Фильм открытия
«Все эти бессонные ночи» (Михаил Марчак; Польша-Великобритания, 2016)
Открывается Beat Film Festival в этом году впечатляющим и романтичным экспериментом на стыке игрового кино и документального. Авторы экранизируют обыденную историю, в точности сохраняя имена героев, диалоги и места действия. Двое закадычных друзей из Варшавы весело проводят время вместе до тех пор, пока один не влюбляется в бывшую девушку другого. Премьера ленты состоялась в прошлом году на фестивале «Сандэнс», где ее отметили премией за режиссуру, а автора окрестили ни много ни мало новым Терренсом Маликом.
Программа «Место действия»
«Гражданин Джейн: Битва за Нью-Йорк» (Мэтт Тирнауэр; США, 2016)
Картина все более и более актуальная для москвичей. В центре сюжета — конфликт журналистки и теоретика городского планирования Джейн Джекобс c жадными девелоперами и властями. В 1950-60 годах Джекобс выступала с резкой критикой градостроительной политики Нью-Йорка, убедив общественность, что город буквально стоит на пороге уничтожения. Реновация Герлема, борьба с уличной торговлей — нашему зрителю все это должно живо напомнить о ликвидации киосков и сносе «пятиэтажек».
Программа «Художник за кадром»
«Манифесто» (Джулиан Роузфельдт; Австралия-Германия, 2015)
Фильм-инсталляция и актерский подвиг Кейт Бланшетт. Актриса появляется на экране в тринадцати ролях, выступая с монологами-манифестами выдающихся деятелей культуры. Среди образов: балерина, школьная учительница, панк и даже бомж. Изначально работа современного немецкого мультимедиа-художника Джулиан Роузфельдт представляла собой 130-минутный арт-проект, предназначенный для демонстрации в крупнейших музеях мира, но в этом году она получила полуторачасовую прокатную версию. Ранее лента с успехом прошла по ряду фестивалей, в том числе «Сандэнс».
«Сомнилоги» («Разговоры во сне») (Верена Паравель, Люсьен Кастен-Тейлор; Франция, 2017)
Возможно, идеальное воплощение направления сюрреализма в кино. Французские авангардисты Люсьен Кастен-Тейлор и Верена Паравель (вы, возможно, помните их «Левиафан», документальный хоррор о рыбной ловле) посмотрели на исследование снов под необычным углом. Авторы пытаются создать видеоряд к знаменитым записям шокирующих разговоров во сне американского музыканта Диона МакГрегора. В бессознательном состоянии разум этого человека рождал столь изощренные фантазии и сюжеты, что Сальвадор Дали и Рене Магритт могут курить в сторонке. Судя по отзывам, кино довольно пугающее.
«День независимости» (Мортен Тровик, Угис Ольте; Латвия-Норвегия-Словения, 2016)
Кино о самой закрытой и загадочной стране мира Северной Корее — это всегда интересно. Полгода назад завесу тайны над государством приоткрыл Виталий Манский с полузапрещенным «В лучах солнца», а теперь у зрителей есть возможность взглянуть на КНДР глазами европейцев. Картина показывает уникальное событие — первый в истории концерт западной рок-группы в Пхеньяне, прошедший в 2015 году. Словенские ветераны индастриала Laibach исполняют композиции из мюзикла «Звуки музыки», корейские чиновники борются с недоверием к влиянию тлетворного Запада, а зрители не понимают, как реагировать на происходящее. В общем, зрелище странное, но достойное восхищения.
Программа «Ночные животные»
«Я — Гагарин» (Ольга Дарфи; Россия, 2017)
Кино о, возможно, последнем эпохальном событии в культурной жизни Советского Союза. За неделю до роспуска государства в декабре 1991 года в Москве прошел первый рейв. Ему предшествовала увлекательная история становления отечественной танцевальной сцены. Чтобы восстановить ее, режиссер картины Ольга Дарфи встретилась с ключевыми фигурами движения и посетила культовые места.
Программа «Музыка»
«Оставаться живым. Руководство» (Эрик Лисхаут; Нидерланды, 2016)
Жизнеутверждающее кино для тех, кто переживает депрессию и любые другие формы страдания. Причем поддерживать вас берутся не кто-нибудь, а Игги Поп и Мишель Уэльбек. На протяжении фильма музыкант читает знаменитое эссе писателя «Оставаться живым. Руководство», в котором с лиризмом и долей самоиронии выражена верная мысль: «Мертвый поэт не может писать. Отсюда необходимость оставаться живым».
«Снято! Духовная мантра Мика Рока» (Барнаби Клэй; США-Великобритания-Франция, 2016)
Вы можете не знать имя фотографа Мика Рока, но с его работами вы наверняка сталкивались .Он снимал всех легенд рок-музыки 60-80-х годов: от Игги Попа и Дэвида Боуи до The Velvet Underground и Blondie, от Queen и Pink Floyd до Sex Pistols и Mötley Crüe. Секрет его успеха, судя по всему, крылся во врожденном бунтарстве и склонности к эксцентрике, которые и воспеваются в этом фильме-портрете.
Специальные события
In the Robot Skies (Лиам Янг; Великобритания, 2016)
Современное кино трудно представить без использования беспилотников. Данная картина — вновь нечто на стыке игрового и документального кино, но только снятое полностью с применением предпрограммированных дронов, позволяющих расширить наш взгляд на привычные вещи. Авторы называют свою ленту любовной историей, разворачивающейся в неблагополучном районе Лондона, и одновременно историей развития технологии беспилотников. Особую атмосферу картины подчеркивает мрачная электронная музыка Forest Swords, идеальный саундтрек окраин крупного мегаполиса.
Фильм закрытия
«Последние пять лет Дэвида Боуи» (Френсис Уэйтли; Великобритания, 2017)
Безусловно, одна из главных потерь прошлого года — Дэвид Боуи. Однако, как выясняется, уход артиста был тщательно спланирован (иначе Боуи не был бы Боуи). В последние несколько лет жизни музыкант не только развернул бурную полусекретную деятельность, — от записи альбомов и съемки клипов до театральных постановок и выставок, — но и фиксировал свои шаги на камеру. Основной мотив фильма — Боуи ведет диалог со своей болезнью и шире — самой смертью. Как показывает кино, в каком-то смысле Боуи удалось ее даже переиграть. В общем, более чем достойная картина для закрытия фестиваля.