О линейном телевещании
Несколько лет назад, прежде чем начать писать свою четвертую книгу «Outside the Box» (2016), я проводил исследования, которые показали, что рейтинги линейного телевидения падают из-за перехода зрителей на онлайн-платформы. Этих интернет-площадок становилось все больше.
Я тогда предвосхитил, что в ближайшее время Netflix всех сделает и интернет-вещание превысит по объемам линейное телевидение. Практически все мне говорили, что я сумасшедший, что такое если и произойдет, то не раньше, чем через 20-30 лет.
А теперь посмотрите, что сейчас происходит, как быстро развиваются технологии. Назад дороги нет, двигаемся только вперед.
О зрительском выборе
Никаких советов в ремесле сценариста нет и не может быть. Если вы пишете драму, то единственное правило в этом случае — вам самим должен нравиться материал и его герои. Если вы пишете комедию, то здесь главный закон — это должно быть смешно.
Кадр из сериала «Парки и зоны отдыха» / Фото: Hulu
Сейчас рынок переполнен самыми разными сериалами, у зрителя огромный выбор. Если вы хотите посмотреть комедию, вы ищете любое название, любой постер, любой трейлер, которые вам могут понравиться, и вы уже на уровне краткого знакомства можете догадаться, будет ли это смешно.
Если вы повелись на тизер, который обманул ваши ожидания, вы понимаете, что это не так смешно, как вы думали, вы выключаете этот сериал и включаете другой. Это как в библиотеке или в книжном магазине. Зритель доверяет себе, своему сердцу, а не конкретному сценаристу.
О пилотах
Не каждый пилот интересен с самого начала и раскрывает все тайны сериала. Как правило, пилот — это как самостоятельный фильм. У него есть начало, середина и открытый финал. От того, насколько это интересная идея, от необычных героев и насколько интригующий вы оставили финал, зависит, будет ли зритель смотреть вторую, третью и так далее серии.
Помните, что в сериальном производстве всегда есть три пилота. Первый пилот пишет автор. Второй — вы снимаете. Третий — выходит в эфир. Чаще всего это три совершенно разных фильма, которые двигаются, развиваются и живут своими жизнями.
О вкусняшках
Каждый успешный сериал должен быть провокативным и создающим шумиху вокруг себя, которая станет потом предметом обсуждения в социальных сетях. Если сухое дерево падает в лесу, никто не слышит этого. Если выходит сухой сериал, никто его не заметит. Все должны знать о вашем сериале, он должен быть наполненный жизнью. Или, как я это называю, «вкусными местами».
У «Во все тяжкие», например, вкусняшка — хороший парень, скромный никому не нужный учитель химии становится наркобароном. Когда мы смотрим этот сериал в первый раз, нас это шокирует. Всегда необходимо находить эту двойственность положения.
Трейлер сериала «Во все тяжкие»
Каждый персонаж — независимо, главный это герой или второстепенный — должен быть неоднозначным, и это нужно сделать понятным с первых секунд его появления на экране, эта тональность должна захватывать зрителя.
Для меня в «Карточном домике» вкусным местом стал взгляд Фрэнка Андервуда прямо на меня, то есть слом «четвертой стены», когда я меньше всего этого ожидал. В «Отчаянных домохозяйках» — сцены, когда все эти героини собираются вместе и продумывают план действий.
Трейлер сериала «Карточный домик»
Как придумать интересного героя
Не забывайте, что многослойность персонажа — это наше все. Когда вы разрабатываете героя, подумайте, какой у него любимый вкус мороженого, что он боится потерять больше всего и что он хочет найти.
Чтобы понять его страхи, поставьте себя на место героя и почувствуйте радость, свет и удовольствие. Так работают грустные сцены, если вы будете сначала представлять персонажа счастливым маленьким ребенком, а потом несчастным. Так и надо прописывать персонаж — на противоположностях.
Никогда не показывайте все грани вашего героя, пусть зрители подумают. Помните, в «Охотнике за разумом» следователь начинает кормить кота? Почему она это делает? Ответа сценаристы не дают, но нас захватывает эта сцена, мы хотим узнать больше. Если бы мы знали миссию Дейнерис Таргариен с первой же серии, была ли она нам интересна? В «Ходячих мертвецах» у всех одна цель — выжить, но в каждой серии у каждого из них есть своя микромиссия.
Я писал недавно статью для журнала Американской гильдии авторов, где исследовал знаменитую серию «Муха» из «Во все тяжкие». Отличный пример микро- и макромиссии. Какая у героев макромиссия? Приготовить самый лучший и чистый мет во всей Америке. Какая микромиссия в этой серии? Муха может нарушить стерильность лаборатории, а, значит, ее нужно убить. И вся серия строится на этой микромиссии. Зритель недоумевает: сдалась им эта муха, — но постепенно начинает понимать, что это лишь повод для еще большего раскрытия персонажей.
Сцена из сериала «Во все тяжкие»
Все сюжеты строятся на вопросе: зачем нам эта история? Все хорошие сериалы интересны именно этим: зритель постепенно понимает, почему ему рассказывают эту историю, и он хочет проникнуть в нее, чтобы узнать больше нового из каждой серии. Если этого не происходит, то зритель теряет интерес к сериалу.
Как задержать и удержать внимание зрителя
Почему сериалы бывают неинтересными? Чаще всего, это происходит потому, что персонажи неинтересные, нам не любопытно смотреть за их развитием. Другой вариант — слишком медленное и скучное развитие сюжета. Иногда нам кажется, что сюжет глуп. Интерес к сериалу растет, когда авторы нам не сразу раскрывают сюжетные детали и чем их больше, тем больше нас захватывает шоу.
Существуют три вопроса, ответив на которые, вы почти гарантировано сможете удержать зрительское внимание.
- Как персонаж видит других?
- Как другие видят главного героя?
- Как персонаж видит себя?
- Как зритель считывает эти три вопроса для себя?
Все эти четыре точки зрения должны происходить в конкретный момент действия сценария. Здесь и сейчас, сцена за сценой, шаг за шагом. Сценаристы называют это «грацией души». Если этого не происходит, вам нужно вернуться еще раз к началу сцены и пересмотреть ее с этих четырех точек зрения.
О создании антагониста
Прежде чем писать антагониста, подумайте о слабостях протагониста. В чем его ахиллесова пята, где криптонит для Супермена? Антагонист будет бить именно туда. И помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи. В «Когда Гарри встретил Салли» (1989) Салли — антагонист для Гарри, но она не злодей. Слабость Гарри в том, что он боится сближения.
Трейлер фильма «Когда Гарри встретил Салли» (1989)
Очень часто протагонист очень хочет того же, что и антагонист. Просто он хочет этого по-другому или пытается достичь этого другими способами.
Об изменении в сценарии во время производства
Когда вы смотрите сериал как начинающие авторы, вы должны всегда отмечать для себя те серии, которые запоминаются лучше всего. Как правило, это будут эпизоды, в которых будут находиться эти вкусные места, когда герои нарушают стандарты и показывают себя с неожиданной стороны, начинают играть новыми красками.
Возьмем «Хорошую жену», это с самого начала должен был быть обычным процедуралом, с сюжетом, происходящим в маленьком городке, судебным шоу, где в каждой серии рассматривается новое дело. Но когда создатели этого сериала прочитали отзывы в соцсетях, они обнаружили, что зрителям больше всего нравится поведение адвокатов. И тогда они подумали: «А почему бы нам не взять и не перевернуть все с ног на голову, и сделать акцент не на юридической линии, а на любовной, семейной?»
Трейлер сериала «Хорошая жена»
Такое часто происходит во время производства. Например, Джесси Пинкмена, по замыслу шоураннеров, должны были убить где-то в середине первого сезона, однако та сложность характера, которой Джесси наградили сценаристы, позволила ему дойти до конца.
Или в «Родине» отношения между героями, которых сыграли Клэйр Дейнс и Демиэн Льюис, должны были оставаться неизменными довольно долго, и то, что произошло между ними, должно было состояться гораздо позже, чем это случилось в итоге.
Трейлер сериала «Родина»
Изначально в первом сезоне «Очень странных дел» движущей силой должна была стать дружба между четырьмя детьми, а во втором сезоне история происходила бы спустя 10 лет. Но уже во время первого сезона все влюбились в этих четверых друзей и Одиннадцатую, и все быстро-быстро заторопились переписывать концепцию второго сезона, чтобы запустить его еще во время производства первого: все боялись, что дети-актеры вырастут и потеряют свой шарм.
Трейлер сериала «Очень странные дела»
Любимые сериалы Нила Ландау
Очень большой выбор. Мне нравится шоу «Небезопасно» (в оригинале: «Insecure»), «Убивая Еву» и «Игра престолов», разумеется. «Охотник за разумом» — великий сериал. «Озарк», «Лучше звоните Солу» мне очень нравится. «Удивительная миссис Мейзел» — блестящая работа. «Убийство Джанни Версаче: Американская история преступлений». Все, где играет Бенедикт Камбербетч. Очень нравится первый сезон «Мистера Робота».
Трейлер сериала «Insecure»
Я видел шестой сезон «Карточного домика» с Робин Райт в роли президента, но мне не кажется, что смерть Фрэнка Андервуда испортила общее впечатление. Скорее, эта смерть похоронила Кевина Спейси. Не думаю, что он вернется. Жалко ли мне Кевина? Всегда жалко, когда хорошие актеры хоронят свою карьеру, но тут ничего не поделаешь. Тем более что мы не знаем, как все было, где доказательства. Но Спейси — не первый и не последний великий актер, которого задела волна дел, связанных с харрасментом. Это жизнь, что делать?
Почему мы любим сериалы?
Кино — это совместное переживание, домашнее смотрение — это частное. Мы смотрим сериалы, чтобы узнать, как персонаж выкарабкается из ситуации, в которой мы тоже могли бы оказаться. Мы приходим домой, у нас масса проблем, включаем телевизор и видим, что у героев ситуация еще хуже, чем у нас. Поэтому сейчас происходит бум сериалов. Как сказал Фрэнк Дарабонт о своем проекте «Ходячие мертвецы»: «Это сериал про крутых чуваков, которые делают всякую крутую фигню».
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Нил Ландау Сценарист. Среди фильмов, над которыми он работал: «Не говори маме, что няня умерла» (1991), теле-сериал «Мелроуз-Плейс» (1997), теле-сериал «Великолепная семерка» (1998), «Лунный флаг» (2015) и другие. Однако он наиболее известен по преподавательской деятельности в Школе кинематографических искусств и телевидения Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (UCLA) и Университете кинематографических искусств (USC). Автор нескольких книг и учебников по сценарному мастерству. |
Обложка: Нил Ландау / theneillandau.com