01. Жан Кокто
Трудно назвать область искусства, в которой бы не отметился Жан Кокто. Вращаясь в творческих кругах межвоенного Парижа вместе с Пикассо и Модильяни, он не мог пройти и мимо живописи. Его полотна отличают особая стройность и легкость линий, общее тяготение к гравюрной четкости. Увлечение живописью нашло отражение и в кинематографе Кокто: характерная работа со светом, участие в создании костюмов и декораций. Кроме того, Кокто лично рисовал титры, которые вполне заслуживают звания самостоятельных произведений.
02. Сергей Урусевский
Оператор и режиссер Сергей Урусевский пришел в кинематограф из живописи, окончив институт Репина, где учился у Владимира Фаворского. Правда, кисти он брал в руки в основном во время простоев в кино. При этом Урусевский подчеркивал, что между холстом и экраном «нет и быть не может прямых связей». В этом легко убедиться, если сравнить фильмы Урусевского и его картины, в которых заметно влияние импрессионизма и кубизма. Впрочем, монументализм, свойственный камере Урусевского, чувствуется и в его полотнах.
03. Микеланджело Антониони
Заняться живописью Микеланджело Антониони подтолкнуло творчество Клода Моне, в котором, по словам режиссера, он впервые увидел не сюжет, а «живопись как таковую». Как и великого импрессиониста, Антониони интересовали, прежде всего, эксперименты с красками и цветом (на экране это нашло отражение, например, в «Красной пустыне»). Одна из самых известных серий его живописных работ — «Очарование горы», несколько «микрокартин», созданных с помощью пантографа.
Для Сергея Бондарчука живопись была вторым сильнейшим увлечением после кино, начавшимся ещё в детстве и не ослабевавшим до самой смерти. Посвящая написанию картин всё свободное время, режиссер отдавал предпочтение литературным и религиозным сюжетам, причем порой создавал картины в явной стилистике икон. Если ориентация на литературу для Бондарчука абсолютно характерна, то интерес к религиозным мотивам обнаруживает неожиданную грань его личности, поскольку контрастирует с официальным образом главного кинематографиста атеистического СССР.
05. Карлос Саура
Старейший испанский классик Карлос Саура помимо ярких и сюрреальных живописных зарисовок работает в необычной изобразительной технике, которую сам называет «фотосаурией». Заключается она в рисовании поверх фотографии. Результат иногда действительно получается любопытным.
06. Станислав Говорухин
Станислав Говорухин не только режиссер, литератор и депутат, но ещё и пейзажист, продолжатель классических традиций русской живописи в духе Шишкина и Саврасова. Рисовать Говорухин начал в студенческие годы, что в итоге стало большим подспорьем в кино, но обзавелся красками и холстами только в 90-е годы с подачи Сергей Бондарчука и Александра Шилова. К увлечению режиссер относится критически, что, однако, не мешает ему раз в пару лет устраивать персональные выставки.
07. Дерек Джармен
Дерек Джармен пришел в кино после учебы в школе искусств и работы театральным декоратором и первое время был художником-постановщиком (например, на «Дьяволах» Кена Рассела). Потому живопись в значительной степени отразилась на его собственных, отличавшихся визуальной пышностью фильмах, в особенности на «Караваджо». На создании полотен Джармен сосредоточился в последние годы жизни. В серии «Черные картины» нашли отражение его болезнь, взгляды на религию, философию и гомосексуальность.
08. Питер Гринуэй
И ещё один британский авангардист с образованием художника, фильмы которого пропитаны духом живописи (в особенности Возрождения, Барокко и фламандцами). Кстати, сам себя Гринуэй называет так — «художник, который по чистой случайности снимает фильмы». Начав с реалистических пейзажей, он затем увлекся графикой, а после перешел к абстракции и формальным экспериментам в области цвета, фактур и материалов. Как признается сам режиссер, он всеми способами ищет пути обновления киноязыка, которые лежат в области визуальных средств.
09. Дэвид Линч
В свободное от кино время Дэвид Линч не только писатель,
фотограф,
музыкант и
клипмейкер, но ещё и живописец. Собственно, живопись и была его самым первым творческим увлечением, позже отодвинутым на второй план кинематографом. Однако именно в картинах, выполненных в примитивистском духе и под явным впечатлением от Фрэнсиса Бэкона, отчетливо проявляются основные линчевские мотивы: смутная пугающая образность, мрачность интонации, доминирование тёмных оттенков и эксцентричное насилие.
10. Сильвестр Сталлоне
У Сильвестра Сталлоне любовь к краскам и холсту появилась задолго до кино. Будущий герой боевиков даже специально изучал живопись в ряде учебных заведений. Добившись успеха на экране, актер и режиссер не бросил писать картины, поскольку, по его словам: «Это самый быстрый и точный транслятор подсознания». Не исключено, что подсознание Сталлоне может напугать неподготовленного фаната его кинообразов, поскольку работает автор преимущественно в экспрессионистском ключе Джексона Поллока, Фрэнсиса Бэкона и Жан-Мишеля Баскиа.
11. Такеши Китано
Такеши Китано обратился к живописи, когда восстанавливался после автомобильной аварии в середине 90-х годов. Увлечение, способствовавшее рекреации, вскоре нашло отражение и в фильмах Китано. Картины режиссера стали важной частью образной системы «Фейерверка», а сюрреальная история незадачливого живописца — сюжетной основой «Ахиллеса и черепахи».
12. Тим Бертон
Тима Бертона детское увлечение рисунком и живописью сначала привело на работу в качестве аниматора студии Disney, а затем стало основой его собственных безумных кинофантазий. Бертон самостоятельно создает визуальные образы большинства своих лент, а остающихся после подготовительной работы картин, эскизов и раскадровок хватает на периодически проводимые выставки.