— Однажды на нашу компанию вышла студия 20th Century Fox и предложила партнерство в области распространения уникального контента. К этому времени она уже успела построить у себя целую лабораторию по созданию VR-видео: в Голливуде это целая империя, куда входят как бренды, так и мейджоры (Paramount, Sony, Disney, Fox и так далее) со своими производственно-прокатными мощностями. И первым блокбастером, над которым они начали работать, стал мини-фильм для «Чужого». А так как он выходит по всему миру, то мы помогаем «Фокс» в его продвижении в России.
Дмитрий Ли, основатель VRGeek о VR-фильме «Чужой: В утробе» / Фото: Виктор Вытольский
— Но мне известно, что первым вашим VR-роликом было промо к «Времени первых»…
— Когда мы говорим, что первым в мире VR-промо стал клип к «Чужому», мы имеем в виду, что до него ни одна студия мирового уровня никогда не делала подобного worldwide-релиза. Есть «Время первых», есть «Хардкор», но видео с полноценной поддержкой VR по всей планете еще не выходило. Созданием VR и 360-градусного видео занимается много студий, но «Фокс» и его «Чужой: Завет» — это первый случай с глобальной поддержкой.
— При этом в ролике досконально точно передается эпизод из фильма «Чужой: Завет», но от «лица» неоморфа, только выбравшегося из кокона. Это я к тому, что POV сейчас много кто занимается.
— Одним из первых случаев, насколько мне известно, был фильм Doom, в котором присутствовала полноценная сцена от первого лица.
— Мне показалось, что VR-ролик для «Чужого» похож на видеоигры от первого лица. В чем разница?
— В видео всегда зафиксирована точка обзора, ты можешь смотреть по сторонам. Это действие относительно камеры. Игры — это полноценное измерение в 3D. Еще с детства, когда мы смотрели «Газонокосильщика» и «Джонни Мнемоника», мы верили, что вся наша жизнь будет оцифрована. Виртуальная реальность — это гигантский шаг в этом направлении, потому что это первый случай взаимодействия человека и информации. Ты получил возможность находиться внутри контента «всем телом». Благодаря датчику объема Oculus ты можешь существовать в пространстве, наклонять голову, поворачиваться. Если разрешение загадки находится сбоку от тебя, то можешь повернуться и посмотреть. Это как в жизни.
Дмитрий Ли, основатель VRGeek о VR-фильме «Чужой: В утробе» / Фото: Виктор Вытольский
— Чем отличаются характеристики 360-градусного ролика, уже выложенного на YouTube, от VR-фильма?
— Здесь все зависит от количества пикселей на зрачок. Чем выше разрешающая способность, тем четче мозг воспринимает информацию. Сейчас все VR-шлемы с разрешением 2K. Уже в разработке устройства с 4K. Популярные технологии Oculus и HTC Vive дают максимально качественную картинку. Возможности шлемов, которые используют телефон, очень ограничены. Ролик на YouTube значительно хуже по картинке, чем скачанный файл, который затем воспроизводится на Oculus и Vive. Это примерно как сравнивать кино с обзором 360º и кино в разрешении 4K. Сюжет одинаковый, но качество картинки разное.
— Сколько весит VR-файл?
— VR-ролик «Чужого», хронометраж которого составляет примерно 3 минуты, для Oculus, если я не ошибаюсь, весит 700 Мб. Но любой VR-ролик будет весить больше, потому что это, по сути, два изображения: для левого и правого глаза.
— Вы показываете сейчас этот ролик всем желающим бесплатно? Сколько людей в день приходит к вам его посмотреть и насколько это легально?
— Примерно 70 человек в неделю приходят к нам его посмотреть. Но мы еще предоставляем возможность скачать этот фильм через наш сайт для тех, у кого есть шлемы, и для тех, кто живет не в Москве. Это не пиратское скачивание, это абсолютно легально.
Дмитрий Ли, основатель VRGeek о VR-фильме «Чужой: В утробе» / Фото: Виктор Вытольский
— Тебе не кажется, что с промо «Чужого: Завет» прокатчики слегка перестарались? Даже больше: они выложили в Сеть отрывки, которых даже нет в финальной версии фильма. Я где-то читал мнение, что люди уже не хотят идти в кино, потому что «и так уже все видели». Это мне напоминает историю с «Терминатором 5», когда в трейлерах уже рассказали главную интригу.
— Я ходил на «Терминатора», не для того, чтобы посмотреть на интригу. Для меня это был абсолютно попкорновый фильм. В «Завете» главную тайну в трейлерах не раскрывают. Мнение диванных кинокритиков в данном случае мне неважно. Это мне напоминает историю с ледяным человеком, который растаял: есть лужа воды, ты понимаешь, что это была ледышка, но ты не знаешь, какой формы она была.
— Почему в ролике я как зритель стою на месте? Я брал интервью у ребят, занимавшихся клипом Therr Maitz “My Love Is Like”. Они сделали 360-камеру из нескольких GoPro, и она у них двигалась.
— Серьезные мейджоры используют для таких роликов оборудование гораздо лучше, чем GoPro, в том числе и на постпродакшне. В России есть две компании, которые занимаются стримингом на 360º. Одна из них, Prosense, делала стриминг Континентальной хоккейной лиги, шоу «Голос» и так далее. Выезжая на такие мероприятия, они провозят полторы тонны оборудования!
Кадр из VR-фильма «Чужой: В утробе»
Есть компания ReMagic. Они делают не менее прикольные штуки для шоу-бизнеса, снимают концерты. Так вот, у них немного другой принцип стриминга. У них нет постпродакшна «на лету», как у Prosense, они делают видео попроще, но зато с 4K-изображением.
Для неискушенного зрителя перемена в качестве не будет столь очевидной. И то и другое — это магия погружения в новое пространство.
— А что ты можешь сказать про будущее этих технологий?
— Не знаю. Вспомни времена, когда только появился первый iPhone, это была фантастика. Сегодня отними у 15-летнего подростка телефон — он прострелит себе ногу (смеется). Я считаю, что технологии, меняющие мир, — это фундаментальные технологии. Например, дополненная реальность.
Дмитрий Ли, основатель VRGeek о VR-фильме «Чужой: В утробе» / Фото: Виктор Вытольский
— Кстати, о дополненной реальности. Это только покемоны?
— В профессиональном сообществе упоминание покемонов — это ересь. В 2016 году про них не говорили только немые. Если серьезно, то бытует мнение, что через 15 лет дополненная реальность будет более востребована, чем виртуальная. Сейчас гаджеты, другие камеры, шлемы для новой реальности — это не совсем понятная штука.
Я долгое время задавался вопросом, почему умные люди всерьез говорят про дополненную реальность. И только недавно понял. Все очень просто. Виртуальная реальность — это когда у тебя нет взаимосвязи с тем, что «здесь и сейчас». Дополненная реальность — это расширение твоего реального мира, наслоение. Пример — технология Google Glass, которую никто воспринял всерьез. Она оказалась никому не нужна. Дополненная реальность — это новые шлемы, которые ты не захочешь снимать.
Дмитрий Ли, основатель VRGeek о VR-фильме «Чужой: В утробе» / Фото: Виктор Вытольский
— То есть ты представляешь себе, что будущем все будут ходить в шлемах?
— Двадцать лет назад ты не представлял, что люди будут ездить на колесах. Двадцать лет назад люди, которые разговаривали по телефону через гарнитуры, воспринимались как городские сумасшедшие. Это сейчас мы с тобой думаем, что ходить в шлемах – это дикость. Технологии развиваются сумасшедшими темпами. Как я расскажу своему сыну, что я играл в Diablo? Понятия не имею. Но нет сомнений, что виртуальная реальность, дополненная реальность, интернет — все это будущее.
Все участники создания виртуальной реальности в 2017 году ожидают несколько ключевых новостей, из которых главной, наверное, станет удешевление оборудования, что приведет к росту популярности VR. Как только оно станет дешевым, это сразу оживит все направления: видео, интернет, игры, компьютеры, обучение, образование… Сейчас это все B2B, а в случае роста популярности станет B2C. Мне это напоминает то, как в 2007-2008 годах владельцы iPhone’ов понимали, что за ними будущее. То же самое сейчас: попробовав VR, вы уже не будете сомневаться, что эта технология изменит мир.