Женщины в кадре и за кадром: статистика неравенства

С момента рождения кинематографа прошло уже больше 120 лет. И с первых дней существования экранного искусства женщины были его неотъемлемой частью, как в кадре, так и за кадром. Вспомним пионера кинорежиссуры, француженку Алис Ги-Блаше. В 1896 году она, опередив братьев Люмьер, сняла первый фильм с нарративной структурой. В дальнейшем она стала первой женщиной, основавшей собственную кинокомпанию, а ее творческими открытиями вдохновлялся сам Альфред Хичкок.


О Алис Ги-Блаше

После Ги-Блаше многие женщины внесли свой вклад в развитие киноискусства. В режиссуре можно вспомнить имена Лоис Вебер, Эсфирь Шуб, Лени Рифеншталь, Майи Дерен, Аньес Варды, Веры Хитиловой, Ларисы Шепитько, Киры Муратовой, Джейн Кэмпион, Кэтрин Бигелоу, Софии Копполы, Греты Гервиг и многих других. Среди известных операторов назовем Маргариту Пилихину, Маризу Альберти, Эллен Керас, Рид Морано и Рэйчелл Моррисон.

Обратимся и к другим кинопрофессиям. Например, рекорд по числу актерских «Оскаров» принадлежит именно женщине. Кэтрин Хепберн брала статуэтку как «Лучшая актриса» четыре раза. Художник по костюмам Эдит Хэд — рекордсмен «Оскара» по числу наград: она признавалась лучшей восемь раз, а номинировалась тридцать пять. Без режиссера монтажа Тельмы Скунмейкер кинематограф Мартина Скорсезе был бы совсем иным. Лиз Зиглер стала одной из первых женщин-операторов стедикама, а ее мастерство высоко оценивали Стэнли Кубрик и Пол Томас Андерсон.

Художник по костюмам Эдит Хэд / Фото: Paramount Pictures
Художник по костюмам Эдит Хэд / Фото: Paramount Pictures

Можно привести много подобного рода примеров, но все они не отменяют одного — в мировом кино никогда не было гендерного равенства, и даже сегодня общая картина распределения ролей складывается не в пользу женщин. Но чтобы не быть голословными, обратимся к статистике.
 

Женщины на экране

Начнем с вопроса, в котором проблема гендерного неравенства кажется не столь острой. Но лишь на первый взгляд. Как женщины представлены на экране? Согласно данным в статье BBC, в самых популярных картинах последних тридцати лет мужчины доминируют на экране. Лишь в 6% лент женских персонажей больше, чем мужских, только в 5% представителей обоих полов поровну, а в 89% мужчин больше. При этом ни в одном фильме нет стопроцентного женского актерского состава в ключевых ролях, а в 6% фильмов ведущий актерский состав полностью мужской (среди ярких примеров — «Спасти рядового Райана»).

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана» (1998) / Фото: Amblin Entertainment
Кадр из фильма «Спасти рядового Райана» (1998) / Фото: Amblin Entertainment

В докладе Школы коммуникации и журналистики USC Annenberg говорится о том, что в 1200 самых популярных картин 2007-2018 годов средняя доля женских главных персонажей составила 28%. При этом существует положительная динамика — за двенадцать лет показатель поднялся с 20% до 40%. Согласно данным Центра исследования женщин в кино и на телевидении Государственного университета Сан-Диего в 100 самых прибыльных картинах 2017 года среди персонажей с репликами только 37% составляют женщины (а до недавнего времени этот показатель и вовсе не поднимался вышел 30%). Иными словами, как минимум в популярном кино мужчины уверенно преобладают, а тенденция к исправлению этой ситуации в сторону равенства, по сути, только намечается.
 

Женщины за кадром

Как видим, в кадре есть гендерное неравенство, но за кадром дела обстоят еще хуже. Согласно исследованию Британского института кино в 1913 году в национальной киноиндустрии лишь 3% съемочной группы составляли женщины. За прошедшие 100 лет соотношение значительно изменилось, но не выровнялось. На протяжении XX века доля женщин в съемочных группах британских фильмов колебалась от 24% до 29%, а 2017 году показатель составил 33%. То есть положительная динамика наблюдается, однако говорить о равенстве не приходится.

Пэтти Дженкинс на съемках фильма «Чудо-женщина» / Фото: Clay Enos / Warner Bros. Entertainment
Пэтти Дженкинс на съемках фильма «Чудо-женщина» / Фото: Clay Enos / Warner Bros. Entertainment

Картина кажется тем более удручающей, если взглянуть на долю женщин в отдельных кинопрофессиях. По данным все того же Британского института кино, в 2017 году лишь 21,1% экранизированных сценариев написали женщины-сценаристы и только 15,7% фильмов сняли женщины-режиссеры. Слабое утешение, однако заметим, что такие показатели все же лучше, чем лет сорок назад, когда в обеих кинопрофессиях доля женщин была в три раза меньше.

Но может быть британское кино не слишком удачный ориентир и стоит изучить статистику Голливуда, находящегося, судя по новостной повестке, на передовой борьбы за равноправие в мировом кино? Обратимся вновь к работе Центра исследования женщин в кино и на телевидении. Авторы проанализировали состав съемочных групп 500 самых кассовых картин 2018 года. Оказалось, что команды менее, чем на четверть состоят из женщин — их доля составляет 23% (в 2017 году — 21%). Больше всего женщины участвуют в съемках документальных фильмов (33%), экшнов (27%), драм (26%). Если говорить о кинопрофессиях, то женщин больше всего среди продюсеров (29%), режиссеров монтажа (23%), исполнительных продюсеров (22%), сценаристов (19%) и режиссеров (15%).

Дайан Инглиш и Ева Мендес на съемках фильма «Женщины» (2008) / Фото: Claudette Barius
Дайан Инглиш и Ева Мендес на съемках фильма «Женщины» (2008) / Фото: Claudette Barius

Правда, авторы исследования не считали художников по костюмам, однако можем предположить, что эта профессия — самая «женская» в Голливуде. Во всяком случае Гильдия художников по костюмам — рекордсмен среди других профессиональных кинообъединений по доле женщин. Представительниц прекрасного пола там 83%. Одна же из самых «неженских» профессий согласно статистике — оператор. Из пяти сотен американских картин лишь 6% были сняты операторами женского пола.

Но есть такой любопытный момент. Авторы исследований подметили, что в случаях, когда режиссером картины выступает женщина, ее соавторами чаще становятся женщины. Если в фильмах мужчин-режиссеров лишь 13% сценаристов женщины, то в фильмах женщин режиссеров — уже 71%. Если у мужчин-режиссеров в 19% случаев режиссерами монтажа становятся женщины, то у женщин-режиссеров — в 47%. Также женщины-режиссеры чаще работают с женщинами-операторами — 19% вместо 3% у мужчин-режиссеров. Лучше ситуация становится и у композиторов. Для фильмов режиссеров-мужчин женщины пишут саундтрек в 7% случаев, а в фильмах режиссеров-женщин — в 24%.

Наталия Мещанинова на съемках фильма «Сердце мира» (2018) / Фото: кинокомпания СТВ 
Наталия Мещанинова на съемках фильма «Сердце мира» (2018) / Фото: кинокомпания СТВ 

В целом вновь хочется сделать вывод, что пусть и медленно, но верно доля женщин в целом в кинопроизводстве увеличивается. Во всяком случае, на основании анализа 250 самых популярных картин разных лет авторы приводят такие цифры: в 1998 году в создании картин участвовало 17% женщин, а в 2018 году — 20%.

Но и тут не обходится без подводных камней. Дело в том, что по мере увеличения масштаба производства женщин в кино становится все меньше. Косвенно об этом свидетельствует то, что в 2018 году в 500 самых популярных в прокате картин задействовано 23% женщин, в 250 картин — 20%, а вот если сократить список до ста самых популярных картин, то женщин остается лишь 16%. Их доля по профессиям в топ-100, соответственно, тоже сильно сокращается: до 18% продюсеров, 15% сценаристов, 14% режиссеров монтажа, 4% режиссеров и лишь 3% операторов.

Грета Гервиг на съемках фильма «Леди Бёрд» / Фото: А24 
Грета Гервиг на съемках фильма «Леди Бёрд» / Фото: А24 

За более конкретными данными вернемся к британскому кино и исследованию Британского киноинститута. Там подсчитали, что 50,1% всех студентов киновузов — это женщины, а также они составляют 49,4% всех начинающих работать в кино. То есть на входе в индустрию мужчины и женщины равны. Однако дальше исследование на примере режиссеров показывает, что по мере увеличения масштаба проектов доля женщин неумолимо сокращается (факторы не указываются). Так, женщины-режиссеры снимают 27,2% короткометражек. Малобюджетные (до £500 тысяч) полные метры сняты женщинами в 16,1% случаев. Среднебюджетные картины (£1-10 млн) поставлены 12,8% женщин. И, наконец, лишь 3,3% крупнобюджетных лент (от £30 млн) сняты женщинами-режиссерами.

Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Ферма «”Мадбаунд”» (2017) / Фото: Netflix
Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Ферма «”Мадбаунд”» (2017) / Фото: Netflix

К сожалению, по отечественному кино столь детальный анализ не проводился, однако из исследования Невафильм Research «Ключевые тренды российского кино» можно сделать вывод, что наша ситуация в целом не уникальна и близка к мировой.

Согласно данным за 2013-2017 годы доля женщин в производстве российских картин по ключевым профессиям распределяется так: 22% продюсеров, 21,6% сценаристов, 15,9% режиссеров и 2,9% операторов. Причем доля женщин в первых трех профессиях за пять лет выросла на 3-11%. Как и в мире женщины у нас больше задействованы в документальном кино, чем в игровом. И также существует зависимость от масштаба постановки (авторы исследования увязывают большое постановочное кино с прокатной популярностью).

Согласно статистике, женщины реже участвуют в создании «популярных фильмов». Так, «непопулярные фильмы» делались в 28% случаев сценаристками, в 27% случаев женщинами-продюсерами, в 21% случаев женщинами-режиссерами и в 4% — женщинами-операторами. А в работе над «очень популярными фильмами» принимало участие только 11% женщин-сценаристов, 10% продюсеров, 6% режиссеров и 1% операторов.
 

Женщины и кинонаграды

Но быть может ситуацию с гендерным неравенством пытаются как-то компенсировать крупнейшие кинофестивали и премии? Тенденция к этому вроде бы есть, однако вопросов остается больше, чем ответов.

С одной стороны, кинофестивали стремятся к паритету полов. Например, если посмотреть на последний Берлинский кинофестиваль, то в отборочных комиссиях там 80% составляли женщины, жюри возглавляла Жюльетт Бинош, фильмом женщины-режиссера открывался смотр, в основном конкурсе семь картин из семнадцати принадлежали авторству режиссеров-женщин, а общая доля «женских» картин на фестивале доведена до 36% (что, впрочем, тоже не похоже на равенство). Однако критики справедливо замечают: не пойдет ли во вред собственно киноискусству то, что критерием отбора картин становится не качество фильмов, а половая принадлежность авторов?

Наталия Мещанинова на кинофестивале «Кинотавр» / Фото: пресс-служба фестиваля «Кинотавр»
Наталия Мещанинова на кинофестивале «Кинотавр» / Фото: пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

Впрочем, возможно подобные опасения преждевременны, ведь если заходит речь о наградах, то тут женщины оказываются скорее исключениями. Посмотрим на тройку главных мировых кинофестивалей. В Каннах лишь однажды женщина выигрывала «Золотую пальмовую ветвь» — Джейн Кэмпион в 1993 году (при этом за всю историю фестиваля лишь 5% фильмов основного конкурса были сняты женщинами-режиссерами). Лучше дела обстоят на Венецианский кинофестивале. Здесь побеждали Лени Рифеншталь, Маргарете фон Тротта, Аньес Варда, Мира Наир, София Коппола. Наконец, самым расположенным к женщинам, особенно в новом тысячелетии, кинофестивалем кажется Берлинский. Его лауреатами оказывались Марта Мессарош, Лариса Шепитько, Ясмила Жбанич, Клаудия Льоса, Ильдико Эньеди, Адина Пинтилие.

Джейн Кэмпион на съемках фильма «Яркая звезда» (2009) / Фото: Warner Bros.
Джейн Кэмпион на съемках фильма «Яркая звезда» (2009) / Фото: Warner Bros.

Что касается главного российского кинофестиваля национального кино, то на «Кинотавре» ежегодно (за редким исключением) в основном конкурсе участвует от 2 до 5 картин женщин-режиссеров. Рекорд был поставлен в 2014 году, когда в конкурсе было поровну «женских» и «мужских» фильмов — по семь. За почти 30-летнюю историю фестиваля побеждали женщины четырежды, причем все разы в 2010-х годах: Светлана Проскурина, Анна Меликян, Оксана Карас и Наталия Мещанинова.

Анна Меликян на кинофестивале «Кинотавр» / Фото: пресс-служба фестиваля «Кинотавр»
Анна Меликян на кинофестивале «Кинотавр» / Фото: пресс-служба фестиваля «Кинотавр»

А что же главная мировая кинопремия? «Оскар» следует примерно соотношению в голливудском кино — из пяти номинантов лишь один является женщиной. За всю историю премии женщины только четыре раза попадали в номинацию «Лучший режиссер» (Лина Вертмюллер в 1976 году, Джейн Кэмпион в 1994 году, София Коппола в 2004 году и Кэтрин Бигелоу в 2010 году) и только один раз в ней выигрывали (Бигелоу). Только однажды женщина-оператор оказывалась в соответствующей номинации. Произошло это в 2018 году с Рэйчел Моррисон. Стоит отметить, что недавно доля женщин среди киноакадемиков была увеличена до 39%. Косвенно это тоже может свидетельствовать о том, что лед трогается.

Кэтрин Бигелоу на 82-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: AP/TASS
Кэтрин Бигелоу на 82-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: AP/TASS

Фестивали и премии, по всей видимости, не столько задают тренды, сколько их выявляют. Иначе говоря, у женщин будет больше номинаций и наград тогда, когда они будут полнее представлены в кинематографе и в киноиндустрии. Но если женщины наравне с мужчинами присутствуют в киновузах, то дальше механизм индустрии «дает сбой» и доля женщин в кинопрофессиях становится меньше. Причины этого — предмет отдельного исследования. Пока же выразим надежду, что постепенно роль женщин будет становится все важнее и в создании кино, и в его оценке.
 


Дороти Арзнер на съемках / Фото:  Film Quarterly

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *