На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Это приводит к тому, что приемы съемки, парк оборудования и приспособлений, изначально широко применявшихся в кино, все больше заимствуются телевидением. С другой стороны, миниатюризация оборудования и новые технологии создания образов приводят к новым форматам и трансформации этих приемов и приспособлений.
В кино более века, еще со времен фильмов Дэвида Гриффита, применяются операторские тележки — долли (Dolly). С их помощью можно было показать реальные масштабы огромных декораций, статичной камерой передававшиеся зачастую как Matte Paint объекты, нарисованные на стекле или театральном заднике.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
К середине прошлого века операторские тележки стали неотъемлемыми и незаменимыми инструментами на съемочной площадке. А к концу века появились их уменьшенные версии: мини-долли, катящиеся на резиновых колесах по двум цилиндрическим трубчатым направляющим. На каретке устанавливается только штативная головка и камера с дополнительным оборудованием: системами дистанционного управления фокусом, передачи изображения на монитор и так далее.
Кстати, с тех пор самые распространенные конструкции этих систем практически не изменились, хотя и имеют очевидные слабые места.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Слайдеры меньшего формфактора в широком распространении появились в конце нулевых одновременно с VDSLR-революцией, запущенной Canon выпуском легендарного 5D Mark II.
Стремительно уменьшившиеся камеры позволили применять в производстве профессионального контента компактные системы линейного перемещения, до этого эпизодически применявшиеся видеографами. Именно эти системы и получили общеупотребительное наименование слайдер от slide (скользить).
Безусловно, слайдер сразу стал излюбленным инструментом малых съемочных групп ведь он недорог, относительно легок, быстро инсталлируется и переставляется. Также он позволяет перемещать камеру в пространстве разнообразными способами, что добавляет объем, атмосферу, кинематографичность и визуальную стоимость практически любому кадру, в том числе и в контексте телевизионного производства.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Еще одна причина: слайдер — компактное и легкое устройство для выездных съемок, которое за сравнительно небольшие деньги делает картинку живой и дорогой. Это стало очень важным фактором в условиях наступившего затяжного кризиса в области телевещания, заставляющего продюсеров снижать бюджеты, в том числе и на численность съемочной группы в командировках.
Длина слайдера варьируется от 0,5 до 6 метров и более. В последнем случае это чаще стационарные монорельсовые конструкции, не предназначенные для перестановок. Хотя нам доводилось создавать перемещаемые системы длиной до 4 метров. Оптимальная длина определяется потребностями оператора и характером снимаемого плана.
Чтобы придать объем кадру с близким передним планом и отдаленным фоном или в тесном интерьере, может быть вполне достаточно и направляющей длины 75 см, которую оператор может разместить даже в чехле от штатива.
Для заметного перемещения в большом пространстве оптимальнее использовать направляющую 125 см и более. Но именно эта длина позволяет удобно перевозить слайдер практически в любом транспортном средстве.
Слайдер длиной 4 метра / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Слайдеры можно устанавливать диагонально и даже вертикально, перевернуто, в качестве импровизированной кран-стрелки. Регулируемые опоры позволяют установить его на грунт практически где угодно. Появились специфические приемы съемки с помощью слайдеров: датч-хэд, снорри-кам, эффектов типа вертиго и пуш-ап (применяя на опорах дополнительные колеса).
Датч-хэд — эффект одновременного перемещения и наклона камеры на штативной головке по оси, параллельной оптической. Снорри-кам — субъективный крупный план персонажа, который движется по кругу вокруг камеры на слайдере, установленном на штативе с панорамной головкой. Вертиго — эффект из знаменитого одноименного фильма Альфреда Хичкока, где наезд вдоль оптической оси сопровождается уменьшением фокусного расстояния объектива. Пуш-ап — так иногда называют простое движение вдоль оптической оси, чаще с широкоугольной оптикой, дающей эффект раскрытия, например, арок, анфилад и т.д. |
Слайдер на крыше / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
В виду кажущейся простоты конструкции операторы иногда пытались изготавливать слайдеры самостоятельно, но вскоре появились и качественные брендовые реализации такого оборудования. Например, от компании Kessler Crane, позже от Slidekamera и различных фирм из юго-восточной Азии (Konova, Varavon, ProAim и т.д.). Они использовали классическую конструкцию на основе двух параллельных рельсовых направляющих.
Редко, но применяется и монорельсовая компоновка. Ее преимущества — габариты самой конструкции, дающие больше свободы в установке, а также удобство и простота настройки, обслуживания и заметно меньшие потери полезного проезда каретки с камерой. Пример такого слайдера — HexaSlide российского производства.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Однако очевидно, что уменьшение габаритов и веса цифровой камеры в контексте производства большого объема постановочного контента сильно нивелируется огромным количеством навесного оборудования, которое устанавливается на специальные клетки, риги, кронштейны.
Поэтому в профессиональной сфере чаще применяются более габаритные двухрельсовые системы — мини-долли, которые теперь чаще всего называются слайдерами. Упоминавшаяся выше конструкция на основе двух круглых алюминиевых труб — чемпион по распространенности.
Что дает применение слайдера на съемочной площадке в кино и телевидении?
1Слайдер — недорогое, компактное и легкое устройство, которое позволяет качественно оживить картинку и сделать ее более «дорогой».
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
2Его намного быстрее и проще инсталлировать, чем традиционные рельсовые направляющие для операторской тележки, которые требуют еще и тщательной настройки. Радикально меньше времени занимают и перестановки, что ощутимо повышает выработку съемочной группы.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
3Компактные размеры позволяют установить слайдер там, где установка классических рельс была бы просто невозможна. Это очень актуально в реалиях нашего производства, которое редко проходит в павильонах и часто использует интерьерные объекты.
4Слайдер можно устанавливать над объектом, давая верхнюю точку зрения, а также наклонно и вертикально, где нельзя применить кран. В отличие от классической операторской тележки, слайдер можно установить даже в водоеме на подходящих штативах.
5Возможна автоматизация без привлечения к съемке второго оператора. Может быть применена моторизованная система, которая настроена на общий план и осуществляет, например, непрерывное движение от одного края направляющей до другого. Футажи такой B-roll камеры заметно оживят постановочное интервью.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
6Управлять слайдером можно научиться быстро и просто, а опытным дольщиком за это же время не стать. Это снижает требования к персоналу и затраты на него.
У слайдера есть и минусы. Не все системы позволяют наращивать длины направляющих, то есть длина рельс становится детерминированной. Можно, правда, иметь набор направляющих разной длины и одну каретку для них, некоторые монорельсовые системы это позволяют.
Также опытным операторам старой школы зачастую комфортнее смотреть пусть в электронный, но накамерный видоискатель, так они лучше чувствуют кадр, композицию, физически ощущая собственное перемещение в пространстве. При работе же со слайдером приходится полагаться на изображение монитора, что, впрочем, в последнее время становится уже более традиционным.
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Как и в любой сфере человеческой деятельности, в работе оператора есть место для каждого из огромной палитры различных инструментов и приспособлений. Одним из самых универсальных и приносящих максимальный для своей стоимости дополнительный визуальный «вес» изображению по праву считается именно слайдер.
Владислав Кузьмин Режиссер и продюсер в кинокомпаниях «Миракль Фильм» и «Фокс Фильм Продакшн», рекламных агентствах Laboratory TV и «Миракль ART». Режиссер-постановщик шоу «Версты» на телеканале ТВЦ и исторической реконструкции «Чкалов». Директор компании HexaSlide. |
Обложка: предоставлено Владиславом Кузьминым