Как все совпало: символическое название, символическая дата премьеры, символический сюжет
— У «Хэппи-энда» невольно получился очень символический бэкграунд. Это и название, которое попало аккурат в сегодняшнюю повестку дня…
— У нас было несколько его вариантов. Когда еще Костей Чармадовым придумывался сценарий, он долгое время назывался просто «Сенафон». Ты же видел фильм?
Трейлер фильма «Хэппи-энд» (2020)
— Разумеется.
— Вот, и тем, кто смотрел фильм, название «Сенафон» очень понятно (главного героя, на самом деле, зовут Ксенофонт, но жители Таиланда, где происходит основное действие, выговаривают его имя как «Сенафон», — прим. tvkinoradio.ru). Но оставлять такое название для широкого проката не очень правильно, хотя можно было бы провести параллель с «Мимино», но это название фильма Георгия Данелия стало уже культовым, и никому не надо объяснять, почему «Мимино», кто это такой и так далее.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Ресурсов нашей промокампании не хватило бы, чтобы приучить людей к новому слову. Для этого нужны десятки миллионов рублей и другая обстановка. Поэтому нам показалось, что на постере должен присутствовать яркий запоминающийся посыл, и наш прокатчик посоветовал нам название «Хэппи-энд».
Случилась эпидемия во всем мире. И выживет сильнейший. Самый гибкий, самый хитрый, ловкий, мудрый.
Мы походили-походили, подумали, и вдруг случилась эта ерунда с болезнью. Нам показалось, что «Хэппи-энд» — это прямо в точку. Особенно сейчас, когда пандемия идет на спад. Мы очень обрадовались тому, что болезнь отступает и название фильма очень подходит моменту.
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Но ты знаешь, мы выслушали много критики, потому что зрители привыкают к имени Сенафон и уже не могут не отождествлять главного героя, которого сыграл Михаил Гомиашвили, с другим именем.
— Тут же еще один символ появляется. Ксенофонт оказывается в некой изоляции: тайцы его не понимают, он их не понимает, один среди чужих людей, не помнит, как он сюда попал.
— Тебя послушаешь, и можно подумать, что мы все подгоняли под пандемию. Тут же еще министр культуры [Ольга Любимова] сказала: как же это здорово, что у нас выходят радостные добрые фильмы. Как будто можно под это дело подсунуть кино, отвечающее таким требованиям.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
И я терпеливо всем объясняю, что сценарий был написан в 2005 году, деньги на производство были получены в 2015 году, фильм был снят в 2018, но всем все равно кажется, что если бы не этот коварный вирус, кино не было бы снято (смеется). Просто все так совпало.
— А как же символическая дата премьеры 1 августа, суббота, открытие широкого российского кинопроката? Это красиво, но так же в нашей индустрии не делается. Тебя это не смущало?
— Тут очень просто все. Все каноны, правила, которые существовали до сегодняшнего дня, нужно забыть. Это все равно что кто-то скажет: «А я вот привык ездить в магазин такой-то, там полочка стоит справа, на ней лежат сосиски, которые я привык жарить на мангале…» Все! Забудь про свои сосиски! (смеется) Ты будешь голодным, но тебе придется как-то приспосабливаться. Человек — не самый быстрый и шустрый организм на Земле, но он выживает.
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Смущения никакого нет. Есть ситуация: мы хотели быть первыми, и мы первыми открыли киносезон. А что будет дальше — посмотрим. Это очень борзая позиция, но мне было важно заявить о себе как об активном игроке рынка. Разбогатеть нам с нашим фильмом не получится. Если такая ситуация будет продолжаться год или два, и что же, нам в прокат не выходить?
Счастливый конец для индустрии или начало для сильнейших?
— Вот ты меня сам подвел к, наверное, главному вопросу. Я думал все эти четыре-пять месяцев о том, что хана не только фильму, но и всему рынку в целом? А ты? У меня друг работает в кинопроизводстве, он чуть ли не инсульт перенес из-за остановки конвейера!
— Ужасно, конечно, что ты рассказываешь. Но смотри, фильму не может быть хана, потому что он (смеется) снят. Я его довел до конца. Он случился, состоялся, его видели на нескольких фестивалях. Не на самых больших, но все равно на дорогих нашему сердцу.
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Картина есть — это первое. Но тем фильмам, которые я планировал снимать в этом году, может и хана. Выплывем — не выплывем, посмотрим.
Что касается индустрии, то тут происходит жесткий отбор. Случилась эпидемия во всем мире. Можно сказать, война. И выживет сильнейший. Самый гибкий, самый хитрый, ловкий, мудрый. Наверное, будет передел сфер влияния. Я могу сказать, что я вышел в этот период во всеоружии, сдаваться не собираюсь. Нашел новых партнеров, у меня есть новые начинания, о которых я пока не могу рассказывать.
Помнишь, доллар стоил 30 рублей? Хорошо нам жилось? Конечно. Потом рубль крякнулся, доллар стал стоить 70-80. Стало сложнее? Стало. Рынок перекроился, кто-то обанкротился, но кто-то и научился зарабатывать в валюте.
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Если говорить только про кинорынок, то сейчас все точно так же. Просто выпустить какой-то обыкновенный фильм в прокат, особенно если его снял дебютант, будет невозможно. Будет просто не протолкнуться, это борьба за каждый уик-енд, за качество, за уровень. Либо ты делаешь какой-нибудь топовый проект, либо тебя нет. К этому надо быть готовым.
Зато это может породить какие-то новые вещи, родиться запрос на недорогие артхаусные проекты, появиться еще больше онлайн-платформ. Я не знаю, но мы будем крутиться.
Сегодня будет невозможно просто выпустить какой-то обыкновенный фильм в прокат, особенно если его снял дебютант. Нужно или делать какой-нибудь топовый проект, или тебя нет. К этому надо быть готовым.
— Кстати, о платформах. Во время всего этого ужаса у тебя не было искушения отдать «Хэппи-энд» в интернет? У тебя же не зря на постере стоит логотип STARTa?
— Это были не искушения, а предложения. У меня ни разу чаша весов в сторону онлайн-платформ не перевешивалась. Мне проще общаться с прокатчиками, чем с платформами. А START, да, мне очень нравятся многие их проекты и люди, которые там работают. Они одни из лучших дистрибьюторов отечественного и иностранного контента.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
— Были ли у тебя за эти несколько месяцев простоя и постоянного переноса премьеры фильма, моменты, когда у тебя опускались руки?
— Нет, я не такой человек. Меня трудно вывести из себя глобальными проблемами. Мелочи — другое дело. Бывает так, что выбешивают поступки людей, а пандемия… Ну есть пандемия, но ведь пройдет же она когда-нибудь. Вот упадет на нашу планету какой-нибудь астероид, и все накроется к чертям. И что из-за этого переживать? У меня двое детей, жена и друзья — вот моя главная радость, с этим вообще ничего не страшно.
Съемки в Таиланде: логистика, язык, использование тайского гимна и соленая вода
— Давай вернемся к фильму. За эти четыре месяца вынужденных каникул ты не хотел, пока есть свободное время, что-то улучшить, доснять, перемонтировать?
— У нас монтажный период продолжался очень долго, мы монтировали до середины прошлого года. И у нас вызывала сомнения одна сцена, последняя: оставлять танец девчонок с файр-шоу полностью или сократить? И мы решили оставить, потому что девочки долго готовились, ставили танец. Раз уж они весь фильм об этом говорят, то в конце мы должны увидеть, что же они там готовили. Это был наш единственный вопрос.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Так что по монтажу мы уже ничего не трогали. Были какие-то мелкие правки, например, озвучка тайских актеров. Синхронный перевод женским голосом мы оставили напоследок. Тайский текст был более плоским, чем русский. Например, там герой говорит: «А это кафе моего друга». А мы перевели: «Пойдем, я покажу тебе шикарный тайский ресторан». Вот эти мелкие вещи, штришочки, очистка прав, титры — это все мы делали в последний момент.
— Кстати, про очистку прав. Расскажи историю про таиландский гимн для тех, кто не знает.
— (смеется) Ну да, это забавный был случай. Никогда не знаешь, что, где, откуда вылезет. У нас в фильме есть коротенький, аккуратненький, но важный для понимания обычаев этой страны, эпизод с тайским гимном. Заключается он в том, что вечером в кафе включается гимн Таиланда, все встают и смотрят на портрет короля (или на флаг, в зависимости от того, что там висит). Очень важный штрих.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Мы на съемках взяли какой-то гимн, просто чтобы он был и звучал. Потом уже наш юрист, когда мы начали очищать музыку, специально выбрал трек, на котором было написано что-то вроде: «Открытая лицензия, исполнитель такой-то, можно использовать и так далее». И юрист сказал, что нужно ставить именно эту версию, мы ее взяли и пошли к прокатчику Sony.
Обычно небольшие прокатные компании дают двустороннюю бумажку на подпись — и готово. Но Sony (Sony Pictures Productions and Releasing, SPPR) — один из тех прокатчиков, которые на подпись приносят кипу документов, со всеми платежками, договорами, соглашениями, все песни подписаны, все авторы и исполнителями указаны. Это работа, которая ведется от трех месяцев до полугода.
И буквально в последние дни юристы Sony спрашивают: «А где документы по гимну Таиланда?» Мы говорим: «Так ведь открытая лицензия». Нам говорят, что по гимну-то лицензия открытая, а по исполнителю — а исполнителем оказался оркестр US Navy — неоткрытая. На территории США, как оказалось, эту запись можно использовать безвозмездно, а за границей — не факт.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Наш юрист не сдался, пошел искать документ, откопал где-то Римскую конвенцию 1961, кажется, года, в которую американцы не вступили, и таким образом — формально! — мы можем использовать конкретно эту музыку где угодно. Но юрист прокатчика тоже был не прост, нашел документы 1994, 1995 года, еще какие-то постановления об исполнителе…
На море очень опасно снимать. Камера может морской солью «надышаться» и в какой-то момент сломаться.
— Это, кажется, смежные права называется?
— Да, как-то так. И если мы их не согласуем, то проблемы будут не у нас, а у американского Sony. На секундочку US Navy — это не просто оркестр, а оркестр Военно-морского флота США, и если мы что-то не так сделаем, то это станет международным конфликтом.
Мы, конечно, жутко расстроились, начали думать, что делать, куда кому писать, хотели даже в Минобороны РФ обратиться. В результате, мы дозвонились до Управления US Navy, где нам сказали: «Ребята, да пожалуйста, пользуйтесь нашими записями где хотите и как хотите. Мы вам пришлем бумагу с печатью. И удачи вашему фильму».
Таки образом, я считаю, что «Хэппи-энд» — первый российский фильм в истории, которому пожелал удачи Военно-морской флот США. (смеется)
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
— Расскажи о логистике. Как собрать съемочную группу для экспедиции в Таиланд, что вы везли из России, а что там брали в аренду?
— Ключевая аппаратура была взята отсюда. У нас был дружественный рентал, который позволил взять две ARRI Alex Mini в Таиланд, но платить, как за одну.
— Почему две?
— Одна — резервная. На море очень опасно снимать. Камера может морской солью «надышаться» и в какой-то момент сломаться. В конечном итоге так и получилось, но нас спасла вторая камера.
В нашем фильме много юмора, иронии, причем некоторые шутки не считываются с первого просмотра.
Потом, естественно, все с собой везли гримеры, какие-то костюмы заранее шились здесь. Все остальное мы брали в Таиланде, потому что там все есть. Тайская киноиндустрия — очень развита, она налажена в основном для гостей: американцев, англичан, немцев. Они сами очень много снимают, примерно 700 фильмов в год. 350 из них — это копродукция или просто съемки для других стран. Мы познакомились с одним продюсером, который снимал там «Механик: Воскрещение» (2016) с Джейсоном Стейтемом, простой нормальный человек, который доказал нам, что там все есть, приезжайте и работайте.
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
— Еще зимой, до пандемии, ты рассказывал мне про «Хэппи-энд», как про легкую светлую комедию. Но в итоге я увидел абсолютно летний хит, который ближе к концу становился чуть ли не притчей. Так что же это такое в жанровом отношении?
— Это серьезный вопрос, на который мы всегда ищем ответ. Есть фильмы, жанр которых трудно определить. «Романтическая комедия» — это забавное кино о любви, «лирическая комедия» — это такая не очень смешная комедия. Например, Данелия написал, что «Мимино» — просто комедия. С одной стороны, это смешной фильм, а с другой — заставляет задуматься о чем-то большем. Я придерживаюсь того же мнения. В нашем фильме много юмора, иронии, причем некоторые шутки не считываются с первого просмотра. Я только спустя полгода понял до конца в чем юмор тех или иных моментов. Поэтому мы тоже позиционируем «Хэппи-энд» как просто комедию.
Хотя на премьере Алиса Гребенщикова последней вышла из зала, со слезами на глазах. Но это все бонусные переживания. В нашей истории много любви, грусти, боли — это все есть.
Обложка: продюсер Василий Соловьев / Sony Pictures