Звукорежиссер Владимир Литровник
О звуке на площадке
Звук – это душа, а изображение – ноги. Изображение позволяет идти, а звук – летать.
Но случается разное. Сейчас я делаю картину, где много американских актеров, поэтому, конечно, ее всю нужно будет переозвучивать. Но и здесь будут проблемы, потому что есть разница восприятия, английский язык длиннее. Они говорят дольше те слова, которые мы говорим короче. Еще западные звукорежиссеры делают картину чуть глуше, чем мы. Наш язык выше, звонче, все эти звуки [с], [ш].
Звуком можно исправить все, что угодно, кроме плохо снятого кино. Даже если звук очень хороший, если все идеально синхронизировано, всегда слышно, что это инородная история.
О музыке
Смотришь по телевизору современную мелодраму, герой говорит: «Я тебя люблю», – и тут вступает, например, Бетховен. Без музыки это «я тебя люблю» звучит куда интереснее.
Как работает композитор над картиной? Сначала он разговаривает с продюсером и режиссером, после этого пишет несколько тем. Например, тема героя, тема титров и так далее. Потом он работает с монтажным размером картины. Я раньше много работал с Максимом Дунаевским. Он запирался в монтажной с тетрадочкой и писал посекундную партитуру, расставлял акценты, но это не значило, что она совпадет. Дальше приглашался оркестр, включалась пленка, дирижер считал про себя, смотрел на изображение и в какой-то момент говорил: «Поехали». И оркестр играл в таком темпе, чтобы уложиться в две минуты. Сейчас все проще: расставил в компьютере все акценты и записал их. Композиторы же не мыслят кадрами, они мыслят долями.
Потом еще стоит разделять кино и сериалы. В сериалах музыки может быть сколько угодно, но в кино она очень дозирована. Всегда можно понять, когда режиссер пытается музыкой заслонить тот факт, что он плохо снял фильм.
О тишине
Кадр из фильма «Остров»
О технологиях
Вообще, технологии сейчас настолько упростили процесс настройки звука, что ты можешь видеть перед собой на мониторе кинозал и мышкой подтягивать звуковые участки того или иного места в зале. Причем можно работать с каждым конкретным кинотеатром. Я понимаю, что это такой маркетинговый ход, но мне все равно приятно работать над этим. В целом, вообще все эти звуковые новинки чаще всего – для рынка. Вспомните, как развивалась кампания по внедрению звука 5.1. Допустим, сидят два человека и разговаривают. Что здесь выдумывать? Но мода диктует 5.1. И вот приходится делать из разговора 5.1. Фокус хорош, когда это фокус. А когда он появляется не вовремя, и ты теряешь нить истории, нить разговора – это портит весь фильм.
О профессии
К сожалению, звукорежиссер – профессия зависимая. Ты работаешь на режиссера, тут без вариантов. Ты можешь помогать ему, советоваться, но все равно наступит момент, когда режиссер скажет: «Не, дорогой, это будет там, а это будет вон там». У меня были студенты, которые, выпустившись, говорили: «Ну, сейчас быстренько сделаю 25 серий для такого-то канала, а потом пойду работать на блокбастер, и вот там развернусь в полный рост!» Тут-то возникает гадкая история, что если ты хотя бы одну серию не сделаешь так, будто это твоя последняя работа, то блокбастера тебе никогда не видать. Мои ученики, которые пытались прыгнуть выше головы даже на маленьких проектах, сейчас заняты, остальные ушли из профессии.
Звукорежиссер – профессия зависимая. Ты работаешь на режиссера, тут без вариантов. Ты можешь помогать ему, советоваться, но все равно наступит момент, когда режиссер скажет: «Не, дорогой, это будет там, а это будет вон там».
Один из великих звукорежиссеров «Мосфильма» сказал: «Что такое искаженный уровень звука? Это когда я его слышу». Когда ты хочешь сделать что-то необычное, то не работают никакие законы. Это такие глупости: нельзя поднимать уровень больше 100%, меньше 100%. Господи, да кто это сказал? Нет никаких законов в этой профессии. Мне все равно, можно это или нельзя. Меня волнует, работает это или не работает. Если работает, то мне глубоко наплевать, как это сделано. В этом и есть весь секрет профессии.
Владимир Литровник Звукорежиссер, член национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Европейской киноакадемии (EFA); член Союза кинематографистов; член Гильдии звукорежиссеров, член академии кинематографических искусств «Ника»; обладатель кинопремии «Ника» (2007, фильм «Остров»), кинопремии «Золотой орел» (2009, фильм «Адмиралъ»); Кинопремия «Ника» 2012 год, в номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» за фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». |