ВГИК
Фото: ВГИК
О ВГИКе, как о главной кузнице кинокадров, известно не только на просторах бывшего СССР, но и во всем мире. Однако в последние десять лет его все больше теснят новые российские киношколы. ВГИК ругают за бюрократию и косность, за вечное подражание Тарковскому. Призы на кинофестивалях все чаще достаются другим киношколам.
Высока и цена обучения: кому не посчастливилось поступить на бюджет, придется отдать за пятилетний курс сумму, близкую к 2 млн рублей.
Но непререкаемые преимущества ВГИКа — это сильнейший кинооператорский факультет, комплексное и фундаментальное пятилетнее образование, легендарные преподаватели, мощная техническая база и прославленный бренд.
Марина Мария Мельник, выпускница мастерской режиссуры неигрового кино С. В. Мирошниченко и С.Л. Музыченко (2018), автор документальных фильмов «Отец Байкал», «Фенченко» (совместно с А. Ананиным и Ю. Бобковой)
— Я окончила ВГИК в 2018 году, и это были лучшие 5 лет в моей жизни: считаю, что выиграла счастливый билет. Наши мастера, а также педагоги В. Фенченко, К. Кузнецова, О. Кавун и другие, вложили в нас любовь к кино и ответственность за то, что мы создаем со своей командой, сегодня это очень важно.
Нам всегда задавали вопрос: «Ради чего вы идете это снимать?» Мы изучали основы звукорежиссуры, операторского мастерства, драматургию и работу режиссера с актером. Это позволило нам в дальнейшем пользоваться инструментами, которые были удобны и стать более гибкими специалистами.
Из недостатков обучения: совершенно непонятно осталось, как продвигать свой документальный фильм, как доносить его до зрителя? Ну и конечно, съемки на хромакее, работа со спецэффектами и компьютерной графикой у нас совершенно отсутствовали.
Вгиковская студия не имеет пригодных условий для документалистов, у которых, к примеру, съемочный график зависит от событий в жизни героя. В связи с этим, многие запуски просто «сгорали» и ребята снимали за свои деньги.
Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР)
Фото: ВКСР
Как только ушло в прошлое сталинское малокартинье, стране срочно понадобились новые кадры для киноиндустрии. В 1960-м году основали двухгодичные курсы для сценаристов и режиссеров, уже имевших высшее образование.
Преподавательский состав на ВКСР и во ВГИКе во многом пересекается, и охарактеризовать его можно как «старая гвардия». На Курсах преподают Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Владимир Фенченко, Павел Финн и другие. У ВКСР не самая лучшая материально-техническая база и сильна «вгиковская» идеология.
Впрочем, это компенсируется более индивидуальным, нежели во ВГИКе, подходом в преподавании: на потоке, разделенном на несколько мастерских, учится не больше ста человек.
Плата за обучение относительно невысокая: режиссеры — 480 тыс. рублей за весь курс, сценаристы — 300 тыс. рублей.
К сожалению, в этом году набор на Высшие курсы уже кончился.
Иван Забажанов, выпускник мастерской Павла Лунгина (2020), его короткометражный фильм «Будьте здоровы» стал участником конкурсной программы Кинотавра-2019
— На ВКСР лучше, конечно, идти учиться, «подложив соломки», то есть имея в багаже знаний и умений хоть какой-то практический опыт съемок. Здесь редко углубляются в детали и пошагово разъясняют процессы кинопроизводства. Это все обычно познается уже «у станка», на собственной шкуре.
«Высшие курсы» копают куда глубже: преподаватели высочайшего уровня буквально заставляют полюбить кино всем сердцем, даже если ты наивно полагал, что любил его до этого. И самое главное — они помогают нащупать свой ни на что не похожий стиль, при этом научив тебя делать это «свое» на новом качественном уровне.
Московская школа кино (МШК)
Фото: МШК
Московская школа кино стала «первой ласточкой» среди российских киношкол новой формации, стремящихся «улететь» от традиционного ВГИКовского подхода к более индустриальному.
На данный момент, в МШК существуют программы по всем основным специализациям кино: помимо сценарного мастерства, продюсирования, операторского искусства и режиссуры, это «художественная постановка», «композитор в кино» и другие.
В МШК небанальный состав преподавателей, сочетающих в себе профессионализм и свежий подход к делу: режиссуру здесь курируют Алексей Попогребский и Павел Бардин, сценарное мастерство — Александр Талал и Олег Сироткин, операторский факультет украшен Ильей Деминым, более 10 лет преподававшим до этого во ВГИКе.
Технологическая база на факультете близка к хорошему западному уровню, это касается и съемочной техники, и монтажа, и постпродакшна, и звукового дизайна. В 2019 году пять короткометражных фильмов, снятых студентами школы, были представлены на Кинотавре.
В упрек МШК ставят чрезмерную калькированность с американских киношкол, таких как UCLA и New York Film Academy, некоторую общую безыдейность.
Кусаются здесь и цены: двухгодичный курс по режиссуре — почти 800 тыс. рублей, но возможна рассрочка.
Байбулат Батуллин, выпускник программы «режиссура» (2016) Алексея Попогребского, режиссер сериалов «ЧУМА!» и «Большая игра»
— Мы были самым первым потоком режиссерского факультета Московской школы кино, поэтому на нас ставили эксперименты, к нашим замечаниям прислушивались, вплоть до изменений в преподавательском составе. Подкупил меня и куратор Алексей Попогребский: он был с нами не только на мастерских каждую неделю, но еще и на других занятиях, наблюдал, как идет процесс.
Портфолио, которое у меня было при выпуске с МШК, включало документальные этюды, короткометражный фильм, рекламу и тизер сериала. Это лишь программа минимум, при желании можно было набрать других, факультативных заданий. После МШК ты выходишь в мир с реальным доказательством, что можешь снимать кино.
Из минусов, я бы отметил неоднозначный последний семестр, когда нам пришлось просить о дополнительных мастер-классах и занятиях, которые мы не успели получить за интенсивный (возможно, чрезмерно) курс.
Московская школа нового кино (МШНК)
Фото: Московская школа нового кино (МШНК)
«Художник — это искатель действительности. Нельзя пользоваться прежними инструментами, ходами, стилями. Из старого языка ушла энергия, флюид. И нет смысла обучаться мертвым канонам», говорится на официальном сайте школы.
В МШНК преподают мессии нового авторского кино: Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия, Дмитрий Кубасов, Василий Сигарев, Павел Руминов и другие.
Школа стремится, по мере возможности, противостоять навязанным извне правилам коммерческого кино. Работы учеников активно путешествуют по авторским фестивалям, среди которых Каннский, Амстердамский, Кинотавр, Артдокфест, ММКФ, кинофестиваль в Локарно, Оберхаузене, Салониках, Монреале и другие.
Цена за двухгодичный курс здесь сильно дешевле, чем в МШК: 250 тыс. в год, она почти идентична цене на ВКСР.
Евгений Родин, выпускник операторского курса МШНК, мастерская Олега Лукичева, его дипломный фильм «Календарь» (2018) стал призером программы Cinefondation Каннского фестиваля. Режиссер «Календаря» — Игорь Поплаухин
— Школа открыла мне целый новый мир. Это было большое и важное путешествие, в ходе которого я встретил многих людей, с которыми до сих пор что-то делаю вместе. У нас не было супер-четкого деления на мастерские: мы все варились в одном большом котле. Поэтому выпускники режиссуры обладают визуальным подходом, а у нас, операторов, режиссерское мышление.
Главная особенность Школы, что она формирует взгляд на действительность как на некую точку фокуса: на что ты смотришь, как ты смотришь. МШНК в меньшей степени про технические решения, в большей — про художественный подход. Я не считаю, что происходящее в более коммерчески-ориентированных киношколах далеко от творчества, но МШНК, конечно, больше про авторское кино — фактически, оно только про него и есть.
«Индустрия»
Фото: «Индустрия»
Киношкола Федора Бондарчука, Михаила Врубеля и Александра Андрющенко с говорящим названием стремится сформировать новое поколение профессиональных творческих кадров для российского коммерческого кино.
Характерный плюс «Индустрии» в возможности учиться у кинематографистов, чьи проекты «гремят» сейчас и собирают многомиллионные суммы в прокате. Кроме уже упомянутых, это режиссеры Жора Крыжовников («Горько!», «Лед», «Лед-2») и Егор Баранов («Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий»), сценаристы Андрей Золотарев («Притяжение», «Призрак») и Олег Маловичко («Метод»), продюсеры Илья Стюарт («Лето», «Спутник») и Петр Ануров («Тренер», «Селфи»).
Большой упор, как и в МШК, в «Индустрии» делается на визуальные эффекты. В Школе сразу два годичных курса на тему VFX: VFX: Compositing Artist и VFX: 3D Artist.
Стоимость обучения в «Индустрии» — 350 тыс. рублей в год (курс «режиссура»), это практически соответствует цене МШК.
Анна Андрега, курс «Второй режиссер», мастерская Галины Стрижевской и Татьяны Мисягиной (2019-20)
— «Индустрия» расположена в уютном и красивом особняке на Курской. Можно совмещать учебу с работой, так как обучение происходит после семи вечера.
Учат нас практики, которые каждый день снимают кино, и поэтому дают реально полезную информацию. Особенно интересно было слушать Олега Маловичко и Жору Крыжовникова.
Еще одна классная «фишка» школы — свой, ежегодно обновляющийся, павильон на киностудии им. Горького: в нем студенты целый год снимают этюды на заданные темы. Можно легко привлечь к своему студенческому фильму известных актеров, не только благодаря сценарию, но и в связи с хорошим имиджем школы, возникшем за такое короткое время.
Летом у нас практика на съемочных площадках. Мне попался фильм «Лед-2» Крыжовникова. Были ребята с большим количеством времени, которые могли чаще ходить на практику, и получали, благодаря этому, реальные места ассистентов.
Из минусов, наверное, дороговизна. Но сейчас все киношколы стоят плюс-минус одинаково. В «Индустрии» при этом удобная система рассрочки.
Академия Н.С. Михалкова
Фото: Академия Н.С. Михалкова
Среди преподавателей Академии Никиты Михалкова значатся уже знакомые нам по ВГИКу и ВКСР мэтры: Владимир Фенченко и Владимир Хотиненко, а также Александр Адабашьян и даже Эмир Кустурица. Важная особенность Академии — программа в каждой из мастерских длится один год, поэтому обучение очень интенсивное.
Преимущество, которое сложно переоценить — это отсутствие платы за обучение. Невероятно, да? Все поступившие студенты, за исключением иностранных граждан, освобождаются от оплаты. Это объясняет две другие особенности Академии — высокий конкурс и очень маленькое количество студентов. Например, режиссеров в прошлом году набрали всего пять.
Денис Шаблий, выпускник режиссерской мастерской Владимира Фенченко и Владимира Хотиненко (2020)
— Мы обучались очно, 5-6 дней в неделю. Большинство дисциплин нам преподавали практики, которые погружены в индустрию, поэтому инсайды, которые нам давали, были максимально полезными.
Этот единственный, но неповторимый учебный год был для меня весьма насыщенным и включал возможности, например, навязаться к режиссерам и продюсерам из индустрии, поучаствовать в разработке их проектов. По итогу обучения я ощущаю себя готовым к работе в индустрии.
Единственный недостаток в образовательном процессе был спровоцирован извне: пандемия коронавируса заставила Академию перенести занятия в режим онлайн. Тяжело учиться творческим профессиями в окне Zoom, очень не хватает непосредственного, живого контакта как с преподавателями, так и с одногруппниками, которые за этот год стали чем-то гораздо большим, чем просто компанией по интересам.
Обложка: KAL VISUALS