01. Сергей Эйзенштейн
Голливудский опыт «нашего все» Сергея Эйзенштейна был не то чтобы удачным. Оказавшись в США во время знаменитой зарубежной командировки 1928-1932 годов, режиссер получил предложение о постановке картины от Paramount Pictures. Среди рассматривавшихся вариантов проектов были экранизации произведений Джорджа Бернарда Шоу и Джека Лондона, но в итоге выбор остановился на «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Всего за месяц Эйзенштейном был написан сценарий, однако дальше затея не двинулась. В Paramount побоялись, что автор «Броненосца “Потемкина”» не обойдется без коммунистической пропаганды, а потому предпочли расторгнуть договор. Ну зато Эйзенштейн успел пообщаться с Уолтом Диснеем, Чарли Чаплином и другими великими.
02. Федор Оцеп
Федор Оцеп – не только один из самых интересных советских кинематографистов 20-х годов, но и большой авантюрист. В пользу последнего говорит хотя бы то обстоятельство, что он исколесил весь мир, бежал из СССР от большевиков, затем из Германии от нацистов, успел поработать на студиях Франции, Италии, США, Испании и Канады. Как драматург Оцеп сотрудничал с Яковым Протазановым, как режиссер совместно с Борисом Барнетом поставил шпионский детектив «Мисс Менд», прокатный хит своего времени, а роли в его картинах исполняли Эрих фон Штрогейм, Анна Маньяни и Анна Стэн (супруга). В Голливуде Оцеп оказался востребован во время Второй мировой войны – его пригласили для создания просоветской пропагандистской мелодрамы «Три девушки», которая даже номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку. Увы, закрепиться в американском кино режиссеру помешала преждевременная смерть.
03. Андрей Кончаловский
Андрей Кончаловский, пожалуй, остается наиболее продуктивным отечественным режиссером, работавшим в Голливуде. За десятилетие эмиграции в США режиссер успел поставить на разных киностудиях шесть полнометражных картин: четыре малобюджетных драмы и два боевика: «Поезд-беглец» с Джоном Войтом и Эриком Робертсом и «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. Правда, с последнего проекта Кончаловский ушел прямо во время съемок, не выдержав давления продюсеров и окончательно разочаровавшись в голливудской системе кинопроизводства. Так или иначе, зарубежный опыт работы закрепил за Кончаловским статус одного из главных русских режиссеров в мире.
04. Владимир Алеников
Автор детских фильмов о Петрове и Васечкине Владимир Алеников дважды начинал работать в Голливуде с нуля. В первый раз он был приглашен после успеха у американской публики мюзикла «Биндюжник и Король». Результатом стала советско-американская мистика с Джорджем Сигалом «Время тьмы» (или «Феофания, рисующая смерть»). После десятилетнего перерыва Алеников вернулся в Голливуд, сняв и самостоятельно спродюсировав экспериментальный триллер «Пистолет (с 6 до 7-30 вечера)», примечательный длинными кадрами и развитием действия в режиме реального времени. Признание картины ограничилось фестивалями. Помимо этого Алеников около 10 лет вел курс режиссуры в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
05. Родион Нахапетов
Родион Нахапетов переехал в США на волне перестройки и всеобщего интереса к русским. Однако чтобы запуститься с проектом, понадобилась пара-тройка лет, а также собственная кинокомпания RGI Productions. На ее базе с середины 90-х Нахапетов снял в США четыре фильма и несколько сериалов, без особого успеха, но тем не менее. Быть может, большее внимание публики удастся привлечь готовящимся проектом – в ближайшем будущем режиссер планирует перенести на экран классику американской фантастики – «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери.
06. Тимур Бекмамбетов
Тимур Бекмамбетов был приглашен в Голливуд самим Роджером Корманом, открывшем дорогу в кино Фрэнсису Форду Копполе, Мартину Скорсезе и Джеймсу Кэмерону. Американским дебютом Бекмамбетова стал выдержанный во вполне кормановском духе трэш «Арена» (или «Гладиатрикс»), примечательный участием звезд Playboy. Более серьезной картиной стал боевик с Анджелиной Джоли «Особо опасен», после которого Бекмамбетов опять обратился к жанру трэша (впрочем, вполне обаятельного) в «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Зарекомендовав себя успешным коммерческим автором, Бекмамбетов занял режиссерское кресло в масштабном проекте MGM и Paramount – новой версии «Бен-Гура». Удастся ли нашему соотечественнику превзойти культовый пеплум 1959 года, собравший рекордных 11 статуэток «Оскара», узнаем в 2016 году.
07. Вадим Перельман
Из общего списка несколько выбивается Вадим Перельман, режиссер «Пепла» – одного из главных отечественных сериалов последних лет. Уроженец Киева, эмигрировавший из СССР в подростковом возрасте, Перельман начал путь в Голливуд через рекламные ролики и клипы. Его дебют – драма «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли – был поддержан Стивеном Спилбергом и получил три номинации на «Оскар». Второй работой Перельмана стал триллер с Умой Турман «Мгновения жизни». После такого опыта, конечно, почему бы и не снять российский сериал.
08. Александр Невский
Продюсер, сценарист, актер и культурист Александр Невский с недавних пор стал еще и режиссером. Да. Поставленный им в прошлом году боевик (естественно) «Черная роза», стал одним из худших фильмов года. Невского это вряд ли смущает. Во всяком случае у его кинокомпании с многозначительным названием Hollywood Storm далеко идущие планы. В частности, очередная версия приключений Геракла.
09. Сергей Бодров
За плечами Сергея Бодрова, с 90-х годов живущего в США, богатый опыт копродукционных проектов, в том числе криминальная драма «Давай сделаем это по-быстрому», исторические эпопеи «Кочевник» и «Монгол». Вышедшее в прокат фэнтези «Седьмой сын» – первый по-настоящему масштабный голливудский проект режиссера. Стомиллионный бюджет, компьютерные драконы, Джефф Бриджес с Джулианной Мур – все это задумывалось не иначе как ответ «Властелину колец». Hope so…
10. Сарик Андреасян
Набив руку на комедиях, Сарик Андреасян замахивается на все более серьезные проекты. Благодаря недавно созданной компании Glacier Films, среди учредителей которой помимо Андреасяна Хайден и Тоув Кристенсены, кинематографист планирует покорение зарубежной, прежде всего американской, аудитории. Первая ласточка в большом деле – снятый Андреасяном в Новом Орлеане криминальный боевик «Ограбление по-американски» с Эдриеном Броуди. Кроме того – пять продюсерских проектов, один из которых с Элайджей Вудом.
Добавим занятную историю. Год назад некая голливудская компания предлагала Андреасяну занять режиссерское кресло в экшне с Брюсом Уиллисом. Что бы вы думали? Андреасян отказался, сочтя проект сырым, а сроки недостаточными для создания «хорошего кино». Во как.