N.B. Под характеристикой «лучшие» мы подразумеваем операторов, которые, по нашей скромной оценке, сегодня делают наиболее значительный вклад в развитие киноязыка и в целом кинематографа как искусства. Делитесь в комментариях, кто вам близок из современных операторов, кого бы вы добавили в список или же убрали. |
Роджер Дикинс и М. Найт Шьямалан на съемках фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Touchstone Pictures
Роджер Дикинс до недавнего времени являлся рекордсменом по числу номинаций на «Оскар» без побед (всего таковых набралось тринадцать). Отрадно, что это досадное недоразумение все-таки было исправлено — вот уже два года подряд Дикинс оказывается в числе триумфаторов церемонии.
В ходе продолжительной карьеры он стал регулярным соавтором братьев Коэн, Сэма Мэндеса, Дени Вильнева, а также работал с Мартином Скорсезе, Фрэнком Дарабонтом, Роном Ховардом и многими другими значительными режиссерами.
В Дикинсе ценят его универсальность. Он знает, как найти верное визуальное решение для черной комедии («Фарго»), нео-вестерна («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), шпионского боевика («007: Координаты „Скайфолл“»), футуристической драмы («Бегущий по лезвию 2049»), а также анимации (был консультантом на «ВАЛЛ-И»). При этом почерк Дикинса, близкий к реалистической традиции, опознается моментально, но удивительным образом не конфликтует с почерком режиссера и конвенциями жанра, а наоборот работает с ними в союзе.
Дикинс — мастер драматического портрета, любитель силуэтов и сдержанной цветовой палитры. А кроме того — заядлый экспериментатор. Он часто использует приборы, созданные собственноручно, вроде подвесной кольцевой системы освещения на «Бегущем по лезвию 2049» или хитрого совмещения оптики в ленте «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».
Отдельного упоминания, конечно же, заслуживает «1917», где имитация однокадрового эффекта потребовала целый ряд нестандартных технических и творческих решений.
2Эммануэль Любецки
Кристиан Бэйл и Эммануэль Любецки на съемках фильма «Рыцарь кубков» (2015) / Фото: Broad Green Pictures
Эммануэль Любецки — тоже оскаровский рекордсмен, отличившийся тем, что признавался Киноакадемией лучшим оператором три года подряд. И действительно, «Гравитация», «Бердмэн» и «Выживший» демонстрируют разные грани мастерства и новаторства Любецки.
Ему по плечу съемка в «цифровом космосе», длинные кадры и работа в экстремальных природных условиях. При этом неизменным остается особый поэтический взгляд, умение погрузить зрителя в действие визуальными средствами и пристрастие к широкоугольной оптике и естественному свету. Не зря в свои соавторы Любецки часто выбирают Терренс Малик, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссеры для которых изображение является не вспомогательным иллюстративным элементом, а главным инструментом передачи эмоций и смыслов.
Михаил Кричман — поэт и одновременно философ киноизображения. Визуальному решению его картин свойственна холодноватая созерцательность, отстраненность, медитативность вместе со скрупулезной работой с формой, следование классическим законам изобразительного искусства. Он снял все фильмы Андрея Звягинцева, периодически работает с Алексеем Федорченко, иногда с зарубежными режиссерами.
Кричман отмечает, что стиль оператора не важен, поскольку первостепенно соответствие режиссерскому замыслу, но отметим, что в снятых им картинах часто встречается длиннокадровая техника, плавная динамика, сложные композиции с отражающими поверхностями и богатая символическая наполненность.
4Рэйчел Моррисон
Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Disney/Marvel Studios
Американская киноакадемия на протяжении всей истории обходила женщин в операторской номинации, однако Рэйчел Моррисон удалось нарушить эту «традицию». В 2018 году с фильмом «Ферма „Мадбаунд“» она стала первым оператором «в юбке», претендовавшей на награду. Но и без этого ее фильмография впечатляет.
В начале карьеры Моррисон стала звездой независимого кино и любимицей «Сандэнса» благодаря реалистичному документальному духу изображения таких картин как «Станция „Фрутвейл“» (эта лента, кстати, снималась на 16-мм пленку). А уже спустя несколько лет Моррисон работала над марвеловским комиксом «Черная Пантера», где ей визуальными средствами удалось совместить эпический масштаб и динамизм с камерностью и интимностью.
5Бенуа Деби
Бенуа Деби на съемках фильма «Пляжный бездельник» (2019) / Фото: Neon
Бенуа Деби работает с крайностями: то пускается в художественную провокацию и эстетический бунт с Гаспаром Ноэ и Хармони Корином, то делает более спокойное и традиционное кино Вима Вендерса и Жака Одиара.
Его коньком можно назвать смелое использование цветного и неонового света и головокружительное, «невозможное» движение камеры в пространстве, наполняющее изображение трансцендентальной силой. «Вход в пустоту» — одна из самых ярких (в том числе в буквальном смысле) картин фильмографии Деби, да и вообще мирового кино.
6Кристофер Дойл
Митч Глейзер и Кристофер Дойл на съемках фильма «Игры страсти» (2010) / Фото: Annapurna Productions
Кристофер Дойл — самобытный оператор, которому удалось в своем творчестве объединить западное и восточное видение. Он снимал картины корифеев американского авторского кино, вроде Гаса Ван Сента и Джима Джармуша, большие уся-экшны китайца Чжана Имоу, ленты самых разных представителей азиатского кинематографа. Но наиболее плодотворное сотрудничество сложилось с Вонгом Кар-Вайем.
«Чунгкингский экспресс», «Любовное настроение», «2046» — в этих лентах Дойл демонстрирует, что значит писать кино светом и цветом и как изображение способно передавать тончайшие нюансы чувств.
7Родриго Прието
Родриго Прието на съемках фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix
Еще один оператор, не знающий жанровых, форматных, бюджетных ограничений — Родриго Прието. За двадцать лет в большом кино он снимал и авторские драмы («Сука-любовь»), и исторические блокбастеры («Александр»).
В числе режиссеров, чьи фильмы он снимал: Спайк Ли, Педро Альмодовар, Бен Аффлек, Мартин Скорсезе, Энг Ли. Среди его любимых инструментов можно назвать ручную камеру, стедикам, игру с бликами. Также стоит отметить интерес Прието к сочетанию разноформатных изображений — в рамках одного фильма он может совмещать разные камеры, оптику и пленку.
8Хойте Ван Хойтема
На съемках фильма «Интерстеллар» (2014) / Фото: Warner Bros. Pictures
Хойте Ван Хойтема заменил Уолли Пфистера на посту постоянного оператора Кристофера Нолана. И ясно почему — Ван Хойтеме подчиняется масштаб, он способен создавать грандиозное изображение, подчеркивающее значимость, силу экранных событий, исполинский драматизм блокбастерного формата IMAX.
Но при этом Ван Хойтема не чужд и более камерных, тонких вещей — в его фильмографии присутствуют «Она» Спайка Джонса и неординарный шведский хоррор «Впусти меня». Особо стоит отметить мастерство Хойтемы в создании убедительного натуралистичного света и смелое обращение с цветом.
9Шон Прайс Уильямс
На съемках «Послушай, Филип» (2014) / Фото: Tribeca Film
Шон Прайс Уильямс является едва ли не самым востребованным оператором американского независимого кино, постоянно работающим с Алексом Россом Перри и братьями Сэфди.
Уильямсу, оперирующему малыми средствами, удается вглядываться в человека, создавать кадры простые, но щемящие душу, углубляющие незатейливые, казалось бы, истории.
Характерная черта снятых им картин — обилие пронзительных крупных планов и чуть размытое зернистое изображение. О своем методе работы Уильямс подробно рассказывал нам в интервью.
10Юрген Юргес
Юрген Юргес / Фото: Gordon Timpen
Возможно, «Дау» со всей своей мегаломанией оказался проектом более интересным для обсуждений и споров, чем для просмотра. Однако, это не умаляет уникальной титанической операторской работы Юргена Юргеса, ветерана европейского кино, в послужном списке которого присутствуют фильмы Райнера Вернера Фассбиндера, Вима Вендерса и Михаэля Ханеке.
Ему удалось создать условия, при которых съемка стала возможной «когда угодно и где угодно» без большого количества оборудования, с минимумом искусственного света, в импровизационном формате, незаметно для непрофессиональных актеров, да еще и на 35-мм пленку. Дополнительной сложностью стала продолжительность съемок, занявших целых три года.
«Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля кажется заслуженной наградой труда Юргеса.
Обложка: Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Ферма „Мадбаунд“» (2017) / Фото: Netflix