01. «Повелитель бури» (Кэтрин Бигелоу, 2009)
Формат: 16-мм
Военная драма Кэтрин Бигелоу о буднях американских саперов, служащих в Ираке, была снята на 16-мм пленку из соображений экономии, а также для придания эффекта документальности. В итоге картина получила девять номинаций премии «Оскар», в шести из которых выиграла, и в том числе была названа «Лучшим фильмом» в обход ультрапрогрессивного «Аватара». Для сторонников аналоговых технологий это, надо полагать, в высшей степени символично.
02. «Самсара» (Рон Фрике, 2011)
Формат: 65-мм
Режиссер этой мрачной философской кинопоэмы – документалист Рон Фрике, до этого работавший над знаменитыми «Коянискатси» и «Баракой». Бессюжетный фильм состоит из чередования столь же захватывающих по своей красоте, сколь и ужасающих кадров, снимавшихся на протяжении пяти лет в 25 странах. Крест на человечестве Фрике ставил самостоятельно модернизированной камерой Panavision с 65-мм пленкой, придающей изображению особый масштаб.
03. «Королевство полной луны» (Уэс Андерсон, 2012)
Свои пряничные киномиры Уэс Андерсон, как известно, предпочитает конструировать исключительно на пленке. Однако даже для него 16-мм формат редкость – обычно он работает с 35-мм. В «Королевстве полной луны» узкая пленка помогла подчеркнуть специфическую ретро-эстетику 60-х годов, а также детское восприятие мира главных героев.
04. «Мастер» (Пол Томас Андерсон, 2012)
Формат: 70-мм
Пол Томас Андерсон, главный монументалист современного американского кино, просто не мог не снять кино 70-мм формата, будто специально для него и придуманного. Широкая пленка в полной мере позволяет передать масштаб духовных метаний вернувшегося с войны моряка, а также дать убедительную панораму жизни Америки 40-50-х годов. Картина стала первой за пятнадцать лет англоязычной (и всего лишь четвертой за сорок лет) игровой лентой, большая часть которой снята на 70-мм.
05. «Анна Каренина» (Джо Райт, 2012)
Визуальный ряд эксцентричной, если не сказать китчевой, фантазии на тему одного из главных романов русской литературы два года назад не оставил равнодушным никого. Использование пленки здесь было обусловлено не только околоисторической составной фильма, но и сложной работой со светом. Как справедливо отмечает оператор ленты Шеймас МакГарви, только пленка могла обеспечить необходимое качество изображения и в полное мере передать насыщенность тени при съемке со слабым освещением.
06. «Операция “Арго”» (Бен Аффлек, 2013)
Еще один аналоговый фильм-триумфатор «Оскара», при работе над которым авторы вдоволь поэкспериментировали с нестандартными пленочными форматами. Узкая пленка использовалась, прежде всего, для создания атмосферы 70-х годов, имитации хроники и телерепортажей. Учитывая сложность соединения разных форматов, фильм не случайно удостоился помимо главной награды «Оскара» премии в номинации «Лучший монтаж».
07. «Во все тяжкие» (2008-2013)
Формат: 35-мм
Непросто поверить, но факт – все 5 сезонов или 62 эпизода «Во все тяжкие» снимались на пленку. Шоураннер сериала Винс Гиллиган убедил руководство канала AMC в необходимости такого шага ради создания по-настоящему кинематографического изображения. С одной стороны, это привело к удорожанию производства, зато с другой – вывело проект на новый качественный уровень. Не зря такие крупные сериалы как «Настоящая кровь», «Подпольная империя» или «Американская история ужасов» тоже снимаются на пленку. Справедливости ради отметим, что какие-то кадры «Во все тяжкие» все-таки снимались на «цифру», к примеру, когда применялась субъективная камера или цейтраферная съемка.
08. «Афера по-американски» (Дэвид О. Расселл, 2013)
Не так уж и много фильмов может сравниться по тщательности воссоздания другой эпохи и внимании к деталям с «Аферой по-американски». Закат пестрой эры 70-х с аутентичными костюмами, эксцентричными прическами, диско-хитами и отсылками к творчеству Мартина Скорсезе и Луи Маля, конечно, нельзя было реконструировать иначе как на пленке.
09. «Станция “Фрутвейл”» (Райан Куглер, 2013)
Прошлогодний независимый хит с антирасистским посылом о жизни и трагической гибели обычного афро-американца из Сан-Франциско. По словам оператора фильма Рэйчел Моррисон, 16-мм пленка с высокой зернистостью потребовалась из-за обостренной реалистичности, документальной манеры повествования и особой близости к героям.
10. «Превосходство» (Уолли Пфистер, 2014)
Оператор большинства фильмов Кристофера Нолана Уолли Пфистер, разумеется, тоже является апологетом пленки. Свой режиссерский дебют, тенденциозный фантастический боевик «Превосходство», Пфистер снял в 35-мм формате. Что любопытно, картина, сюжет которой крутится вокруг темы небывалого компьютерно-технологического прорыва, даже не подвергалась цифровой цветокоррекции. Обычная фотохимическая обработка вроде как даже позволила прилично сэкономить.
Подробнее о современных пленочных фильмах – тут.