Ю. Варшавская, «Литературная газета», 1977 г.
Нынешним летом американские кинотеатры захлестнула новая волна «кинопсихоза». По сообщению печати, фильм американского режиссера Джорджа Люкаса «Война звезд» побивает все рекорды кассовых сборов: 60 миллионов долларов прибыли за первый месяц демонстрации. С утра до полуночи «Война звезд» демонстрируется в переполненных зрительных залах. Чтобы попасть на фильм, нужно либо простоять несколько часов в очереди, либо купить билет с рук за баснословную цену — 50 долларов.
Итак, на смену «нечистой силе», массовым катастрофам и гигантским акулам на американский экран пришли ужасы поистине космического масштаба — чудовищные тираны, терроризирующие нашу Галактику. Борьбу с ними ведут герои фильма — некая круглолицая принцесса, деревенский юноша, старый рыцарь Круглого стола, человек-обезьяна и два робота. Один из них, громадный позолоченный робот Трипио, наделен человеческой речью, другой, Арту-Дету, похож на автомобиль и изъясняется “звездными” сигналами.
Сюжет картины, как пишет французский еженедельник «Экспресс», довольно примитивен. Но для пущего устрашения обывателя создатели фильма пускают в ход самое совершенное оружие — лазерный луч, которым герои картины сражаются, как рапирой.
На экране то и дело возникают кошмарные чудовища: человек-ящерица, гномы без лиц, живая мумия, голова которой усеяна резиновыми трубками, фантастические животные.
А к Новому году в магазины должны поступить и детские игрушки: миниатюрный Арту-Дету, издающий те же звуки, что и его прообраз, и позолоченный Трипио. Главная «находка» фильма — игрушечная лазерная рапира — еще не изобретена, но работы по ее созданию уже ведутся.
Журнал «Америка», 1981 г., автор не указан
Умение режиссера Джорджа Лукаса с завидной фантазией переплетать элементы мифологии с антропологией и добавлять к этому всему чуточку теологии сделало его легендарной фигурой в голливудских кругах. Фильм Лукаса «Звездная война» 1977 года был самым коммерчески успешным фильмом в истории кино. Во второй серии фильма «Империя наносит ответный удар» Лукас использует 414 особых видеоэффектов и макетов, созданных с помощью новейшей компьютерной техники, как, например: звездолет, проносящийся сквозь мириады астероидов; живые шахматные фигуры; похожие на динозавров танки, размером в сотни раз больше человека. Все эти диковины, по всей вероятности, проживут до 2001 года, если Лукасу суждено осуществить свой грандиозный замысел — сделать три трехсерийных фильма об исчезнувшей галактике, где добро борется со злом, где водятся чудовища, где рыцари обретают магнетическую силу.
Журнал «Америка», 1984 г., автор не указан
Когда в 1977 году вышел фильм «Звездная война», зрители всего мира попали в самую гущу схватки между Добром и Злом в далекой галактике. Во главе восстания против Зла были Лук Скайокер и Принцесса Лея. Ужасный Дарт Вейдер командовал войсками захватнической Империи. В следующем фильме трилогии – «Империя наносит ответный удар» (1980) – Лук становится рыцарем, умеющим пользоваться мистической Силой для достижения своей цели. В третьем фильме – «Возвращение Джедая» (1983) – Лук и Лея ведут восставших, чтобы уничтожить Звезду Смерти, принадлежащую Империи, – и Добро торжествует.
Из книги Юрия Яковлева «Саманта», 1987 г.
…Оставляя огненный след, по черному простору Вселенной мчались космические корабли. Гремели выстрелы. Вспышки прожигали тьму. Шел бой.
Внутри корабля метались люди с холодными прозрачными глазами.
Сколько раз на экране телевизора перед Самантой возникали эти видения из фильма «Звездные войны». И теперь по дороге к женщине-космонавту девочка думала, что сейчас встретится с женщиной, похожей на героиню «Звездных войн», суровой и беспощадной.
– Ты-то откуда знаешь о «Звездных войнах»? – спросила она.
– Я видела по телевизору фильмы «Звездные войны».
– Это не детские фильмы. Это вообще не человеческие фильмы.
– Но телевизор смотрят все, – вздохнула мама.
– Есть вещи, от которых надо оберегать детей. Как от заразы.
Из книги Е. Карцевой «Голливуд: контрасты 70-х», 1987 г.
Лукас нигде напрямую не проводит какие-либо политические аналогии. Однако не чуждается намеков, прибегая к разного рода аллюзиям. И если созвучие имен – Дарт Ведер и Дар Ветер (человек коммунистического будущего из всемирно известного романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды») – можно считать случайным совпадением, то помощник главного злодея наделен куда более определенными чертами.
У него русифицированная фамилия – Таркин, а его внешний вид и одежда уже вполне явственно напоминают о коварных большевиках, какими они часто выглядят в антисоветских фильмах.
«Советский экран», №5, 1990
Сегодня мы расскажем об одной из самых популярных групп «кассетных» фильмов — о «Звездных войнах» и их многочисленных подражаниях. «Космическая сага», как называют трилогию Джорджа Лукаса, в особой рекламе не нуждается. Лукас в 1977 году просто создал новый жанр в научно-фантастическом кино, получивший мировую популярность. Космическая сказка для детей и взрослых, которую мы еще вчера обвиняли в пропаганде милитаризма, благодаря видео стала наконец доступна, и Люк Небесный Странник, принцесса Лея, командор Хэн Соло стали известны нашим зрителям.
«Да будет с тобою Звездная Сила!» — это своеобразный нравственный императив трилогии.
Сегодня, по прошествии более чем 10-летия со Дня рождения «саги», можно сказать — это своего рода классика. Причем, в отличие от большинства сериалов, технический уровень здесь не падает. Разгул фантастической машинерии (лазерные мечи, рои звездолетов, роботы-страусы и танки-черепахи), а в 3-й серии — пиршество биологии: всевозможные негуманоиды, чудовищный космический гангстер Джабба (по-нашему «жаба») и забавный народец — медведеподобные «эвоки», ставшие впоследствии героями детского фильма «Караван смелых» и серии мультфильмов.
С другой стороны — влияние восточной философии самосовершенствования (сценарий 2-й серии написан известной фантасткой Ли Брэкет) в образе Учителя Йоды, остроухого карлика. Кстати, часто возникает путаница по поводу количества и нумерации серий. Все дело в том, что Лукас первоначально написал сюжеты цикла романов, а экранизировать их начал не с первого, а сразу с четвертого. Поэтому подзаголовок «Звездных войн» — титр «Эпизод IV. Новая надежда», вносящий сумятицу в умы неосведомленных видеозрителей.
Вторая серия, соответственно, это «Эпизод V», а третья — VI. Сериал закончился, хотя он мог бы продолжаться (причем «в обе стороны», сюжетов Лукаса на это хватило бы). Но, как говорится, чемпиону надо вовремя уйти. Уйти непобежденным.
Владимир Гаков, «Звездный час кинофантастики», альманах «Гея», 1991 г., отрывок из статьи
Лукас — режиссер серьезный, и, несмотря на кажущуюся наивную бездумность его картины, поставлена она по-своему серьезно. Только вот ставил режиссер не научно-фантастическую ленту о далеком будущем, не фильм-предвидение, а самую настоящую киносказку. Справедливо уразумев, что даже для современного мальчишки – а тем более взрослого! – следует чуть-чуть переодеть героев и слегка отреставрировать старые замки…
Критики, обвинявшие Лукаса в пессимистических взглядах на будущее, в котором-де «по-прежнему все напропалую воюют или в лучшем случае торгуют», просто не поняли замысла постановщика. Не обратили внимания на одну существенную деталь – фразу, вынесенную в эпиграф, возникающую на экране еще до первоначальных титров: «Давным-давно, в очень далекой галактике…»
Есть в «Звездных войнах» и Прекрасная Принцесса, которую держит в заточении в «заколдованном замке» Злой Волшебник; присутствует, разумеется, и традиционный Джонушка-дурачок, смело выходящий на смертный бой со злодеем; и, наконец, Добрый Волшебник, помогающий нашему герою… В финале Добро, естественно, побеждает (впрочем, не совсем – оставив материал постановщикам следующих неизбежных серий!). Дерутся в фильме действительно много и разнообразно: на лазерных мечах и на аннигиляторах-бластерах, используя легкие космические истребители и невообразимых размеров звездные «крейсеры»; наконец, появляется целая искусственная планета-база, способная разнести на атомы планету естественную…
Однако стоит задуматься вот над чем. И в «Трех мушкетерах» дрались отчаянно, и трупов хватало – однако, кому, интересно, придет в голову обвинять Александра Дюма в «пропаганде насилия»? Звездные битвы, с максимальной визуальной достоверностью показанные на экране Лукасом, – это все-таки из разряда мальчишеских драк на деревянных палках-мечах, драк понарошку, где падают замертво по уговору и добро всегда побеждает…
Со своей сверхзадачей – воздвигнуть своеобразный кинопамятник детству – детству собственному и научной фантастики (когда весь этот балаган воспринимался абсолютно серьезно) – Джордж Лукас справился отлично.
Но все хорошо, что хорошо в меру. А у фильма Лукаса, повторяю, продолжения должны были последовать с роковой неизбежностью. Видимо, режиссер рано понял, какого джинна выпустил на волю. Единственное, что он сделал, это объявил грандиозную программу дальнейшей разработки месторождения (суперсерия из девяти фильмов, по фильму каждый третий год – с тем расчетом, чтобы символически завершить этот беспрецедентный киномарафон к 2001 году!), а сам устранился, оставив за собой только общее руководство всей этой деятельностью.
Серия, кстати, так и осталась неосуществленной, все свелось к «скромной» трилогии. Следующий фильм, «Ответный удар Империи» (1980), по уровню трюков оставил далеко позади серию первую. А еще спустя три года последовала завершающая (пока!) лента «Возвращение Джедая» – и стало ясно даже самым ярым поклонникам Лукаса: ничего нельзя эксплуатировать сверх меры.
Нет, постановочная фантазия не иссякла, да и техника съемок неуклонно совершенствовалась; даже на кое-какие сюжетные находки следовало бы обратить внимание.
Но… игра есть игра, она утомляет и требует… новой какой-нибудь!
Видимо, прежде других это понял сам Лукас (хотя по кассовым сборам никакого спада не намечалось, скорее наоборот), «закрывший» серию и надолго замолчавший как режиссер.