Актеры: Ли Марвин и Тосиро Мифунэ
Сюжет: В разгар Второй мировой американец и японец ведут свою маленькую войну на необитаемом острове.
Особенности: Минималистский эксперимент в рамках предполагающего постановочный размах жанра военного кино. Сталкиваясь с невозможностью выжить поодиночке, герои проходят путь от вражды к своеобразной дружбе. На достоверности ролей очевидно сказался жизненный опыт актеров – и Марвин, и Мифунэ были непосредственными участниками Второй мировой.
«Игра навылет» (Джозеф Лео Манкевич, 1972)
Актеры: Лоуренс Оливье и Майкл Кейн
Сюжет: Пожилой автор детективных романов предлагает любовнику своей жены выгодную сделку, в действительности оборачивающуюся изощренным способом проучить молодого выскочку.
Особенности: Легкая детективная пьеса в трактовке титана Голливуда Джозефа Лео Манкевича становится эпохальным триллером, столь же напряженным, сколь и забавным. Масштаб замысла подчеркивается фигурами исполнителей ролей, двух главных британских актеров XX века: воплотившего здоровый консерватизм Оливье и возглавившего эпоху сексуальной революции Кейна. Их герои самозабвенно отдаются игре настоящих джентльменов, в которой на кон ставится не жизнь, а нечто более ценное – достоинство. Так старая добрая Англия отступает под напором поколения бунтарей. Интересно, что Кейн со временем буквально занял место Оливье. В ремейке «Игры навылет» 2007 года именно он сыграл пожилого писателя, тогда как его оппонентом стал Джуд Лоу.
«Мой ужин с Андре» (Луи Маль, 1981)
Актеры: Андре Грегори и Уоллес Шоун
Сюжет: Не особенно удачливые драматург и режиссер ведут беседу за жизнь.
Особенности: Грегори и Шоун, написавшие сценарий картины, по сути, играют самих себя, за ужином и подшофе излагая собственные взгляды на вопросы искусства, культуры, любви, счастья, неизбежности смерти и смысла жизни. Казалось бы, ничего особого, однако сам Роджер Эберт назвал картину лучшим фильмом 1981 года, благодаря чему она шла в США 900 (!!!) копиями. Вот вам и «Сталинград».
«Без свидетелей» (Никита Михалков, 1983)
Актеры: Михаил Ульянов и Ирина Купченко
Сюжет: Бывшие супруги столь бурно выясняют отношения, что один из них, имея корыстные интересы, постепенно превращается в монстра.
Особенности: Напрасно подзабытая камерная драма Никиты Михалкова, резко контрастирующая как с его ранними экранизациями классики, так и с поздними амбициозными эпопеями. «Без свидетелей» — эталон минималистского стиля в кинематографе: место действия ограничивается скупым пространством малогабаритной квартиры, единственных героев зовут просто Он и Она, время действия совпадает с экранным временем. Для пущей достоверности воссоздания конфликта экс-супругов, картина снималась строго в хронологическом порядке.
«Послесловие» (Марлен Хуциев, 1983)
Актеры: Ростислав Плятт и Андрей Мягков
Сюжет: Чудаковатый пожилой тесть и его зять, деловой ученый, пытаются найти общий язык, проживая вместе несколько дней.
Особенности: Как и всегда у Хуциева, центральный конфликт картины разыгрывается как бы невзначай, между делом. В обманчиво простых диалогах, незамысловатом быте героев и неторопливом действии проявляются образы поколений: старшего, не утратившего интереса к жизни, вопреки выпавшим на его долю испытаниям, и младшего, обремененного материальными заботами, но душевно опустошенного.
«Страна в шкафу» (Рада Бхарадвадж, 1991)
Актеры: Алан Рикман и Мэделин Стоу
Сюжет: Детскую писательницу допрашивает следователь, по иронии судьбы, молодой Северус Снегг.
Особенности: Это камерный антитоталитарный триллер, сюжет которого не обошелся без влияния Оруэлла, диалоги были позаимствованы у Кафки, а единственная локация вдохновлена декорациями «Твин Пикса». Герои, Жертва и Следователь, служат воплощениями общества и государства, где первое беззащитно перед произволом второго. Короче говоря, актуальное кино.
«Джерри» (Гас Ван Сент, 2002)
Актеры: Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек
Сюжет: Два молодых человека с одинаковым именем Джерри движутся в пустоту. В буквальном смысле.
Особенности: Снимая эту экзистенциальную притчу, Гас Ван Сент, как и полагается большому художнику, явно не ставил перед собой задачу увлечь зрителя: действие отсутствует, диалоги сымпровизированы, причем их смысл зачастую неясен так же, как и цель путешествия героев, пейзажи безжизненны, музыкальное оформление лаконично. Не удивительно, что от ряда критиков «Джерри» удостоился звания «самого скучного фильма в истории». Между тем, для более выносливых и прозорливых рецензентов лента стала благодатным полем для трактовок, согласно одной из которых картина является метафорой внутреннего конфликта в каждом из нас.
«Антихрист» (Ларс фон Триер, 2009)
Актеры: Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо
Сюжет: Потеряв сына, супружеская пара отправляется пожить на природе, чтобы залечить раны. Раны, разумеется, не заживут. Даже наоборот.
Особенности: Лучший фильм Ларса фон Триера по мнению самого Ларса фон Триера. Размышляя о вечном противостоянии мужского и женского, режиссер нашел максимально выразительный для этой темы жанр – хоррор. Вместо того чтобы перекидываться репликами, собирательные Он и Она выясняют отношения, нанося друг другу увечья. Зная фон Триера, не трудно догадаться, что мужское начало в этой схватке обречено.
«Как я провел этим летом» (Алексей Попогребский, 2010)
Актеры: Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин
Сюжет: Между двумя работниками полярной станции, начальником и стажером возникает недопонимание: второму кажется, что первый хочет его убить.
Особенности: Очередное размышление на тему конфликта поколений, уже в условиях современной России: потрепанные жизнью старшие не находят общего языка с бестолковой молодежью. Конфликт, разыгранный без диалогов, а также смурные пейзажи Чукотки были по достоинству оценены на Берлинском кинофестивале – Пускепалис с Добрыгиным, а также оператор Павел Костомаров получили по «Серебряному медведю».
«Гравитация» (Альфонсо Куарон, 2013)
Актеры: Сандра Булок и Джордж Клуни
Сюжет: В результате аварии перед двумя астронавтами возникает незавидная перспектива – улететь в открытый космос.
Особенности: Один из главных мировых кинохитов прошлого года тяготеет к набирающему популярность жанру монофильма. Сандра Буллок большую часть картины действует в одиночку, наедине с хромакеем и камерой оператора-виртуоза Эммануэля Любецки. Персонаж Клуни появляется время от времени, дабы придать главной героине силы двигаться дальше в безнадежной, как ей кажется, ситуации.