Каковы критерии выбора камеры и объективов?
Нет такого понятия, как «идеальная» или «лучшая» камера. Грамотный кинематографист подтвердит, что камеры, объективы и любая другая техника — это просто инструменты, которые используют для выполнения задач, а любая задача имеет свои особенности и требования.
Возможно, у вашего проекта скромный бюджет. Возможно, вы снимаете в ограниченных помещениях и вам нужно что-то компактное и легкое. Может быть, вам нужен широкий динамический диапазон, чтобы можно было снимать в условиях низкой освещенности. Есть множество факторов, которые влияют на выбор оборудования. Мы выделили несколько критериев, по которым кинематографисты-участники «Сандэнса» этого года выбирали камеры.
Меньше камера = больше простора для действия
Вне зависимости от того, снимаете ли вы документальное кино где-нибудь на заснеженной горной вершине или игровое в тесной квартире, маленькая, легкая и мобильная камера будет лучшим другом.
«Моя оператор Лисаби Фриделл снимала на ARRI ALEXA Mini, — рассказывает режиссер и автор сценария фильма „А потом мы танцевали“ (And Then We Danced) Леван Акин. — Мы хотели использовать маленькую камеру, чтобы было проще запечатлеть процесс танца».
Трейлер фильма «А потом мы танцевали» (2019)
Оператору Заку Куперштейну необходимо было иметь что-то легкое и универсальное во время съемок «Всохождения» (The Climb). «Мы снимали с помощью ARRI ALEXA Mini и TLS, переоборудованной оптики Cooke Speed Panchros, а также Cooke Zoom, — говорит он. — Mini мы использовали, чтобы облегчить съемку длинных кадров фильма. А объективы Speed Panchros дают хорошее винтажное качество, сохраняя четкость изображения».
Трейлер фильма «Восхождение» (2019)
Режиссеры ленты «Лагерь калек» (Crip Camp) Николь Ньюнэм, Джеймс Лебрехт выбрали Sony FS7 также из-за ее мобильности. «Мы хотели камеру и объективы, с которыми можно было бы снимать с рук на плече. И вместе с тем было важно, чтобы черно-белое реалистичное изображение передавало дух лагеря „Дженед“ (место действия фильма, лагерь для подростков-инвалидов, — прим. tvkinoradio.ru)».
Технические характеристики и их соответствие вашим потребностям
Прежде чем выбрать камеру, очень важно проанализировать все технологические требования вашего производства. Собираетесь ли вы снимать при естественном освещении и/или в темноте при ограниченном освещении? Если да, то вам понадобится камера с достаточным динамическим диапазоном и достаточно светосильные объективы. Вы снимаете в месте без электричества? Тогда долгое время автономной работы аккумулятора — это определенно важно. Хотите больше контроля на посте? Тогда вам понадобится камера с максимально надежным рабочим процессом, в котором можно легко ориентироваться.
Замо Мкхванази, сценаристке, режиссеру и продюсеру фильма Sadla, понравилась камера ARRI ALEXA Mini за ее «гибкость» на посте-продакшне. А сценаристке и режиссеру картины «Реликт» (Relic) Натали Джеймс подошла ALEXA XT, благодаря ее «качеству изображения, возможностях съемки при слабом освещении и надежности».
Кадр из фильма «Sadla» (2019) / Фото: Chuanne Blofield / Sundance Institute
Оператор Кенни Сулейманагич говорит, что всегда планировал снимать «Три смерти» на 35-мм пленку, причем именно на камеру Moviecam SL MK2 с шагом в три перфорации. Прежде чем определиться с набором объективов, он сделал несколько тестов. Оператор рассказывает: «Мы с режиссером Джеем Доккендорфомом выбрали объективы Sigma из-за их контраста, цвета, а также светосилы. Мне понравилось изображение, которое они давали, и к тому же оно соответствовало изображению оптики Zeiss Lightweight Zoom, которая у нас также была. Объективы позволили нам лучше контролировать изображение и избежать лишних правок на посте».
Режиссер Siempre, Luis Джон Джеймс объясняет, почему он выбрал камеру RED Epic W 8K с объективами Canon и Sigma: «Сенсор Epic Helium обеспечил нам отличное качество изображения при слабом освещении, а его разрешение оставило возможность для кадрирования на посте. Нам нужны были легкие, светлые объективы, и этим требованиям отвечали и Canon, и Sigma».
Кадр из фильма «Siempre, Luis» (2020) / Фото: Carlos Garciade Dios / Sundance Institute
Режиссер Карим Табш использовал Canon C300 MKII и Canon 5D MK IV для съемки «Много любви» (Mucho Mucho Amor) по нескольким причинам. Пожалуй, самой важной из них была возможность запечатлеть во всей полноте красоту предметов. «Наш оператор Питер Алон хотел легкий и мобильный сетап. А наш герой, Уолтер Меркадо (экстравагантный пуэрториканский астролог и телезвезда, — прим. tvkinoradio.ru), славился своими сложными, красочными костюмами и домом с калейдоскопом цветов и текстур. Так что для нас было важно, чтобы отснятый материал точно воспроизводил цвета, которые окружали мир Уолтера».
Вопрос цены
Иногда все сводится к деньгам. Хватает ли вам бюджета, чтобы купить или арендовать оборудование, которое вы хотите? Часто приходится отвечать нет. Но важно помнить, что лучше любая камера, чем вообще никакой, и иногда задача сводится не к выбору правильной техники для проекта, а в получении хоть какой-то.
Трейлер фильма «Broken Orchestra» (2020)
Режиссер Broken Orchestra Чарли Тайрелл использовал Zeiss Ultra Primes частично потому, что друг одолжил ему эту оптику бесплатно. Режиссер фильма «Убийство двух влюбленных» (The Killing of Two Lovers) Роберт Мачоян выбрал объективы, которые соответствовали бюджету команды: «Я хотел использовать S4 Cooke, потому что они использовались многими любимыми нами операторами, а также это было то, что мы могли позволить себе с нашим бюджетом». Сэм Пейнтер, оператор фильма «GoGo», использовал камеру Sony F5 и объективы Schneider Xenon Prime, потому что это его собственная техника.
На съемках фильма «Убийство двух влюбленных» (2020) / Фото: Nicole Hawkins
Режиссер Раду Чорничук для съемки «Акаса — мой дом» (Acasă, My Home) использовал недорогую аппаратуру, в том числе камеру Canon C100 MK II и объективы Canon по несколько иным причинам. «Я использовал довольно доступные и надежные объективы и камеры, потому что я часто оказывался в условиях, которые невозможно было контролировать — порой у меня действительно была высокая вероятность повреждения оборудования (и иногда это действительно случалось)».
Трейлер фильма «Акаса — мой дом» (2020)
Вам знакома старая аксиома кинопроизводства — «Лучшая камера — та, что у вас есть»? Режиссер картины Softie Сэм Соко явно живет и работает в согласии с этим тезисом, используя камеры Sony PMW-EX3, Canon 5DMK III, Sony a7S II и iPhone 6s. Он рассказывает следующее: «Производство в Кении — та еще авантюра. Мы, честно говоря, не могли позволить себе лучшие камеры или объективы. Что есть в наличии, с тем и работаете».
Кадр из фильма «Softie» (2020) / Фото: Sam Soko / Sundance Institute
Желаемое изображение
Камеры и объективы не только осуществляют «запись» изображения. Они также формируют его эстетику. Кинематографисты, у которых не было возможности попробовать и сравнить широкий спектр профессионального оборудования, не всегда это понимают. Отсюда возникают вопросы, почему так много режиссеров используют ARRI ALEXA, что такое Cooke Look, действительно ли анаморфотные линзы так хороши? Некоторые кинематографисты рассказали, почему для них был важен выбор камеры и оптики именно в плане визуальной эстетики.
Режиссер Мэтт Вольф использовал комбинацию камеры ARRI ALEXA Mini и объективов Cooke Speed Panchro. «Мы хотели получить высокое разрешение, и при этом добиться винтажного ощущения, но при этом без анаморфота», — поясняет кинематографист.
Режиссер Кристофер Аухтер так объясняет свой выбор ARRI ALEXA Mini для фильма «Сейчас самое время» (Now is the Time): «ALEXA Mini позволяет добиться изображения, приближенного к пленочному. ARRI особым образом воспринимает свет, и изображение, которое она фиксирует, не всегда на 100% оказывается четким. Я знал, что значительную часть фильма составят архивные кадры, которые были сняты в основном на 35-мм пленку, так что с любыми новыми кадрами мы хотели приблизиться к качеству кадров, снятых в 1969 году и ранее».
Трейлер фильма «Сейчас самое время» (2019)
Режиссеру The Nowhere Inn Биллу Бенцу нужно было создать два разных формата изображения в фильме, чтобы зрители могли их различить. Он объясняет: «Мы сняли часть с на Super 16 со сферическими зум-объективами и часть на ARRI ALEXA Mini с анаморфотом и парой зумов. Было важно обозначить переход между этими двумя эстетиками, но, по возможности, не делать это отвлекающим фактором».
Оператор Ричард Кард использовал камеру Sony Venice с объективами Cooke S4is в фильме «Он — один» (He’s the One), который совмещает каноны ромкома и хоррора. Кард объясняет, как они справились с визуальными задачами: «Я выбрал Cooke S4is для жанра ромком. S4is были стандартом для комедийных и романтических фильмов на протяжении многих лет. Cooke Look — это теплый, красивый, мягкий формат изображения. Я чувствовал, что такой выбор оптики помог бы ромком-эпизодам фильма выглядеть более аутентичными».
Кард продолжает: «Мы выбрали сферические линзы, чтобы ощущалось присутствие и близость к персонажу, мы хотели, чтобы зрители были с ним в каждый момент фильма».
Кадр из фильма «Он — один» 2019) / Фото: Patrick Gookin /Sundance Institute
Для «Ужина в Америке» (Dinner in America) автор сценария и режиссер Адам Картер Ремейер использовал RED Epic-W Helium 8K, но именно оптика Cooke Anamorphic Prime дала ему то, что он искал. «Ничто не дает такого живописного отделения актера от фона, как анаморфотные объективы. Это настоящее волшебство. В фильме было несколько ключевых моментов, когда я и оператор Жан-Филипп Бернье хотели отделить актеров от фона, чтобы как бы визуально держать их в своем собственном мире». Это дает нам ключ к их эмоциональному состоянию и добавляет нюансы к актерскому исполнению».
На съемках фильма «Ужин в Америке» (2020) / Фото: John Covert
Сценаристка и режиссер фильма «Олла» (Olla) Ариана Лабед сняла свой фильм на Super 16 по причинам скорее неосязаемым, чем конкретные технические характеристики. «Я хотела снимать на пленку, потому что она вызывает у меня особое эстетическое впечатление, а также потому, что она помогает создавать нечто вымышленное, трансформированное, она помогает избежать „эффекта документализма“.
Это скорее интуитивное решение, чем логическое, но я все равно в нем уверена. Пленка также создает прекрасное напряжение на съемочной площадке, потому что каждый дубль обретает особую ценность. Из-за этого иными становятся и наши отношения с пространством и временем, как в театре. Мне это важно как актеру и как режиссеру».
Тизер фильма «Олла» (2019)
Что мы узнали?
Очевидно, что камеры ARRI продолжают царить не только для голливудских режиссеров, но и для независимых. А вот предпочтения в объективах, как и следовало ожидать, гораздо более разнообразны как на больших, так и на бюджетных съемочных площадках. Хотя Zeiss и Cooke почти всегда — идеальный выбор.
Единственное отличие в выборе камер и объективов участников «Сандэнса» от выбора номинантов на «Оскар» — большее разнообразие. Кинематографисты-номинанты «Оскара» этого года в основном использовали ARRI ALEXA, а также многие работали с пленочными камерами. На этом линейка в выборе камер ограничивается.
А вот режиссеры «Сандэнса» в этом году использовали гораздо более широкий диапазон камер для съемки своих картин. Это и RED Epic, и Canon C-series, 6D и даже XL1. Это беззеркальные Sony, включая a7S II и a7R II, а также камеры FS7, Venice и CineAlta F5. Несколько режиссеров рассказали, что использовали GoPro, смартфоны и камеры на 360°.
Фото: Sundance Institute
Главный вывод здесь заключается в том, что в Голливуде есть установившийся отраслевой стандарт и кинематографисты выбирают высококачественные камеры, такие как ARRI ALEXA. В то же время кинематографисты «Сандэнса» доказывают нам, что отличное кино, трогающее людей, можно сделать и без такой техники.
Источник: No Film School
Обложка: на съемках фильма «Акаса — мой дом» (2020) / Lina Vdovii