Работа в команде
Мы работаем командой: звукорежиссёр, бывает ассистент звукорежиссёра, а также до 4-х звукооператоров на съёмочной площадке. На финале каждого из выпусков – полный состав. Оператор помогает нам перевешивать микрофоны, настраивать частоты, менять батарейки. Мне приходится контактировать абсолютно со всеми. Иногда необходимо собрать всех редакторов и объяснить, что нам нужно, чтобы это было сделано так-то, ничего не шумело и т. д. Совместно с редактором, администратором и оператором мы всегда достигаем консенсуса, который устраивает всех. Конечно, один звукорежиссёр ничего не смог бы сделать без участия других.
Задача на площадке
Когда возникают проблемы, главное – найти причину шума. Устранить ее легко, но сами поиски могут занять много времени. Это тормозит рабочий процесс. Приезжая на новое место съёмки, мы всегда ломаем голову над тем, как лучше поставить оборудование, чтобы всё записать. При этом оборудования не должно быть видно в кадре.
Оборудование
Иногда сидим по 15-20 часов с наушниками и пишём всё нон-стоп. Я всё слышу и вижу. Эфирно выбирается 10, максимум 30 минут из 15 часов 8-канального звука. Чтобы весь его прослушать, нужен месяц.
По монтажу – берётся звуковой файл, на него накладывается видео. Не наоборот. Картинки без звука не бывает. К нам всегда больше претензий, чем к кому бы то ни было другому. Почему вас не было в таком-то углу, в таком-то кадре, вот там-то? Но дело тут в том, что звук не может выходить сам по себе. Надо поставить технику – тогда все будет. Как достичь консенсуса между Хочу, Могу и Как это сделать – это всегда самое сложное.
Решение проблем со звуком
В основном проблемы бывают с коммутацией. Схема коммутации и расстановки антенн, конечно же, выверена опытом. Мы редакторам всегда говорим: здесь можем писать, а здесь нет. Бывают помещения, где просто идёт «зуд», либо гул, либо помехи, либо работает вытяжка. Иногда это шум на уровне голоса, но при записи создается впечатление аэропорта. В таких случаях мы или отменяем съёмку или что-то сдвигаем.
В одном из сезонов у нас был экстрасенс, в котором мы всегда слышали наводку. Наводка – это 50 Гц, как некий «зуд», для нас он считается браком. Мы обязаны его тут же искоренить, проложив линию, которая не должна пересекаться со световыми приборами. Поменяли всё: частоты, микрофон, проложили отдельно линию, перекоммутировали приёмники. Выдохлись и говорим, что ничего сделать не можем. Тогда сам экстрасенс признался, что это он излучает частоту в 50 Гц, ничего с этим не поделаешь. Мы раскрыли рты от удивления. У нас такого никогда не было. Прописали это как трек и затем сделали сюжет о том, что бывают люди, у которых идёт излучение от самого тела.
Был также случай, когда мы на человека повесили петличный микрофон, все настроили, а его не слышно. Поменяли батарейки – не помогло. Потом нам также сам экстрасенс признался, в том, что у него есть такая проблема – он не излучает ничего. Это узнаётся, когда человек заходит в кадр, здоровается, мы его слышим в соседнюю петлю, а его самого не слышим.
Отношение к экстрасенсам
У меня к экстрасенсам ровное отношение. Никому не отдаю предпочтение. Как правило, все сначала боятся микрофонов, а потом уже экстрасенсы сами подходят, поворачиваются ко мне спиной, поднимают сзади одежду, чтобы можно было повесить передатчик. Со стороны это смотрится дико.
Обычно передатчик вешается на пояс. Бывают, конечно, сложности одежды, тогда приходится импровизировать, куда повесить микрофон.
У меня есть хобби – авиамоделизм. Однажды одна экстрасенс попросила всю съёмочную группу посидеть тихо, не скрещивая руки, в течение 10 минут, чтобы она нас всех смогла положительно зарядить.
Мне через неделю надо было уезжать на соревнования по авиамоделизму. Еду в поезде и начинаю думать о фишках, которые мы должны вытаскивать перед началом соревнований – порядковый номер выступления. Говорю коллегам: «У меня будет 6-й номер». Выхожу соревноваться, и мне попадается именно 6-й номер. Как такое может быть? Загадка.
Я теперь научился за 20 секунд до звонка своего мобильного телефона определять имя человека, который мне звонит. Отвечаю на звонки, не читая имя человека на экране телефона, просто сразу здороваюсь и называю имя, чему многие удивляются. Также я могу чувствовать, когда человек хотел мне позвонить и по какой-то причине этого не сделал. Тогда я звоню ему сам и говорю: «Ты 20 минут назад хотел мне позвонить и не позвонил». Человек, удивляясь, тут же подтверждает мои слова.
Взаимодействие с экстрасенсами
Даже сейчас бывает часто, когда я подхожу и потом отхожу от экстрасенсов, многие удивляются и спрашивают: «А ты что уже повесил мне микрофон?» Они этого не замечают.
Чудеса на съёмочной площадке
Секрет долголетия проекта
Сейчас у нас работает 5-6 редакторов, которые устраивают безумные мозговые штурмы, чтобы придумать испытание. Вторая сложность – состыковать героя, локацию, группу, операторов, всю службу в одном и том же месте. Редакторы часто сидят до утра. На первом этапе отбора героев программы – это тысячи человек по регионам, потом приходим к 300 человек. После этого отбирается 30, а в проект попадают лишь 13 экстрасенсов.
Изначально этот проект был британский, но за рубежом прошло несколько сезонов и его закрыли, а у нас такая ментальность – люди всегда хотят знать, что у них будет завтра. Интерес к собственной личности как к таковой никогда не иссякает. Появились новые экстрасенсы, у нас бывает, что и дети участвуют в проекте. За 7 лет сменилось поколение телезрителей, которые смотрели первый сезон. Получается, что этот процесс бесконечен. Познать себя или познать что-то для себя – это будет интересно всегда.
Справка Александр Кузьмин Окончил МАТИ. Работал над проектом «6 кадров» (СТС), а также параллельно был задействован на съёмках 5 полнометражных картин, наиболее известная из которых – фильм Алексея Кирющенко «Приключения солдата Ивана Чонкина». |