«Я благодарен Богу, что мне удалось примерить на себя войну только на экране»

Андрей Мерзликин («Утомлённые солнцем 2: Цитадель», «Брестская крепость», «Единичка»):
— По большому счету, военные картины не отличаются от фильмов другой тематики. Какой-то особой подготовки нет, только внимательное чтение сценария и изучение материалов. Все истории – про людей. Что касается специфики съемок «Брестской крепости», то я изучал историю крепости, реконструировал события. Если нужно научиться стрелять из пушки, то на площадку приезжает консультант и учит всех стрелять из пушки.

Если снимается сцена, где нужно рыть окопы, консультант учит нас этому. Все проходят короткий ликбез. И если режиссер требует вырыть окоп, то я буду рыть. А так у актеров особой специфической подготовки нет.
 

 

Денис Никифоров («Последний бронепоезд», «Смерть шпионам: Крым», «Ночные ласточки»):
— Конечно, когда я готовлюсь к съемкам, я много смотрю. Не то чтобы черпаю вдохновение, но знание – точно. У меня есть два любимых фильма: «В бой идут одни старики» и «Офицеры». Причем я люблю их по жизни, вообще, вне привязки к контексту войны.

Есть прекрасные талантливые любимые актеры, которые знали и знают о Великой Отечественной войне много. Это опять же мой учитель Олег Павлович Табаков, который пережил войну, и мои старшие товарищи, которые рассказывали об этом времени. Это и оба моих деда. Одного не взяли на фронт, он очень переживал по этому поводу, но работал в тылу кузнецом на заводе. Второй проработал железнодорожником, гонял локомотивы до линии фронта и обратно.

Самый прекрасный режиссер, который снимал советские фильмы о войне, – это дядя Лёня Быков. Он делал отличное кино, в том числе и «В бой идут одни старики».
Безусловно, я смотрю и американские фильмы. Я был потрясен в свое время «Спасти рядового Райана». «Пёрл Харбор», конечно же. Вообще, Майкл Бэй – мой любимый режиссер, и он снял шикарный фильм (ну, можно было бы убрать розовые сопли и сделать его покороче минут на 40). То есть и с той стороны были неплохие попытки снимать о Второй Мировой войне.  
 

 

Анатолий Кот («Оккупация. Мистерии», «На безымянной высоте», «Битва за Севастополь»):
— Работа в картинах, рассказывающих о Великой Отечественной Войне для меня всегда огромная ответственность и честь. В фильме «Оккупация. Мистерии» я играл партизана Якуба Лойко. Готовясь к съемкам, вспоминал рассказы моей бабушки, которая пережила войну, оккупацию, спасалась в болоте с моей мамой – на тот момент грудным ребенком. Еще мне очень помогли рассказы отца. Я вспоминал хату, в которой проводил когда-то каждое лето. Дом уцелел во время войны (тогда в нем квартировали немцы) и стоит до сих пор.

Интересная роль у меня была в картине Вячеслава Александровича Никифорова «На безымянной высоте». На площадке всегда был консультант. В перерывах между съемками мы с ним много общались, задавали вопросы, слушали его рассказы. Кроме того, в тот момент я перечитывал Василия Быкова.

Это помогало настроиться. Книги вообще вдохновляют. Сильные эмоции (настолько сильное, что даже слова правильные для описания сложно подобрать),  у меня вызвала книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Я читал ее, когда снимался в картине «Битва за Севастополь». В каждой странице – такая боль! Мне кажется, что если каждый человек прочтет это произведение, бед на земле станет меньше.
 

 

Анастасия Микульчина («Гетеры майора Соколова», «А зори здесь тихие…»):
— Перед съемками «А зори здесь тихие…» я, конечно, пересмотрела фильм Станислава Ростоцкого, перечитала повесть Бориса Васильева. Также вспомнила советские военные фильмы «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину» и многие другие картины, включая американские, потому что в голливудских фильмах есть чему поучиться, им здорово удается воспроизводить ранения всех видов. Отличный пример – «Спасти рядового Райана», на этом фильме можно бесконечно учиться.

У меня в «А зори здесь тихие…» есть сложная сцена гибели моей героини, Риты Осяниной, в которой передается весь смысл этого ужасного кровавого похода. Это было трудно сыграть физически достоверно. У меня нет этого опыта, меня же никогда гранатой в живот не ранили. Так что я вспоминала примеры предыдущих съемок и училась у других актеров.
 

Александр Фисенко («Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Утомленные солнцем – 2: Цитадель», «Эшелон»):
— Как можно специально готовиться к съемкам военного фильма, если это у нас в крови?! Если у нас есть бабушки и дедушки, которые могут рассказать о войне больше, чем любая книга! Но, конечно, я смотрю нашу советскую классику: «Они сражались за Родину», «Отец солдата» – и американское современное кино: «Спасти рядового Райана», «Враг у ворот» и так далее.

Женя Малахова («А зори здесь тихие…»):
— Мой дед прошел всю войну, а в послевоенное время стал деканом вечернего факультета Химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева. Про него несколько лет назад написали книгу, которую я взяла с собой на съемки в Карелию. Там подробно описано, как воевал мой дед, опубликованы дневники, письма, личные подробности. У него, как и у моей героини Жени Камельковой, всю семью расстреляли за связь с партизанами. Это позволило мне не то чтобы играть, а именно проживать свою роль до конца, делать это честно, так как я была пронизана болью своей семьи.   

Алексей Усольцев («Утомленные солнцем 2: Предстояние»):
 — Если говорить о том, какие источники помогают готовиться к работе, то из фильмов я назову «В бой идут одни старики», совершенно «убило», то есть впечатлило «Аты-баты шли солдаты» (я его смотрел маленьким в кинотеатре, и это было так жестко, так смертельно… на всю жизнь). Ну, естественно, «Батальоны просят огня», «Щит и меч», «Государственная граница», «Майор Вихрь», «17 мгновений весны» вообще все, что показывали тогда по телеку к 9 мая. Разумеется, «Проверка на дорогах»!

А книги читал запоем все, до которых мог дотянуться (был у меня в школе период). Начал еще в начальной школе про пионеров-героев. Валентин Распутин «Живи и помни» (это уже в институте). Василь Быков: «Сотников», «Дожить до рассвета», «Мертвым не больно», «Его батальон». У Владимира Богомолова: «Момент истины, или В августе 44-го», «В кригере». «Связистка» Виктора Астафьева и многое другое.

Софья Лебедева («А зори здесь тихие…»):
— Я буквально переродилась, когда прочитала книгу «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич. Читала много военных писем, разговаривала с ветеранами, расспрашивала  папу про моего деда, который воевал. Ну и пересматривала, конечно, советские военные фильмы, примеряла ситуацию на себя: как бы я поступила, оказавшись на фронте.

Алексей Овсянников («Истребители. Последний бой», «Снайперы: Любовь под прицелом»):
— Любая военная картина вызывает у меня трепет. В детстве мы с мальчишками бегали по двору,  размахивая игрушечными пистолетами, а порой и ветками, напоминающими оружие. Мне и в голову тогда не могло прийти, что я буду сниматься в военных фильмах.

Съемки в кино – это всегда немного не по-настоящему, но когда дело касается трагедии мирового масштаба, чувствуешь ответственность перед теми людьми, которые знали, ради чего они идут на эту войну. Конечно, я смотрю документальную хронику, пересматриваю старые советские фильмы, слушаю много музыки тех годов.

Например, готовясь к фильму «Истребители. Последний бой», прослушал чуть ли не всего Утесова. Но главное – приступая к работе над ролью, я придерживаюсь одного принципа: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Как бы себя повел, если бы попал в ту чудовищную «мясорубку». А дальше начинаешь «пристраиваться» к своему персонажу. Особого рецепта нет, как войти в образ, – доверься своей интуиции!

Я рад, что могу отдать дань уважения ветеранам, людям которые защитили нас от фашизма и подарили жизнь мне и моим близким. Всегда мечтал примерить военную форму, и благодарен Богу, что мне удается осуществить это только на экране.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *