Техника до «Оскара» доведет — 2020

Полный список номинантов
 

«1917»

На съемках фильма «1917» (2019)

Большая военная драма о Первой мировой, которая снята как бы одним кадром в духе «Бердмэна», только еще круче. Авторы — режиссер «Красоты по-американски» Сэм Мендес и его постоянный оператор Роджер Дикинс. Последний номинируется на «Оскар» вот уже четырнадцатый раз и, по мнению многих критиков, именно Дикинса стоит считать наиболее вероятным победителем в операторской категории — уж больно смело и амбициозно решена картина.

Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Сэм Мендес
Оператор: Роджер Дикинс, BSC, ASC
Камеры: ARRI ALEXA Mini LF
Объективы: Signature Primes (40mm)
Формат съемок: ARRI Raw 4,5K
Формат изображения: 2.39:1

Комментарий Роджера Дикинса: «Нам подошло изображение ALEXA LF с ее малой глубиной резкости, которую дает большой сенсор, и высоким разрешением. Также нам была необходима компактная и легкая камера, поскольку мы использовали различные системы стабилизации для съемок длинных и сложных панорам. Так что mini-версия ALEXA LF была на этом проекте очень кстати. 40mm объектив Signature Prime светосильный, резкий и тоже очень легкий. Фокусное расстояние в 40mm позволило нам снимать крупные планы без дисторсий и в то же время работать с более общими планами. Эти факторы тоже были ключевыми в рамках нашей задачи сделать бесшовное однокадровое кино».

 

«Джокер»

На съемках фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros. 
На съемках фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros. 

Одна из главных картин прошлого года: главный приз Венецианского кинофестиваля, рекордные сборы, всеобщий хайп и моментальный переход в область массовой культуры. Вместе с тем наиболее удачная попытка раскрыть трагедийный потенциал комикса. Суперзлодей вселенной DC Джокер предстает в качестве обычного человека, который задавлен цепочкой скверных жизненных обстоятельств.

Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Тодд Филлипс
Оператор: Лоуренс Шер, ASC
Камеры: ARRI ALEXA 65, ARRI ALEXA LF, ARRI ALEXA Mini
Объективы: Hasselblad Prime DNA, Leica, Canon, Angénieux Lenses
Формат съемок: Arriraw 6,5K
Формат изображения: 1.85:1

Комментарий Лоуренса Шера: «Мы искали оптику, которая бы подходила к широкоформатной матрице ALEXA 65, но при этом была бы винтажной, соответствующей духу времени действия фильма, 1970-1980-м годам. Объективы не должны были давать слишком резкое, идеальное изображение. А то, что между разными объективами были какие-то несоответствия только играло в плюс картине, добавляя ощущение несовершенства и реализма.

Зная, что фильм — это исследование характера героя, который погружается в хаос безумия, мы понимали, что значительную роль будут играть крупные планы. Широкий формат позволял нам их снимать, сохраняя при этом определенную дистанцию между камерой и Хоакином Фениксом, необходимую для создания сильного психологического эффекта. Малая глубина резкости при этом обеспечивала эффект трехмерности, отделяя актера от фона, но оставляя его погруженным в окружающее пространство».

 

«Однажды в… Голливуде»

На съемках фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures 
На съемках фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures 

Девятый фильм Квентина Тарантино — околоисторическая, синефильская (как всегда) фантазия на тему Голливуда конца 1960-х годов. Россыпь звезд современности играет россыпь звезд другой эпохи.

Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Квентин Тарантино
Оператор: Роберт Ричардсон, ASC
Камеры: Panavision
Объективы: Panavision Anamorphic E-, С-, T-series
Формат съемок: Kodak 35mm, 16mm, 8mm
Формат изображения: 2.39:1

Комментарий Роберта Ричардсона: «Эпическая природа „Однажды в… Голливуде“ требовала изображения, которое бы сочетало дух конца 1960-х и современности. Изящество пленки позволило мне запечатлеть лица актеров и локации такими, какие они должны быть. Есть нечто особое в пленке, что делает лица по-настоящему живыми. Цифра такого качества пока не достигла. Это кино о Голливуде, и пленка определенно помогает передать его дух».

 

«Ирландец»

На съемках фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix
На съемках фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Проект мечты Мартина Скорсезе. 3,5-часовое полотно, которое стало квинтэссенцией авторских наработок в области жанра гангстерской драмы. Решение с компьютерным омоложением «стариков-разбойников» Роберта Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши при всей его трудоемкости кажется сомнительным, но даже ему не удалось испортить картину.

Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Мартин Скорсезе
Оператор: Родриго Прието
Камеры: Arricam ST, Arricam LT, Red Helium, ARRI ALEXA Mini
Объективы: Cooke Panchro/i Classics, Zeiss High Speed
Формат съемок: Kodak 35mm
Формат изображения: 1.85:1, Arri Raw 3,4K

Комментарий Родриго Прието: «Один из мотивов „Ирландца“ — течение времени и его эмоциональное воздействие на героев. Мы хотели показать прошлое как воспоминание Фрэнка Ширана. Чтобы визуально подчеркнуть это, мы имитировали характерное изображение Kodachrome для 1950-х и Ektachrome для 1960-х. Эпизоды после смерти Хоффы мы делали с малой насыщенностью цветов и высоким контрастом, акцентируя таким образом утрату смысла в жизни Ширана.

Цифра не ассоциируется со старым изображением, так что выбор пленки был для нас естественен. Однако эффект омоложения, который разработала компания ILM, требовал от нас съемки части сцен на цифровые камеры. Лучше всего подошла Red Helium. Мы сделали специальный риг, который называли „трехглавым драконом“. Он позволял помимо основной камеры параллельно снимать еще на две ALEXA Mini.

Что касается оптики, я хотел избежать современного ощущения и поэтому выбрал Cooke Panchro Classics и Zeiss High Speeds. Оптика была сферической, а соотношение сторон — 1.85:1. Мы сочли, что старые линзы, которые не дают особых искажений и бликов — это то, что надо для отражения точки зрения Ширана».

 

«Паразиты»

На съемках фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Barunson E&A
На съемках фильма «Паразиты» (2019) / Фото: Barunson E&A

Корейская полижанровая картина режиссера Пон Джун-хо, который ранее отметился такими яркими работами, как «Сквозь снег» и «Окча». В центре запутанного сюжета — сюрреальная история паразитирования семьи бедняков на семье богачей.

Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура»
Режиссер: Пон Джун-хо
Оператор: Хон Гён-пхё
Камеры: ARRI ALEXA 65
Объективы: Hasselblad Prime DNA Lens
Формат съемок: ARRI Raw 6,5K
Формат изображения: 2.39:1

Комментарий Хон Гён-пхё: «Прелесть ALEXA 65 в том, что она дает изображение, которое наиболее близко к пленочному в разрешении 4K и выше. Режиссер Пон Джун-хо уже имел опыт съемки на ALEXA 65 и объективы Panavision Primo 70 на „Окче“, так что мы с ним могли подробно обсудить сильные стороны и преимущества этой техники.

В апреле 2018 года, когда мы были на стадии препродакшна, мы со съемочной группой посетили офис ARRI в Германии. Мы проделали тесты для комбинации ALEXA 65 и Prime DNA Lens.

„Паразиты“ — это фильм, в котором сразу десять главных героев. Это значит, что необходимо визуально выделить десять характеров. И речь не только о внешности, но и об особенностях, которые проявляются в героях в зависимости от ситуаций. Характеристика каждого персонажа может быть выражена более резко через соответствие или наоборот контраст с фоном. На кадрах с людьми было необходимо продумать определенный „угол зрения“, чтобы уделять адекватное внимание фактуре фона и окружения».

 

«Брачная история»

На съемках фильма  «Брачная история» (2019)

Автобиографичная драма иконы американского инди-кино Ноа Баумбака о драматичном опыте развода. Оператором фильма выступил Робби Райан, год назад номинировавшийся за «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса.

Номинация: «Лучший фильм»
Режиссер: Ноа Баумбак
Оператор: Робби Райан
Камера: Arricam ST, Arricam LT, Arriflex 435
Объективы: Panavision Primo Prime Lenses
Формат съемок: 35mm
Формат изображения: 1.66:1

Комментарий Робби Райана: «Ноа Баумбак — большой фанат пленки, так что выбор 35-мм формата был очевиден для „Брачной истории“. В картине много портретов, а пленка справляется с тонами кожи и тенями великолепно. Кроме того, комбинация оптики Primo и 35mm просто идеальна. В плане света нам очень помогли светодиоды LiteMat, позволявшие длительное время сохранять необходимое световое состояние».

 

«Маленькие женщины»

На съемках фильма «Маленькие женщины» (2019) / Фото: Wilson Webb / CTMG
На съемках фильма «Маленькие женщины» (2019) / Фото: Wilson Webb / CTMG

Экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт, снятая одной из главных женщин-режиссеров нынешнего Голливуда Гретой Гервиг. В основе сюжета — история взросления четырех непохожих друг на друга сестер на фоне Гражданской войны в США.

Номинация: «Лучший фильм»
Режиссеры: Грета Гервиг
Оператор: Йорик Ле Со
Камера: Arricam LT, Arricam ST
Объективы: Cooke S4, Angénieux Lenses
Формат съемок: 35mm
Формат изображения: 1.85:1

Комментарий Йорика Ле Со: «Одна из первых вещей, которую мы обсуждали, начиная работу над фильмом — это как сделать костюмную драму, которая бы смотрелась современно. Мы разделили всю историю на два периода. В прошлом, когда четыре сестры живут вместе — доминируют длинные кадры, общие планы героинь, подвижная камера. В настоящем, когда героини разделены и каждая живет своей жизнью, — камера более статична, а планы крупнее. Мы сразу решили снимать на 35mm пленку, а не на цифру, чтобы в кадре было зерно, особая текстура, особые тона кожи».

 

«Ford против Ferrari»

На съемках фильма «Ford против Ferrari» (2019) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Ford против Ferrari» (2019) / Фото: 20th Century Fox

Остросюжетная спортивная драма о реальной попытке американского конструктора и вспыльчивого британского гонщика создать спорткар, который способен конкурировать с Ferrari.

Номинация: «Лучший фильм»
Режиссер: Джеймс Мэнголд
Оператор: Фидон Папамайкл
Камеры: ARRI ALEXA LF
Объективы: Panavision Anamorphic C-, T-series
Формат съемок: ARRI Raw 4,5K
Формат изображения: 2.39:1

Комментарий Фидона Папамайкла: «Джеймс Мэнголд решил, что язык нашего фильма должен состоять из более классических, традиционных способов съемки: никаких коптеров, никаких специальных кранов или необычных панорам. Мы предпочли показать гонку с точки зрения Кена Майлза (нашего героя-пилота). Несколько закрепленных камер, которые покрывают движение Кристиана Бэйла и хореографию всего действия.

Дрожание камер в сочетании со звуковым дизайном помогло усилить интенсивность гонки. Мы использовали много POV-кадров из кабины, через лобовое стекло и зеркала заднего вида. Все это помогает зрителям почувствовать, что значит находиться в центре гонок. Визуальный ряд поддерживает вас в эмоциональной связи с главным героем, что тем более интересно, поскольку почти ничего не снималось в павильоне с зеленым экраном».

 

«Кролик Джоджо»

На съемках фильма «Кролик Джоджо» (2019) / Фото: Fox Searchlight Pictures
На съемках фильма «Кролик Джоджо» (2019) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Политическая сатира ведущего (после Питера Джексона) новозеландского режиссера современности Тайки Вайтити. По сюжету 10-летний мальчик, который живет в нацистской Германии, заменяет потерянного отца воображаемым Адольфом Гитлером. В фантазии героя фюрер предстает не таким, как мы привыкли о нем думать.

Номинация: «Лучший фильм»
Режиссер: Тайка Вайтити
Оператор: Михай Малаймер-младший
Камера: ARRI ALEXA Mini, ARRI ALEXA SXT
Объективы: HAWK V-Lite 1.3x anamorphic, Vantage One T1 spherical, Leica Summicron-C, Summilux-C Lenses
Формат съемок: Arri Raw 3,4K
Формат изображения: 1.85:1

Комментарий Михая Малаймера: «Меня всегда привлекают новые инструменты и новые способы работы. Я уже неоднократно хотел сделать что-то в формате 1.85 с анаморфотом 1.3x, но каждый раз понимал, что это не подходит проекту. После многочисленных тестов „Джоджо“ я понял, что соотношение сторон 1.85 для этой истории идеально. Можно использовать анаморфот 2x с кропом 1.85, но тогда вы теряете одно из самых интересных несовершенств анаморфота — искажений по краям.

Оптика Hawk V-Lite 1.3x позволила нам использовать все особенности анаморфота с минимальным кропом до 1.85. Особые тона кожи, интересные искажения, флюшки, красивое боке. Сферические линзы Vantage T1 были отличным дополнением к анаморфоту. Они позволили нам снять две сцены, используя только свечи и бензиновую лампу в качестве источников света».

 

«Маяк»

На съемках фильма «Маяк» (2019) / Фото: Chris Reardon / A24
На съемках фильма «Маяк» (2019) / Фото: Chris Reardon / A24

Хоррор Роберта Эггерса о двух забытых богом смотрителях маяка где-то в Новой Шотландии в конце XIX века. Лента примечательна тщательной работой с формой. Для усиления жуткой атмосферы авторы использовали черно-белую пленку и ретро-оптику.

Номинация: «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Роберт Эггерс
Оператор: Джарин Блашке
Камеры: Panavision Panaflex Millennium XL2
Объективы: Bausch & Lomb Baltars set, Petzval lenses (35mm, 58mm, 85mm), Pathé-Goerz Triplet (50mm)
Формат съемок: 35mm black and white
Формат изображения: 1.19:1

Комментарий Джарина Блашке: «Важнейший элемент фильмов Роба Эггерса — полное погружение зрителя в экранный мир. Он хотел сделать черно-белое кино о другой эпохе, и единственным способом достичь этого была съемка на традиционную черно-белую пленку. Не существует ничего с такой же тональностью и текстурой. Мы убедились в этом на тестах, когда сравнивали черно-белую пленку с цветной и с цифрой.

Технологии Double-X уже шестьдесят лет. Она идеально подходила для наших задач, но света требовалось в 20-40 раз больше, чем на „Ведьме“. Чтобы Double-X давала еще больший эффект старины, я использовал фильтр, убирающий красный цвет. Получалась имитация ортохроматической пленки, распространенной в эпоху до 1930-х годов. При этом небо стало ярче, а кожа темнее и фактурнее. В сумме это усилило „разбитую“ атмосферу фильма.

Резкость пленки балансировала оптика Baltar 1930-х годов. Это самые ясные объективы, которые я когда-либо видел. Они добавили особую светлую текстуру и дополнительное измерение. Для некоторых наиболее галлюциногенных сцен мы использовали оптику 1870-1900-х годов. Наконец, выбранное соотношение сторон хорошо соответствует „коробочным“ пространствам фильма, вертикали маяка и многочисленным крупным планам. Из-за всех этих факторов картина ощущается больше как из 1930-х, нежели как из 1890-х, но на самом деле, полагаю, мы создали свое прошлое, „другой“ мир».
 

 


Обложка: на съемках фильма «1917» (2019) / Universal Pictures

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *