1Учитесь работать в разных жанрах
Фото: Michael Walk
Надо уметь писать музыку разных стилей, вне зависимости от того, в каком жанре вы обычно работаете.
Евгений Тейлор («Хроники параноика» и «Последний рейв»): «Для „Последнего рейва“ я написал много музыки, хотя стилистика рейва никак не вписывалась в то, что я делал раньше. К таким задачам надо быть всегда готовым».
2Выдавайте результат, близкий к готовому
Фото: James Stamler
Ресурсы, которые могут позволить себе создатели веб-сериалов, чаще всего максимально ограничены, поэтому написание музыки и ее сведение осуществляет непосредственно композитор. В этом смысле его обязанности близки к миссии музыкального продюсера.
Станислав Полеско («Район тьмы»): «Идеально, когда композитор выдает результат, близкий к готовому: он должен не только придумать и написать музыку, но еще и свести ее. В наше время, это не так и трудно. Еще лет двадцать назад мне нужно было бы снимать студию и покупать дорогое оборудование: тогда не было семплов, которые сейчас есть в интернете, и сложно было найти музыкальные инструменты, звучащие как живые. Сейчас все это есть.
Ресурсы на веб-сериале всегда ограничены. Поэтому каждый самостоятельный участник процесса похож на продюсера. Когда вам поручают заняться музыкой, вы сами принимаете решение, как будете это делать: запишете сами или наймете музыкантов. Главное — представить внятный результат».
Евгений Тейлор («Хроники параноика» и «Последний рейв»): «В музыке всегда много нюансов и при этом хочется контролировать их все. Поэтому я записываю и свожу треки сам. В определенных случаях, конечно, я заказываю сторонних подрядчиков. Например, мастеринг я часто делаю у лондонских партнеров, качеству работы которых я очень доверяю. Современный медиа-композитор — это универсальный солдат: надо выдавать готовый продукт, решающий все необходимые задачи, и при этом неплохо, чтобы материал был крутейший и новаторский».
3Будьте готовы писать еще быстрее
Фото: Tye Doring
В плане интенсивности рабочего процесса веб-сериалы вполне сравнимы с рекламой. Поэтому пишите музыку быстрее.
Евгений Тейлор («Хроники параноика» и «Последний рейв»): «Вас ждут дедлайны голливудского образца. Например, у вас неделя на написание пятнадцати минут музыки. И надо выдавать материал на-гора: нет времени размышлять, думать».
4Будьте на одной волне с (любым) режиссером
Фото: Simone Impei
Композитор, по большей части, работает непосредственно с режиссером. На веб-сериалах, где меньше ресурсов и время сжато, тем более. Для вашей пользы, научитесь понимать его с полуслова.
Евгений Тейлор («Хроники параноика» и «Последний рейв»): «Композитору надо уметь понимать режиссера и даже, иногда, расшифровывать задачи, которые он закладывает. Плюс, с музыкой есть такой нюанс: она неосязаема, это своего рода колебания в ушах, и очень непросто найти соответствие между твоими колебаниями и колебаниями другого человека.
Стоит отметить, что веб-сериалы в нашей стране не всегда снимают профессиональные режиссеры и это сильно усложняет всем задачу. Часто эти режиссеры не только не понимают, как реализовать идею, но даже как ее объяснить композитору.
Синхронизироваться в отношениях с режиссером, понять, что от тебя хотят, не побояться лишний раз переспросить, абсолютно всегда быть в диалоге — это очень важный навык в условиях интенсивной работы».
5Не считайте правки
Фото: Maksym Kaharlytskyi
Лучше не ставить режиссеру ограничения на количество правок, которые вы вносите в материал. Если хотите и дальше работать в этой сфере.
Евгений Тейлор («Хроники параноика» и «Последний рейв»): «Есть композиторы, которые говорят: „Я уже внес три изменения, с меня хватит“. Но при написании музыки к веб-сериалам так не получается.
У крайней серии „Последнего рейва“ было более тридцати версий. Речь, правда, не о кардинальных изменениях, обычно правки звучали так: „Добавьте на три кадра влево“, „Отодвиньте на три кадра вправо“.
Надо быть морально готовым к правкам. Те композиторы, которые считают количество правок и изменений, напоминают о них режиссеру и продюсеру, обычно делают один проект в формате веб-сериала, а потом их уже никуда не берут».
6Применяйте современные технологии
Фото: Troy T
На дворе 2020-й год, современные технологии позволят вам и улучшить качество музыки, и упростить процесс ее создания. Композитору, работающему с веб-сериалами, необходимо ими пользоваться.
Станислав Полеско («Район тьмы»): «Если раньше мне надо было идти в петербургский „Дом радио“ и просить звукорежиссера пригласить на запись оркестр, сейчас можно найти музыканта в интернете. Он пришлет фонограмму своей записи и вы сразу сведете ее со своим треком.
Например, существует такой сервис как Fiverr.com — там можно найти любого специалиста. Хочу я, например, чтобы скрипки с духовыми заиграли — запросто! Вы сможете найти несколько разных скрипок и свести их в оркестр».
Евгений Тейлор («Хроники параноика» и «Последний рейв»): «Для меня нормальный софт и железо — это программы Logic и Cubase, процессор Intel Core i7 или i9 и много оперативной памяти. Композитору на веб-сериале нужна мощная техническая база: из-за ограниченных ресурсов на него ложится не только написание музыки, но и ее сведение.
Придумать музыку — это, конечно, хорошо, но пока она не зазвучит так, как должна — она мало кому интересна. Нужно выдать звукорежиссеру зафинализированный и хорошо звучащий трек».
7Не бойтесь свежих идей
Фото: Flavio Gasperini
Интернет — это пространство для творчества и экспериментов. Смело доставайте из загашника самые смелые идеи и подходы. Новаторство лишь приветствуется!
Иван Синцов («Текст. Реальность»): «Вы можете посчитать, что ваше творческое решение не понравится команде или же вам дали конкретные референсы, а вы чувствуете, что надо сделать иначе — донесите свою мысль и не стесняйтесь. Предлагайте. Референс — это не всегда истина. Делайте так, как велит сердце. Банально, но правда».
Дмитрий Мазуров («Трудные подростки»): «Часто музыка нужна, чтобы усилить визуальный ряд. Но некоторые великие режиссеры вообще не использовали музыку в кино, поскольку считали ее чем-то вроде костылей, например, Робер Брессон или Ларс фон Триер в манифесте „Догма-95“.
Следует понимать, что композиторство в кино — это область прикладной музыки, в ней свои законы и штампы. Надо эти штампы преодолевать, чтобы стать оригинальным автором со своим почерком, а не одним из тысяч. Изучать не Людовико Эйнауди и Макса Рихтера, а серьезных композиторов-исследователей: К. Штокхаузена, Д. Лигети, И. Стравинского, О. Мессиана, С. Шаррино, Б. Фуррера и др. Их идеи научат вас мыслить более нестандартно».
Обложка: Troy T