01. «Высший суд» (Герц Франк, 1987)
«Высший суд» Герца Франка – очень сильная картина. Про мужика, которого приговаривают к смертной казни. Режиссер проводит с ним в тюрьме его последние дни. Честно говоря, не припомню фильма, от которого у меня было большее потрясение. Он полностью поменял мое мировосприятие и помог осознать, что кино, особенно документальное, – это великое искусство.
02. «Мать» (Павел Костомаров, Антуан Коттен; 2007)
«Мать» – это такая притчевая история, которая при этом, будучи документальной, поражает своей правдой, уникальностью и сложным языком.
03. «Рассекая волны» (Ларс фон Триер, 1996)
Уже просто не могу сказать, сколько раз я видел это кино, знаю этот фильм наизусть. Когда мне чего-то не хватает, обязательно пересматриваю. Это для меня своего рода азбука.
04. «Без свидетелей» (Никита Михалков, 1983)
Фильм «Без свидетелей», где всего два актера – Михаил Ульянов и Ирина Купченко, в свое время тоже стал для меня потрясением. Мне нравятся ранние картины Михалкова, но эта – совершенное откровение. Когда смотришь ее, полностью погружаешься в особый мир героев, который просто нереально создать. Есть какая-то особая магия в этом минимализме и между актерами.
05. «21 грамм» (Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2003)
В «21 грамме» Иньярриту, как в общем-то и в «Сука-любовь», конечно, завораживает драматургическое построение. Смотришь и понимаешь, что кино действительно может быть таким – не обязательно рассказывать историю линейно, экранный мир можно как угодно путать во времени. Оказывается, что переставляя события из жизни не в том порядке, можно найти неочевидные взаимосвязи. В общем, сильное и оригинальное кино.
06. «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985)
«Иди и смотри» мне показал папа, когда мне было лет, наверное, десять. Это было чудовищно. Как так получилось? Учительница истории в школе однажды рассказала нам, что во время войны в блокадном Ленинграде кто-то приготовил холодец, в котором она нашла детский пальчик. Естественно, мы все были в шоке, делились этой историей с родителями, не верили. Папа, видимо, чтобы я получил какой-то эмоциональный удар и больше не задавал таких вопросов, поставил мне кино про войну. Ощущения и воспоминания остались до сих пор. Конечно, это очень тяжелый и крутой фильм. Мне кажется, если есть что-то про войну, то только это кино. Все остальное можно не смотреть.
Обложка: Валерий Матыцин/ТАСС