1Николай Топорков
Кадр из фильма «Наполеон» (Абель Ганс, 1927)
Кадр из фильма «Похищение» (Дмитрий Кирсанов, 1934)
Николай Топорков начинал работать ещё в русском дореволюционном кино. Обосновавшись во Франции, снимал картины как других выходцев из России, вроде Дмитрия Кирсанова и Александра Волкова, так и местных мастеров, в том числе Марселя Л’Эрбье и Абеля Ганса. С последним работал над знаменитой эпопеей «Наполеон», вобравшей многие экспериментальные техники французского авангарда: субъективную камеру, съемку с рук, сегментированный экран, многократную экспозицию.
2Борис Кауфман
Борис Кауфман на съемках «Аталанты» (Жан Виго, 1934)
Кадр из фильма «Ноль за поведение» (Жан Виго, 1933)
Кадр из фильма «12 разгневанных мужчин» (Сидни Люмет, 1957)
В отличие от своего старшего брата Давида Кауфмана, более известного как Дзига Вертов, Борис предпочел покинуть молодую Советскую Россию. Первый в итоге стал певцом революции и лидером киноавангарда, второй — ведущим оператором Европы и США, а также обладателем «Оскара». Несмотря на столь резко разошедшиеся пути, объединяло братьев одно — тяга к эксперименту и поиску новых форм художественной выразительности. Борис Кауфман снял новаторские поэтические картины Жана Виго («По поводу Ниццы», «Ноль за поведение» и «Аталанту»), а также модернизировал визуальный стиль Голливуда 50-60-х годов. В числе его работ — главные фильмы Элиа Казана («В порту») и Сидни Люмета («12 разгневанных мужчин»).
3Михаил Суслов
Кадр из фильма «Восход «Черной луны» (Харли Коклисс, 1986)
Кадр из фильма «Чемпион» (Брюс Мэлмат, 1994)
Кинокарьеру Михаила Суслова можно поделить на три периода: советский, американский и российский. До эмиграции он снял несколько картин, среди которых выделяется своим строгим аскетичным стилем историко-революционный триллер «Шестое июля». В Голливуде работал в основном в жанрах боевика и криминальной драмы: «Восход “Черной луны”», «Чемпион». В новейшем отечественном кино сотрудничает в основном с Сергеем Урсуляком, с которым снял «Ликвидацию», «Исаева», «Жизнь и судьбу» и ожидаемый «Тихий Дон».
4 Юрий Нейман
Юрий Нейман
Кадр из фильма «Жидкое небо» (Слава Цукерман, 1982)
Кадр из фильма «Мертв по прибытии» (Аннебель Дженкел, Рикки Мортов, 1988)
Юрий Нейман покинул СССР, сняв эксцентрическую комедию Сергея Юткевича «Маяковский смеется», изобразительный ряд которой явно контрастировал с канонами социалистического реализма 70-х. Зато тяга к визуальной изощренности оказалась востребована в Америке. Самыми известными работами Неймана являются футуристическая психоделика «Жидкое небо», снятая вместе с другим выходцем из СССР режиссером Славой Цукерманом, и эстетский неонуар «Мертв по прибытии». Нейман также разработал ряд технологий, в том числе систему 3cP, упрощающую процесс цветокоррекции. Является членом Американского общества операторов (A.S.C.).
5Юрий Сокол
Кадр из фильма «Человек цветов» (Пол Кокс, 1983)
Кадр из фильма «Кактус» (Пол Кокс, 1986)
Оператор самого живописного фильма Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» Юрий Сокол в 80-е годы стал частью экзотического австралийского кинематографа. В частности, Сокол снял пять картин местного классика Пола Кокса. Голливудский опыт оператора ограничился не слишком успешным боевиком «Дневник наемного убийцы».
6Алексей Родионов
Алексей Родионов и Салли Портер на съемках «Да» (2004)
Кадр из фильма «Орландо» (Салли Портер, 1992)
Кадр из фильма «Да» (Салли Портер, 2004)
Алексей Родионов — оператор, создавший визуальный образ Апокалипсиса в
«Иди и смотри» Элема Климова, а также снявший «Среди серых камней» Муратовой и «Жену керосинщика» Кайдановского. В 90-е-2000-е годы Родионов активно работал за рубежом, в том числе в Великобритании, США, Германии и Польше. Наибольшую известность получили его картины, снятые вместе с Салли Портер: «Орландо» и «Да». В последнее время работает над фильмами самого разного формата: от исторической эпопеи «Адмиралъ» до арт-хаусного «Бедуина», от психоделики по Пелевину «Generation П» до пленочного ретро-сериала «Уходящая натура».
7Алик Сахаров
Алик Сахаров
Кадр из эпизода «Пасха» второго сезона сериала «Рим» (2007)
Кадр из эпизода «Подъем» третьего сезона сериала «Игра престолов» (2013)
Алик Сахаров работает в США уже почти тридцать лет. С конца 90-х годов он стал постоянным оператором, а с недавних пор ещё и
режиссером проектов HBO. В его операторской фильмографии «Клан Сопрано», «Рим» и «Игра престолов». За эпизод «Пасха» второго сезона «Рима» Сахаров удостоился награды «Эмми» в номинации «Лучшая операторская работа в однокамерном сериале». Как режиссер снял по эпизоду «Декстера» и «Подпольной империи», четыре эпизода «Игры престолов». Является членом A.S.C.
8Сергей Козлов
Кадр из сериала «Одиссей» (Андрей Кончаловский, 1997)
Кадр из сериала «Лев зимой» (Андрей Кончаловский, 2003)
Ключевые зарубежные картины ученика Вадима Юсова Сергея Козлова связаны с именами отечественных режиссеров,
работавших с иностранном кино: Андреем Кончаловским («Одиссей» и «Лев зимой»), Сергеем Бодровым («Давай сделаем это по-быстрому») и Родионом Нахапетовым («Пограничный блюз»). Сейчас Козлов продолжает снимать как в России, так и за её пределами. Например, в 2016 году ожидается выход бессловесного долгостроя
«Немая жизнь».
9Михаил Кричман
Михаил Кричман на съемках фильма «Овсянки» (Алексей Федорченко, 2010)
Кадр из фильма «Фрёкен Юлия» (Лив Ульман, 2014)
Любимый оператор Звягинцева и Федорченко год назад сотрудничал с любимой актрисой Бергмана Лив Ульман над её экранизацией Стриндберга «Фрёкен Юлия». Как и ожидалось, снятый на пленку, фильм получил восторженные отзывы мировой прессы прежде всего за визуальную составляющую.
10Роман Васьянов
Роман Васьянов
Кадр из фильма «Ярость» (Дэвид Эйр, 2014)
Кадр из фильма «Отряд самоубийц» (Дэвид Эйр, 2016)
Ещё один выпускник мастерской Юсова. Васьянов снял «Тиски» и «Стиляг» Валерия Тодоровского, а благодаря рекламному фильму
«Подарок» для Phillips привлек к себе внимание за рубежом. В Голливуде у него сложилось сотрудничество с режиссером Дэвидом Эйром. Тандем сделал уже три картины: криминальный боевик «Патруль», военная драма «Ярость» и кинокомикс «Отряд самоубийц». Судя по недавно появившимся кадрам последнего фильма, в визуальном плане он станет одним из самых впечатляющих явлений в кино будущего года.