N.B. Под характеристикой «лучшие режиссеры современности» мы подразумеваем тех, кто по нашей скромной оценке сегодня вносит самый значительный вклад в развитие киноязыка и в целом кинематографа как искусства. Также можно сказать, что мы выделяли режиссеров с уникальным авторским видением, которое им удается переносить на экран. Если вы не согласны с нашим мнением, считаете, что место в топе заслуживает кто-то другой — смело пишите!
Кристофер Нолан на съемках фильма «Престиж» (2006) / Фото: Francois Duhamel / Warner Bros.
Начнем с одного из самых популярных кинорежиссерских имен на сегодняшний день. Пожалуй, главная заслуга Кристофера Нолана в том, что ему удалось совместить авторское видение с блокбастерным форматом, сложные интеллектуальные концепции с развлекательным зрелищем. Прорывом стал фильм «Помни», построенный на самой головоломной драматургической структуре в истории популярного кино. Далее режиссер открыл новую эру кинокомиксов, придав элемент серьезности и высокой трагедии истории Бэтмена. Примечательны и его эксперименты с феноменами кинематографического пространства и времени в картинах «Начало», «Интерстеллар» и «Дюнкерк». А особенно стоит отметить, что Нолан до сих пор не признает цифровые камеры, упрямо продолжая снимать на пленку.
2Лав Диас
Лав Диас на съемках фильма «Сезон дьявола» (2018) / Bradley Liew / Epicmedia
Филиппинец Лав Диас интересен, как радикальный продолжатель традиций медитативного трансцендентального кинематографа Ясудзиро Одзу, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского. В своих картинах Диас обращается преимущественно к острым проблемам национальной истории, но делает это по-особому — пристально, размеренно, неторопливо вглядываясь в события и характеры. При этом работы режиссера даже бывалого синефила способны поразить своим размашистым хронометражем. Средняя продолжительность его картин — пять часов, но, например, «Меланхолия» идет семь с половиной, «Колыбельная скорбной тайне» — восемь, а «Эволюция филиппинской семьи» — девять часов. Диаса злые языки за это даже прозвали «маэстро мучительного кино», но внушительная база почитателей его таланта в медленном темпе и нестандартном хронометраже наоборот находит особое удовольствие.
3Джеймс Кэмерон
Джеймс Кэмерон на съемках фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox
Да, мы помним, что последний игровой фильм Джеймса Кэмерона выходил десять лет назад. Но все это время режиссер работал над продолжениями «Аватара», которых будет еще, как минимум, четыре. Столь длительный производственный период связан с гигантским количеством технических новшеств (в том числе съемки под водой с использованием визуальных эффектов; повышенная кадровая частота; разработка 3D, не требующего специальных очков), любовь к которым всегда отличала творчество Кэмерона. Почти каждый его фильм, — «Бездна», «Терминатор 2», «Титаник», первый «Аватар», — знаменовал собой веху в истории кинотехнологий и спецэффектов. И нет сомнений, что ожидаемые картины также станут важными событиями в этих областях. Да и в кинематографе в целом.
Гаспар Ноэ / Фото: Jeremy Deputat / Red Bull Content Pool
Еще один экспериментатор в области 3D — Гаспар Ноэ. Во всяком случае, в своем фильме «Любовь» французский режиссер нашел крайне нестандартное применение этой технологии. Кто не в курсе, фильм представляет собой порно-драму со всеми подобающими жанру откровенностями. Пожалуй, лучшая характеристика, которую можно дать Ноэ — это провокатор. Каждая его картина так или иначе шокирует: нестандартными ракурсами, срывающейся с оси и буквально сходящей с ума камерой, психоделическим визуалом, перевернутой драматургией или шок-контентом. «Необратимость», «Вход в пустоту», «Экстаз», да и та же «Любовь» — эти картины-провокациями по всем фронтам. Но, что важно, с обязательным трагическим элементом.
Уэс Андерсон на съемках фильма «Королевство полной луны» (2012) / Фото: Niko Tavernise / Focus Features
Хотя в нашем списке собраны режиссеры с характерными и узнаваемыми почерками, стиль Уэса Андерсона, пожалуй, самый яркий. Из фильма в фильм он создает свой уникальный полусказочный, полуигрушечный мир, где правят бал симметрия, насыщенные цвета, причудливые интерьеры, изящные шрифты и инфантильные, но крайне обаятельные персонажи. И еще не забудем про отменный музыкальный вкус автора. «Семейка Тененбаум», «Отель “Гранд Будапешт”», «Королевство полной луны», «Остров собак» — эти фильмы стоит знать хотя бы потому, что ничего подобного никто не снимает и никогда снимать не будет, потому что этот стиль неповторим.
Йоргос Лантимос на съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Emma Stone / Fox Searchlight
Грек Йоргос Лантимос примечателен не только специфичностью своего стиля, но и пройденным путем — от характерного европейского арт-хауса к голливудским картинам с крупнейшими голливудскими звездами. Последняя «Фаворитка» и вовсе стала ключевым участником оскаровской гонки. Что удивительно — при таком векторе развития Лантимос не растерял нестандартности почерка. Что европейские его картины («Клык», «Лобстер»), что американские («Убийство священного оленя») отличает сложная драматургия, минималистичное, стерильное визуальное решение, притчевая драматургия, отстраненная актерская игра. Правда, уже в «Фаворитке» наметилось некоторое развитие языка, но опять же, в эксцентричную и необычную сторону. Крайне любопытно, как Лантимос будет меняться дальше.
Клинт Иствуд / Фото: Claire Folger / Warner Bros.
Клинт Иствуд — самый пожилой режиссер в нашем топе и один из старейших работающих режиссеров в мире. Причем работает он очень активно — новый фильм Иствуда выходит стабильно раз в год-два. Почти каждая картина вызывает не просто интерес, а резонанс, и, кроме того, собирает неплохую кассу, а порой и серию наград. Конечно, художественную революцию своими картинами Иствуд не совершает. Скорее наоборот. Как один из последних действующих представителей старого Голливуда он остается воплощением кинематографического консерватизма «здорового человека». Иствуд решает свои картины в достаточно академической манере, берется за острые темы, которые разбирает с присущей ему взвешенной позиции (но избегая излишней политкорректности), а в целом остается верен однажды избранному кредо: «Простота — главное правило искусства». Формула так необходимая в наши смутные и хаотичные времена.
Стивен Содерберг на съемках фильма «Больница Никербокер» (2014) / Фото: Mary Cybulski
Стивен Содерберг интересен своей многоплановостью и разносторонностью. Это человек-оркестр: он и режиссер, и продюсер, и сценарист, и оператор, и монтажер. Он работает в кино, балансирует между инди и Голливудом, громко из кино уходит в сериалы, потом в кино возвращается, но при этом протестует против студийной системы и пропагандирует независимость… При этом во всех направлениях Содерберг успешен и создает интересные работы (вспомнить хотя бы сериальную «Больницу Никербокер»). Сейчас у режиссера пора смелых экспериментов. Не так давно он приобщился к мобильному кино, сняв фильм на iPhone — «Не в себе». Также он попробовал себя в редком интерактивном формате — сделал сериал HBO «Мозаика». Куда трудоголизм и одержимость кинематографом заведут Содерберга дальше — трудно представить.
Алехандро Гонсалес Иньярриту на съемках фильма «Бэрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight
Мексиканская тройка друзей — Гильермо дель Торо, Альфонсо Куарон и Алехандро Гонсалес Иньярриту — задают последние годы тон всему Голливуду. Выделим Иньярриту (просто по соображениям личных симпатий). Он начал режиссерскую деятельность, сразу утвердив собственный мощный и уникальный стиль: размашистое драматичное кино с большим количеством героев, сюжетных линий и серьезным экзистенциальным посылом. Первой же картиной, «Сука-любовь», Иньярриту удалось привлечь к себе внимание. Дальше режиссер работал в Голливуде. Причем каждый раз его проекты становились все более и более амбициозными. В «21 грамме» и «Вавилоне» он развил концепцию нелинейной драматургии и переплетения сюжетных линий. «Бердмэн» стал опытом по имитации однокадрового кино. А монументальность, грандиозность постановки «Выжившего» потрясла всех и заслуженно сделала Иньярриту одним из главных героев 2016 года. Последующий его эксперимент в VR в проекте «Кровь и песок» стал одним из интереснейших технических и творческих прорывов в кинематографе за последние годы.
10Илья Хржановский
Кадр из фильма «Дау» (2019) / Фото: Phenomen IP
«Дау» видели немногие, да и далеко не все, кто видел, определились со мнением — а что же это вообще такое? И ответить действительно сложно. В общей сложности режиссер Илья Хржановский более десяти лет работал над этим проектом. Съемкам почти на год была подчинена историческая часть Харькова, а также была построена большая декорация исследовательского Института, где на протяжении нескольких лет полностью реконструировался советский быт, а исполнители ролей буквальным образом проживали жизни своих героев. Из семисот часов отснятого материала, частично срежиссированного, а частично самостоятельно сложившегося в заданных условиях, автор смонтировал несколько картин (точное количество не понятно) в разных жанрах и форматах. Описывать «Дау», очевидно, можно бесконечно. Определенно одно — невиданный масштаб, многоуровневость и потенциальная непостижимость проекта, а также многочисленные легенды, окружившие процесс создания (тактично умолчим о свидетельствах членов съемочной группы о невыносимости условий работы) делают Хржановского выдающимся режиссером. Как ни относись и к его личности, и к его фильму.
Bonus: Виктор Косаковский
Виктор Косаковский / Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Добавим еще одно имя режиссера-документалиста. Творчество Виктора Косаковского примечательно своим концептуализмом. Каждую картину он начинает с некой идеи, рожденной по принципу «то, что еще никто не делал». Так, например, фильм «Да здравствуют антиподы!» снимался в местах, находящихся в точно противоположных концах планеты, и авторы находили удивительные рифмы и сопоставления. Последняя картина Косаковского «Акварель» — это исследование воды в самых разных ее проявлениях: от озера Байкал до водопада Анхель. Уникальность проекта — в фантастических съемках с кадровой частотой 96 кадров в секунду. Выбор этой скорости Косаковский объясняет тем, что именно на такой кадровой частоте дождь перестает выглядеть на экране полосками и «превращается» в отдельные капли. И надо сказать, что в документальном жанре на примере фактуры воды необычный технологический подход действительно открывает новые горизонты в восприятии изображения. Жаль лишь, что фильм пока почти нет возможности посмотреть — крайне мало в мире существует систем, позволяющих демонстрировать 96 кадров в секунду. Но режиссерский подход действительно оригинальный.