Впервые «Оскар» в этой категории вручили в 1929 году. Однако категория не становилась регулярной еще в течение девяти лет. И даже после этого победителя еще очень долго не всегда выбирали традиционным образом — из номинантов. Иногда «Оскар» за спецэффекты вручали какому-то одному фильму с формулировкой «За особые достижения», минуя номинации и голосования.
За что же тогда вручали эту награду? Категория «Специальные визуальные эффекты» включала пять видов работ. Вернее, пять с половиной.
В полноценные категории работ в области спецэффектов входили:
- полноразмерные эффекты (вся механика и физические эффекты: погода, пиротехника и тд.);
- миниатюрные эффекты (макеты всех видов и другие эффекты в миниатюре);
- процесс (под этим словом тогда понимали рир-проекцию: сейчас ее не существует, а в докомпьютерные времена это была крайне популярная технология);
- дорисовки (мэттпейнт);
- оптические эффекты всех видов и все, что связано с оптической печатью (кстати, именно оптические эффекты тогда назывались визуальными).
Кадр из фильма «Кинг-Конг»
Самое интересное, что когда в кино появилась «цифра», поначалу киноакадемики даже восприняли ее как «обман» (хотя само кино и есть, по сути, своего рода обман, уж не говоря о спецэффектах) и даже дисквалифицировали фильм «Трон», отказав ему в рассмотрении. Однако уже в самые ближайшие годы компьютерная графика прочно вошла в кинематограф, по праву заняв шестую строчку в списке работ, квалифицируемых как визуальные эффекты.
В 2011 году Академия приняла решение номинировать пять фильмов, а не три, как было все эти годы, потому что картин с визуальными эффектами стало больше. Сегодня ее члены оценивают, насколько органично эффекты помогают рассказывать истории на экране. Эффекты ради эффектов никому не интересны, это всего лишь инструменты повествования, равно как и декорации, костюмы и грим.
Итак, в 2017 году на награду претендуют пять картин: «Книга джунглей», «Глубоководный горизонт», «Доктор Стрэндж», «Изгой-один: Звездные войны. Истории» и, крайне редкий случай, анимационная лента, созданная с помощью технологии покадровой анимации — «Кубо. Легенда о самурае». Это второй подобный прецедент за всю историю награды: до этогого такой картиной стал «Кошмар перед Рождеством». Давайте рассмотрим, за что их номинировали.
«Глубоководный горизонт» (реж. Питер Берг)
Съемки фильма шли на суше, на частичной декорации буровой платформы. Декорация стояла на залитой водой автостоянке заброшенного парка развлечений в Новом Орлеане. Размер съемочной буровой платформы достигал 85% от реальной: там была только ее половина вместе с настоящей вертолетной площадкой. Остальное создавали с помощью CGI. На площадке съемочной группе пришлось работать со спецэффектами в виде вырывающейся из труб смеси и пиротехники. Чтобы светить огнем на актеров, был установлен огромный светодиодный монитор.
«Доктор Стрэндж» (реж. Скотт Дерриксон)
Съемки фильма велись в павильонах двух студий, где построили декорации всех храмов, включая тибетский Камар-Тадж, интерьеры нейрохирургического госпиталя, включая две операционные, и целую улицу Гонконга для финальной битвы. Часть декораций стояла на гимбалах (подвижных платформах). Битву в сворачивающемся Нью-Йорке целиком сняли в хромакейном павильоне с двигающимися элементами.
«Книга джунглей» (реж. Джон Фавро)
Съемки фильма проходили в хромакейных павильонах с частичными декорациями. Единственным живым актером на площадке был Нил Сети, игравший Маугли. Все остальные персонажи, а также все декорации — цифровые. Для понимания происходящего и выстраивания кадров использовалась технология виртуальной камеры. На площадке маленькому Сети помогали артисты-кукловоды, которые отыгрывали будущих цифровых персонажей с помощью марионеток.
«Изгой-один: Звездные войны. Истории» (реж. Гарет Эдвардс)
Съемки проходили на нескольких локациях, а также в павильонах с частичными декорациями. Одного из персонажей фильма — андроида K-2SO — на площадке отыгрывал актер в мокап-костюме. Часть декораций располагалась на гимбалах (подвижных платформах). Также на съемках использовали светодиодные мониторы для создания интерактивного света.
На этапе постродакшна необходимо было выстроить космические битвы. Для этого пришлось поднять архивы Lucasfilm, а некоторые корабли воссоздать в CG по ранее использованным съемочным моделям. Большое внимание уделялось тому, как зрители воспримут компьютерные модели давно знакомых кораблей. Оказалось, что «как есть» и «как кажется» — это разные вещи. Кроме того, из архивов взяли не использованные в «Эпизоде IV» материалы с участием некоторых пилотов-повстанцев. Их отротоскопили и пересадили в цифровые версии кабин, чтобы связать этот фильм с «Эпизодом IV». Два актера также отыграли гранд-моффа Таркина и молодую принцессу Лею. Их данные по захвату мимики позже использовали для создания цифровых версий этих персонажей.
Главным подрядчиком опять стала студия Industrial Light & Magic, ей помогали Blind, Hybride Technologies, Jellyfish Pictures, Ghost VFX, Whiskytree, Atomic Fiction, ScanlineVFX, Raynault VFX, Virtuos и The Third Floor (эта компания специализируется на создании превизов и участвует, фактически, во всех больших картинах).
«Кубо. Легенда о самурае» (реж. Трэвис Найт)
Картина студии Laika полностью создана с помощью покадровой анимации. Но часть сцен снималась на фоне хромакея и требовала цифровой дорисовки пейзажа и декораций. Кроме того, ленте потребовалась компьютерная графика: CGI использовали, например, для создания эффектов ветра, дождя, пыли, капель воды и мелких осколков, которые невозможно снять с помощью покадровой анимации, потому что эти процессы не слушаются команд.