейнт);
  • оптические эффекты всех видов и все, что связано с оптической печатью (кстати, именно оптические эффекты тогда назывались визуальными).
А вот половинка относилась к анимации. Почему половинка? Потому что здесь были особые оговорки. В эту категорию входила только та анимация, которую использовали вместе с живыми актерами в игровом художественном фильме. Например, «Кинг-Конг», в котором одним из персонажей являлась огромная обезьяна, созданная с помощью покадровой анимации (кстати, этот фильм вышел в 1933 году, и поэтому «Оскара» не получил, а жаль). Таким образом, у Микки Мауса и компании была собственная категория, которая никак не смешивалась с этой. 

Кадр из фильма  «Кинг-Конг»Кадр из фильма «Кинг-Конг»

Самое интересное, что когда в кино появилась «цифра», поначалу киноакадемики даже восприняли ее как «обман» (хотя само кино и есть, по сути, своего рода обман, уж не говоря о спецэффектах) и даже дисквалифицировали фильм «Трон», отказав ему в рассмотрении. Однако уже в самые ближайшие годы компьютерная графика прочно вошла в кинематограф, по праву заняв шестую строчку в списке работ, квалифицируемых как визуальные эффекты. 

В 2011 году Академия приняла решение номинировать пять фильмов, а не три, как было все эти годы, потому что картин с визуальными эффектами стало больше. Сегодня ее члены оценивают, насколько органично эффекты помогают рассказывать истории на экране. Эффекты ради эффектов никому не интересны, это всего лишь инструменты повествования, равно как и декорации, костюмы и грим.

Итак, в 2017 году на награду претендуют пять картин: «Книга джунглей», «Глубоководный горизонт», «Доктор Стрэндж», «Изгой-один: Звездные войны. Истории»  и, крайне редкий случай, анимационная лента, созданная с помощью технологии покадровой анимации — «Кубо. Легенда о самурае». Это второй подобный прецедент за всю историю награды: до этогого такой картиной стал «Кошмар перед Рождеством». Давайте рассмотрим, за что их номинировали.
 

«Глубоководный горизонт» (реж. Питер Берг)

Кадр из фильма «Глубоководный горизонт»Кадр из фильма «Глубоководный горизонт»

Съемки фильма шли на суше, на частичной декорации буровой платформы. Декорация стояла на залитой водой автостоянке заброшенного парка развлечений в Новом Орлеане. Размер съемочной буровой платформы достигал 85% от реальной: там была только ее половина вместе с настоящей вертолетной площадкой. Остальное создавали с помощью CGI. На площадке съемочной группе пришлось работать со спецэффектами в виде вырывающейся из труб смеси и пиротехники. Чтобы светить огнем на актеров, был установлен огромный светодиодный монитор.

Декорация в Новом Орлеане

Декорация в Новом Орлеане

Съемочная платформа с интерактивным светом

Съемочная платформа с интерактивным светом

На этапе постродакшна полностью заменили фон, чтобы буровая переместилась в открытый океан, достроили вторую половину платформы и создали виды катастрофы с огнем и дымом. Все общие планы платформы до и после инцидента — это тоже CGI. Львиная доля работы выпала на студию Industrial Light & Magic, дополнительную работу проделали Iloura, Hybride и Base FX. 

 

«Доктор Стрэндж» (реж. Скотт Дерриксон)

 

«Доктор Стрэндж» (реж. Скотт Дерриксон)«Доктор Стрэндж»

Съемки фильма велись в павильонах двух студий, где построили декорации всех храмов, включая тибетский Камар-Тадж, интерьеры нейрохирургического госпиталя, включая две операционные, и целую улицу Гонконга для финальной битвы. Часть декораций стояла на гимбалах (подвижных платформах). Битву в сворачивающемся Нью-Йорке целиком сняли в хромакейном павильоне с двигающимися элементами. 

Отснятый материал

Отснятый материал

Финальная версия кадра

Финальная версия кадра

Отснятый материал

Отснятый материал

Финальная версия кадра

Финальная версия кадра

Отснятый материал

Отснятый материал

Создание цифровых декораций

Создание цифровых декораций

Создание цифровых дублеров для персонажей

Создание цифровых дублеров для персонажей

Финальная версия кадра

Финальная версия кадра

Отснятый материал

Отснятый материал

Выстраивание цифровой среды

Выстраивание цифровой среды

Финальная версия кадра

Финальная версия кадра

На этапе постпродакшна команда фильма выстроила виды Нью-Йорка так, чтобы их можно было сворачивать, разработала зеркальное измерение, а также всю битву в Гонконге, которая разворачивается в двух временных измерениях. Кстати, персонажа Дормамму также сыграл Бенедикт Камбербэтч: его исполнение использовали в виде данных по захвату мимики, а все Темное измерение было цифровым, как и полет Стрэнджа по мирам. Над эффектами фильма работали Industrial Light & Magic, Framestore, Luma Pictures, Method Studios, Rise FX, Crafty Apes и SPOV,  а превизы делала студия The Third Floor. 

 

«Книга джунглей» (реж. Джон Фавро)

«Книга джунглей» (реж. Джон Фавро)«Книга джунглей» 

Съемки фильма проходили в хромакейных павильонах с частичными декорациями. Единственным живым актером на площадке был Нил Сети, игравший Маугли. Все остальные персонажи, а также все декорации — цифровые. Для понимания происходящего и выстраивания кадров использовалась технология виртуальной камеры. На площадке маленькому Сети помогали артисты-кукловоды, которые отыгрывали будущих цифровых персонажей с помощью марионеток.

 

Кроме генерации огромной и детализированной среды для событий фильма, нужно было создать всех животных со всеми их волосками на шкуре, глазами и живой мимикой, а также заставить их говорить. Таким образом, только по количеству эффектов фильм затмевает двух предыдущих конкурентов вместе взятых. В создании картины участвовали такие студии, как WETA Digital, Digital Domain, MPC, Legacy Effects, Jim Henson`s Creature Shop Tangerine Apps и The Third Floor.

 


 

«Изгой-один: Звездные войны. Истории» (реж. Гарет Эдвардс)

«Изгой-один: Звездные войны. Истории» (реж. Гарет Эдвардс)«Изгой-один: Звездные войны. Истории»

Съемки проходили на нескольких локациях, а также в павильонах с частичными декорациями. Одного из персонажей фильма — андроида K-2SO — на площадке отыгрывал актер в мокап-костюме. Часть декораций располагалась на гимбалах (подвижных платформах). Также на съемках использовали светодиодные мониторы для создания интерактивного света.

На этапе постродакшна необходимо было выстроить космические битвы. Для этого пришлось поднять архивы Lucasfilm, а некоторые корабли воссоздать в CG по ранее использованным съемочным моделям. Большое внимание уделялось тому, как зрители воспримут компьютерные модели давно знакомых кораблей. Оказалось, что «как есть» и «как кажется» — это разные вещи. Кроме того, из архивов взяли не использованные в «Эпизоде IV» материалы с участием некоторых пилотов-повстанцев. Их отротоскопили и пересадили в цифровые версии кабин, чтобы связать этот фильм с «Эпизодом IV». Два актера также отыграли гранд-моффа Таркина и молодую принцессу Лею. Их данные по захвату мимики позже использовали для создания цифровых версий этих персонажей.

Главным подрядчиком опять стала студия Industrial Light & Magic, ей помогали Blind, Hybride Technologies, Jellyfish Pictures, Ghost VFX, Whiskytree, Atomic Fiction, ScanlineVFX, Raynault VFX, Virtuos и The Third Floor (эта компания специализируется на создании превизов и участвует, фактически, во всех больших картинах).

 

 

 

 

«Кубо. Легенда о самурае» (реж. Трэвис Найт)

«Кубо. Легенда о самурае» (реж. Трэвис Найт)«Кубо. Легенда о самурае» 

Картина студии Laika полностью создана с помощью покадровой анимации. Но часть сцен снималась на фоне хромакея и требовала цифровой дорисовки пейзажа и декораций. Кроме того, ленте потребовалась компьютерная графика: CGI использовали, например, для создания эффектов ветра, дождя, пыли, капель воды и мелких осколков, которые невозможно снять с помощью покадровой анимации, потому что эти процессы не слушаются команд.

 

 

Итак, кто из пяти претендентов победит, мы узнаем 27 февраля. Но уже сейчас можно сказать, что на награждении ежегодными наградами Visual Effects Society львиную долю призов забрала «Книга джунглей», в том числе и за лучшие эффекты в фотореалистичном фильме, лучшего анимированного персонажа и композ. Велика вероятность, что именно этот фильм унесет и «Оскар».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *